Сегодня, 14 апреля, компания-застройщик мусоросжигательного завода в Осиново провела первую встречу с жителями Казани и Зеленодольского района. Еще 5 марта ее анонсировал мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин. Далее, 10 марта, замглавы исполкома Казани попросил жителей подготовиться, составить список вопросов и цивилизованно поговорить о проблеме. Кажется, социальная напряженность достигла того предела, где цивилизованные разговоры неосознанно подменяются истериками, криками и взаимными обвинениями.
— А в чем проблема мусоросжигания-то, я всё понять не могу? — поинтересовался мужчина у женщины, при входе в здание Осиновского дома культуры.
— Сначала убьют, а потом сожгут, — ответила дама.
"Сжечь и убить". Примерно в таком настроении и прошла встреча жителей Казани и Зеленодольского района с представителями застройщика — ООО "АГК-1".
"Сжечь и убить". Примерно в таком настроении и прошла встреча жителей Казани и Зеленодольского района с представителями застройщика — ООО "АГК-1". В субботу к 10:00 в актовом зале Осиновского дома культуры собралось около четырехсот человек. Еще несколько десятков стояли на улице.
— Вход закрыт. Там слишком много народа. Если пропустим еще, то нарушим правила пожарной безопасности. Оно вам надо? Ждите тут, пока люди не начнут выходить, — говорили на входе сотрудники полиции.
Если по началу в помещении еще можно было дышать, то ближе к середине кислород действительно закончился. Присутствующие дышали огнем и яростью. Сегодняшней целью были пять человек: уже привычный для жителей замглавы исполкома Казани и председатель Комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин, менее привычный замминистра строительства РТ Алексей Фролов и совсем незнакомые лица от застройщика. ООО "АГК-1" представили гендиректор Игорь Тимофеев, эколог Елена Ямщикова и исполнительный директор Российской экологической академии Ольга Лямина. Модератором встречи был глава Зеленодольского района Александр Тыгин.
— Давайте посмотрим фильм о мусоросжигательном заводе. Быть может, он ответит на некоторые ваши вопросы, — предложил Тыгин в начале встречи.
В ответ присутствующие заявили, что уже видели фильм, признали его "лоббистским" и не желают больше смотреть. После того, как видеоряд всё же заиграл, жители устроили настоящий протест под крышей. Практически все встали, повернулись спиной к проектору и людям на сцене, затоптали и начали скандировать слово "против".
Практически все встали, повернулись спиной к проектору и людям на сцене, затоптали и начали скандировать слово "против"
— Мы не хотим это смотреть, сколько можно. Нам этот фильм постоянно показывают. Он абсолютно необъективен. Мы хотим услышать ответы на наши вопросы, а не тратить время впустую, — заявила "Idel.Реалии" юрист и активистка движения "Против строительства МСЗ"Альбина Гайфуллина.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Реальные люди 2.0: Альбина Гайфуллина — о протесте по строительству мусоросжигательного завода, активистах и задержаниях
Импровизированная акция протеста длилась примерно 20 минут, пока фильм всё же не выключили. Люди с самого старта встречи начали кричать, ругаться с официальными лицами и кидаться оскорблениями.
Знаете, я — пенсионерка и не могу себе зубы вставить, а мне тут мусоросжигательные заводы строят
— Постройте лучше больше больниц, бесплатных наркологий. Наркомания и алкоголизм процветают, а вы тратите миллиарды на мусоросжигание. Зачем тебе это? Чтобы отмыть деньги? Знаете, я — пенсионерка и не могу себе зубы вставить, а мне тут мусоросжигательные заводы строят. О чем это говорит? — поинтересовалась пожилая жительница Осиново.
Тыгин попытался объяснить, что проблема в больших объемах мусора, который некуда девать, а складировать уже невозможно. В ответ ему заявили: вариант с переработкой лучше, дешевле и безопаснее. Он отметил, что мусоросжигательный завод всего лишь конечная стадия раздельного сбора мусора.
— Если на публичных слушаниях большинство проголосует против завода, значит его не будут строить? — поинтересовалась активистка Гузель.
— Законодательство… — начал говорить Тыгин, но его перебили.
— Мне нужен прямой ответ! — закричала девушка, надрывая голос.
— Я прямо отвечаю. Более чем прямо. Значит, законодательство публичные слушания ставит посередине: заявка — публичные слушания — решение по ним — утверждение поселкового совета. Таким образом, 15 депутатов примут окончательное решение. Итоги публичных слушаний утверждаются поселковым советом, — заявил Александр Тыгин, перекрикивая толпу.
15 депутатов примут окончательное решение. Итоги публичных слушаний утверждаются поселковым советом.
После этого свою позицию высказал Гендиректор "АГК-1" Игорь Тимофеев.
К тому моменту прозвучал первый вопрос из зала, адресованный ему. Заключался он в покупке земли инвестором "РТ-Инвест" (застройщик — дочерняя компания инвестора — прим.ред.) и нес посыл "почему вы уверены, что завод построят именно там?"
— В рамках законодательства РФ "Об экологической экспертизе" сначала проводятся изыскания на конкретном участке земли, что мы сейчас и делаем. На основании изыскания делается проектная документация, в том числе ее экологическая часть. Эта экологическая часть проектной документации выносится на общественное обсуждение. По результатам этого обсуждения и с учетом комментариев, которые поступят от населения, проектная документация отправляется на государственную экологическую экспертизу и далее рассматривается там. По итогам этого рассмотрения, в случае положительного решения, проводится главная госэкспертиза. Если экологическая экспертиза с учетом мнения населения примет отрицательное решение, значит, проект и место будут меняться, — постарался объяснить Игорь Тимофеев.
В отличие от модератора, он занял вполне удобное положение. Тимофеев говорил в микрофон, но вполголоса. Дабы его расслышать, присутствующим приходилось на какое-то время успокоиться, но потом гендиректор "АГК-1" говорил что-нибудь "не то" и вновь поднимался гул. Так, продолжалось практически всю встречу. Под конец Тимофеева и вовсе перестали слушать.
Если экологическая экспертиза с учетом мнения населения примет отрицательное решение, значит, проект и место будут меняться
— Нам говорят, что сейчас перерабатывают восемь процентов мусора. Да, это так. А в Советском Союзе перерабатывали 80 процентов, — начал свой монолог глава Антиядерного общества РТ и активист Альберт Гарапов, — Куда делась эта промышленность? Всё это требует не 28 млрд рублей. В Саратове есть роботизированные технологии, которые они готовы предоставить за меньшие деньги.
Гарапов в течение 20 минут намеревался сформировать конкретный вопрос спикеру, но закончилось всё стандартным "захотелось выговориться". После восхваления периода сдачи металлолома, макулатуры и стеклотары, глава Антиядерного общества республики перешел к представлению будущего: "Кругом будет пустыня и один завод горит. Все наши природные ресурсы уйдут через трубу".
Позже представители застройщика скажут, что людям как будто бы и не нужна была эта встреча, будто их не волнуют плюсы завода, и ничего слышать они не хотят. Быть может, о заводе и не хотят, но каждый из присутствующих всё же открыл для себя что-то новое. Например, информацию о коррупционных махинациях советника гендиректора компании-инвестора "РТ-Инвест".
— Правда ли, что Сергей Богатов привлекался за получение взятки в 2008 году? — поинтересовался активист общественного движения Антон Голубков.
— Уважаемые товарищи, я не являюсь генеральным директором "РТ-Инвест" и я не знаю, кто такой Сергей Богатов. Я являюсь генеральным директором "АГК-1", застройщиком, который будет строить мусоросжигательный завод, — ответил Игорь Тимофеев.
Здесь присутствующие придрались к "будет строить". Это еще не точно, говорили они, но сейчас о другом. Вспомним историю того самого Сергея Богатова. В 2008 году он был начальником отдела жилищной политики администрации Московского района Казани. 24-летний Богатов, как сообщали тогда СМИ, требовал от семейной пары 100 тысяч рублей за участие в программе социальной ипотеки. Стороны в конечном счете сошлись на 50 тысячах рублей наличными, но Богатов получил меченные. Передача происходила в его машине. После этого уже в дороге он заметил за собой машину оперативников и выбросил деньги из окна автомобиля посреди проезжей части. Дело о коррупции на Богатова завели, но реального срока за это он не получил. Сейчас он действительно является советником гендиректора "РТ-Инвест" по вопросам региональной политики в сфере ЖКХ, а также возглавляет управляющую компанию "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства". Спикеры очень быстро замяли тему про Сергея Богатова и до конца встречи ее никто уже не поднимал.
Далее, если пропустить объяснения специфики мусоросжигательного завода, можно упомянуть комментарий Игоря Тимофеева на главный аргумент жителей в пользу мусоропереработки. Речь про документ Европейской комиссии об устаревшей технологии сжигания отходов.
— Тот меморандум, о котором вы говорите, он немного другой. Там написано буквально следующее: нет смысла строить эти заводы вновь в тех странах, где их мощность превышает мощность образования мусора. В тех странах, где мощности заводов не хватает, наоборот, в этом же документе рекомендовано строить заново. Именно исходя из этих рекомендаций, Европейская комиссия выделила гранты порядка 600 млн евро для строительства подобных заводов в Польше и Литве. Именно поэтому такой завод запущен в начале этого года в Дании. То, что вы говорите, абсолютно некорректная информация, — заявил гендиректор застройщика.
У нас каждый снегопад превращается в стихийное бедствие, потому что власти не могут вовремя убрать накопившийся, а вы про завод
После этого присутствующие заявили, что не доверяют всем официальным лицам в зале, в том числе и местным властям. "У нас каждый снегопад превращается в стихийное бедствие, потому что власти не могут вовремя убрать накопившийся, а вы про завод", — говорили жители Казани и Зеленодольского района. Аргументы большинства в ответ на доводы представителей "АГК-1" звучали примерно так: "во дворе у себя строй". Также было популярным предложение "в огороде у себя ставь".
— Я вопрос вам никакой задавать не буду, поскольку у вас уже готовые, отработанные увертки на каждый наш вопрос. Я просто хочу вам сказать, что мы вам построить завод не дадим. Мы будем лежать с детьми перед техникой, но завод вам построить не дадим, — заявила одна из жительниц Осиново под аккомпанемент аплодисментов и топания ногами.
Присутствующие в сотый раз уточняли у Игоря Тимофеева, почему власти и инвестор не хотят вводить переработку. В тот же сотый раз за встречу гендиректор компании-застройщика пояснил: отходы будут собирать по городу и везти на мусороперерабатывающие станции; оттуда остатки непереработанных отходов попадут на мусоросжигательный завод.
— Мы не глупые, мы всё понимаем. Просто проблема в том, что переработают они только восемь процентов из 600 тысяч тонн в год. А остальное в печи и в воздух. Говорят, фильтры хорошие, будут вовремя менять. Вот вы верите нашей власти? Я, например, нет. Я и выбирала ее не по своему желанию. У них у всех была возможность вести с нами нормальный диалог год назад, но они проигнорировали активистов. Сейчас, когда поджало — спохватились. Если власть не слышала нас тогда, какого, простите, черта, я должна идти им на уступки сейчас? — объяснила свою позицию "Idel.Реалии" жительница Осиново Ирина.
Мы будем лежать с детьми перед техникой, но завод вам построить не дадим
Как на деле будет организована работа этих фильтров, пояснила "Idel.Реалии" и эколог "АГК-1" Елена Ямщикова. По ее словам, четкой периодичности по замене нет. Срок износа одного фильтра — два года. Как часто их придется заменять, станет известно уже на деле.
— Каждые полгода предусматривается плановый осмотр завода и проверка функциональности работы фильтров. Фильтры проверяются на прочность, на износ. Если мы видим, что его характеристики ухудшились, то он подлежит замене. Все фильтры заказываются заранее, чтобы не допустить ситуации с прорывами. Очень часто люди говорят, вдруг вы не досмотрите. Если вдруг порвется фильтр, завод просто остановится. Перестанут работать турбина, котлы, которые разогревают мусор. Таким образом, произойдет аварийная ситуация, которая в принципе недопустима для завода, — сообщила эколог.
Мы уточнили ее позицию уже после встречи. На мероприятии Елена Ямщикова не смогла выразить свою позицию — ее не было слышно. Под конец присутствующие встали и собрались у сцены. После недолгих обвинений в адрес "АГК-1", жители подозвали к себе замминистра строительства РТ Алексея Фролова.
Вот вы верите нашей власти? Я, например, нет. Я и выбирала ее не по своему желанию.
— В этом году мы должны отобрать региональных операторов. С 1 января 2019 года региональные операторы начнут работать, заключать договоры, им установят плату за их услуги. Начнут внедрять мероприятия по сортировке в 2019 году. У нас сегодня от двух до шести процентов сортировки, — озвучил Алексей Фролов в толпе.
— Мы будем сортировать, нам не нужен завод, — ответили ему собравшиеся.
— Государство создает нормативную базу, — сказал замминистра.
— Нам не нужна нормативная база, нам нужны конкретные действия. Мы не отдадим "АГК-1" 60 процентов мусора, они уйдут отсюда. Не дадим им реализовать их проект. Вы нам поможете в этом? — спросили жители.
— Конечно поможем, — констатировал Алексей Фролов.
В общей сложности встреча длилась около трех с половиной часов. Прозвучало ли на ней что-то конструктивное? Все стороны единогласно отвечают — нет. По словам жителей Казани и Зеленодольского района, даже застройщику не удалось изменить их точки зрения. Застройщик, в свою очередь, уверен, что его просто не хотели слушать.
— С одной стороны, было понятно, что встреча пройдет в таком напряженном ключе и, может быть, даже мы ожидали большего накала страстей. Особое впечатление на меня оказало то, что люди против в принципе и даже не хотят разобраться, о чем идет речь и после этого сделать выводы. То есть, они пришли с фразой: "Мы против". Когда мы предлагали им съездить на заводы в страны Европы и посмотреть на них своими глазами, они отказывались. То есть, по какой-то причине они не хотят увидеть, что завод хороший, — заявил "Idel.Реалии" Игорь Тимофеев.
Представители застройщика мусоросжигательного завода, несмотря ни на что, всё же постарались сгладить ситуацию. На выходе из здания они раздали всем пришедшим желтые тюльпаны.
— Желтый цвет предательства. Смотри-ка, ничего не стыдятся, — сказала уже на улице одна пожилая женщина другой.
— Надо было сказать, чтобы на могилку их мне положили, когда этот завод заработает, — ответила ей собеседница.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и узнавайте, кто будет следующим гостем проекта Реальные люди 2.0, и многое другое.