Ссылки для упрощенного доступа

Спасут ли афганцы экономику Татарстана? Айсин — о планах Казани привлечь трудовых мигрантов из Афганистана


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Татарстан и Чечня предложили рабочие места трудовым мигрантам из Афганистана. Татарстанский политолог Руслан Айсин считает, что привлечение граждан этой страны может стать шансом для афганских татар приехать в Татарстан, однако, по мнению эксперта, в условиях роста ксенофобских настроений в России жизнь афганцев может быть трудной в этой стране.

Несколько регионов России, в частности Татарстан и Чечня, предложили рабочие места трудовым мигрантам из Афганистана. Об этом сообщил исполняющий обязанности министра труда и социальных отношений в сформированном движением "Талибан" правительстве Афганистана Абдул Умари.

Движение, как известно, до сих пор считается в России террористическим. Хотя МИД и Минюст РФ недавно предложили исключить "Талибан" из списка запрещенных. Однако в этом деле вопросов больше, чем ответов.

В середине мая в Казани состоялся форум "Россия — Исламский мир: KazanForum". Представители новой афганской власти тоже приняли в нем участие. А совсем недавно они же стали делегатами Петербургского международного экономического форума.

Стоит отметить, что Татарстан в последнее время в особенности тесно контактирует с Кабулом. Очевидно, что эти контакты санкционированы из Москвы. У Татарстана нет таких полномочий, чтобы определять самостоятельную внешнеполитическую линию с таким "опасным" партнером.

По факту Россия идет к легитимации движения "Талибан". На формальность, что движение находится в статусе запрещенной структуры, мало кто обращает внимание. Российская политика двойных стандартов — уникальна в этом роде.

Москва использует Казань как ключ для входа в исламский регион. Например, Кремль ранее наладил сборку иранских дронов в Татарстане. Теперь же важным внешнеполитическим партнёром становится Афганистан. Вряд ли другом. Предполагаю, что у талибов больше доверия к татарам как единоверцам, все-таки они религиозное движение. Однако при этом в России на самом высоком уровне царит исламофобия, запрещают строительство мечетей и исламскую литературу, преследуют активистов.

С Афганистаном же отношения всегда были сложные и противоречивые. Сегодня формально приятельствуют, завтра — враждуют. Такое было в недавней еще советской истории. Кто тут думает об интересах Татарстана, который втягивают в московскую преступную политику?

Что касается трудовых мигрантов из Афганистана. В экономическом плане ситуация в этой стране непростая. Значительное количество людей вынуждено искать новые возможности для жизни и работы за пределами родины. Граждане Афганистана трудятся в Иране, ОАЭ, Саудовской Аравии и других странах. Население Афганистана постоянно растет. По последним данным, сейчас там проживает порядка 44 миллионов человек — около трети от российского населения.

В Афганистане проживает значительное количество татар. По оценкам самих лидеров общины, в стране насчитывается до 100 000 этнических татар. Точные данные статистики о различных этнических группах страны недоступны, так как государственные учреждения только недавно стали учитывать их как отдельную группу. Представители афганских татар неоднократно обращались к официальным лицам Татарстана с просьбой помочь в налаживании культурных связей, содействовать в изучении татарского языка, направить к ним учителей. Однако воззвания так и остались без какого-то внятного ответа.

Возможно, часть из них изъявит желание отправиться в Татарстан. Они, как я полагаю, могут работать в различных секторах экономики, включая строительство, сельское хозяйство, обслуживание. В Татарстане явная нехватка рабочих рук, это признается на официальном уровне.

Однако мигранты могут столкнуться с трудностями в интеграции из-за культурных, языковых и ментальных различий. Это может привести к социальным недопониманиям и конфликтам. Не все рады трудовым мигрантам, скажем прямо. Ксенофобские настроения в обществе растут.

Для понимания: больше всего мигрантов в Россию приезжают из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В 2023 году на эти страны пришлось чуть меньше 90% всех приехавших с целью найти работу. Они заняты в основном в строительстве, подрабатывают в такси, курьерами, работают в логистических центрах, а также в сфере ЖКХ. Во время пандемии, когда из России наблюдался отток гастарбайтеров, отсутствие трудовых ресурсов вице-премьер Марат Хуснуллин называл проблемой номер один в строительстве. И сегодня российскому рынку также критически не хватает кадров. В прошлом году приток мигрантов в страну упал до минимальных значений.

Жителям Афганистана будет сложнее адаптироваться, чем тем же жителям бывших советских республик. Нетрудно догадаться, какой "опекой" их окружат силовики. За ними установят пристальное внимание, кто в какую мечеть ходит, с кем общается, контактирует.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG