Ссылки для упрощенного доступа

Пост-Крокусная ксенофобия. Представители народов Поволжья — о том, чувствуют ли они проявление расизма по отношению к себе после теракта


Вооруженное нападение на "Крокус Сити Холл" в Московской области, произошедшее в минувшую пятницу, по мнению экспертов, усилило ксенофобские настроения по отношению к мигрантам из Центральной Азии. В российской Госдуме уже предложили ужесточить въезд и критерии депортации. Как сообщает телеканал "Настоящее время", среди случаев проявления ксенофобии — отказы пользователей сервисов такси ехать с водителями из Таджикистана, а также угрозы сотрудникам и владелице барбершопа в Ивановской области, где работал один из обвиняемых в совершении теракта. "Idel.Реалии" опросили представителей народов Поволжья о том, ощущают ли они рост ксенофобских настроений и опасаются ли, что мигрантофобия может коснуться и их. В Поволжье проживают представители этнических групп, которые традиционно исповедуют ислам, имеют такие же имена, что и мигранты из Центральной Азии.

Айганым (имя изменено), Астраханская область, казашка:

— Конечно, рост ксенофобии я замечаю даже в своем достаточно стерильном в этом отношении кругу. Я уже пару лет не живу в России постоянно, но регулярно приезжаю к родным и вижу русскоязычный контент в интернете. Есть ощущение, что сейчас в этом пространстве мигрантофобии стало не просто больше — она его практически поглотила. Мне кажется, это предсказуемо, похожие всплески происходили и после гораздо менее масштабных событий, чем теракт в "Крокус Сити Холле". Что касается его прямых последствий — слышала, например, что многие теперь отказываются ездить с таксистами-таджиками.

Эти настроения распространяются не только на мигрантов, но и на коренные народы России

Но, вообще, очень наивно полагать, что среднестатистический ксенофоб будет проверять вашу родословную или паспорт, перед тем как вас оскорбить. Поэтому эти настроения распространяются не только на мигрантов, но и на коренные народы России. Не хочется перетягивать внимание с ксенофобов на их жертв, но, если честно, меня отдельно расстраивает реакция россиян неславянского происхождения на такие случаи — складывается ощущение, что некоторых возмущает не сам факт расизма в их адрес, а то, что их перепутали с мигрантами.

Так или иначе, мне кажется, важно понимать, что ксенофобия и до теракта была уже давно нормализована как фоновое явление. Принципиальное изменение в последние дни — это то, что ее не просто практикуют, но и массово оправдывают.

Гузель, Казань, татарка:

— Я долгое время проживала в Санкт-Петербурге, и там у меня часто возникало чувство, что я чужая, потому что нерусская. На татарском разговаривать не с кем, родственников рядом нет, найти татарскую кухню тяжело. Часто приходилось слышать, какие мусульмане "неправильные", плохие, грубые и дикие. Когда говоришь человеку, что я тоже, например, мусульманка, всегда слышала в ответ: "Ты же не такая, как они".

В Санкт-Петербурге, по-моему, всего лишь одна мечеть, в религиозные мусульманские праздники там всегда много людей. Постоянно в местных новостях читаешь, как люди недовольны тем, что мусульмане приходят к этой мечети, потому что из-за этого местные "чувствуют себя небезопасно". В Казань я вернулась где-то полтора года назад, тут я чувствую себя намного лучше, потому что для меня это всё-таки дом, в котором чужим человеком себя не ощущаешь.

После теракта в Москве даже среди своих знакомых слышу, что надо ужесточить законодательство, чтобы мигрантов было меньше

После теракта в Москве даже среди своих знакомых слышу, что надо ужесточить законодательство, чтобы мигрантов было меньше, но мне кажется, что это неправильно. Редко, но такие разговоры есть. Конечно, я не в таком объёме, как люди из Центральной Азии, прочувствовала, с чем приходится сталкиваться, когда ты нерусский, но всё равно понимаю их, как им тяжело в другой стране, в другой культуре, с другим языком. Кажется, надо напоминать людям, что мы — многонациональное государство, мы должны быть терпимы к другим национальностям.

Россияне тоже в период мобилизации массово уезжали в другие страны, особенно в Центральную Азию — и их там в большинстве своем приняли очень даже хорошо, позволили проживать в стране, оформлять банковские карты, избежать призыва. Сколько из уехавших, например, платят налоги тем странам, в которых живут? Сколько из них получили ВНЖ или хоть как-то легально закрепились в Грузии, Армении, Казахстане, Таджикистане и других странах? Они тоже столкнулись и продолжают сталкиваться с тем, что сами стали мигрантами. Если бы эти страны начали ужесточать законодательство, разве они были бы этим довольны?

Могу сказать только одно: нет плохих наций, есть плохие люди. Мне очень жаль погибших и пострадавших в теракте, их родственников и близких. Я понимаю, откуда идёт этот гнев. Но нельзя на уровне государства поощрять нетерпимость к мигрантам.

Ильгиз, Уфа, башкир:

Судя по моему окружению, никакая волна мигрантофобии в России не поднялась

— Судя по моему окружению, никакая волна мигрантофобии в России не поднялась. Однако, судя по социальным сетям, что-то такое есть. В том же Twitter (в настоящее время соцсеть называется "Х" "Idel.Реалии"), например, я видел, как начались угрозы таджикам.

Я не очень беспокоюсь, что эта волна может коснуться нерусских россиян в Башкортостане, например, потому что тут все нерусские.

Артем, Ижевск, татарин:

— Думаю, дальнейший рост ксенофобии и мигрантофобии нас неминуемо ждет. Даже мой личный опыт это подтверждает. Мужчина из Таджикистана, готовящий шаурму в одном местечке по пути на мою работу, закрыл точку на несколько дней, хотя до этого никогда не закрывал ее. Женщина из Узбекистана, торгующая в табачной лавке, рассказала, что клиенты-мигранты жалуются на проверки и вымогательства со стороны полицейских.

Лично в моем случае эта волна затронула и нас, россиян, но в "легкой форме" — пока только в качестве язвительных высказываний в адрес "этнических" или "культурных" мусульман. Мои коллеги стали шутить про свинину и теракты. Бутылку с водой, которую я ношу с собой в туалет (прошу прощения за подробности — это исламский туалетный этикет), коллеги в шутку назвали первой ступенькой к терроризму.

Гульнара (имя изменено), Астрахань, ногайка:

— В росте ксенофобии даже не приходится сомневаться. Я сталкивалась с такими высказываниями как в интернете, так и в жизни — и это очень страшно. Я очень сочувствую таджикистанцам и всем мигрантам, которые будут вынуждены в ближайшее время переживать нападки и притеснения.

Я очень сочувствую таджикистанцам и всем мигрантам

Особенно меня угнетает, когда я вижу проявления мигрантофобии, ксенофобии и исламофобии от представителей "либеральной" общественности. Третий год мы по кругу рассуждаем о коллективной вине и ответственности, о том, что за чудовищные преступления отдельных людей не несет ответственности целая нация, пока россияне бегут от мобилизации в страны Центральной Азии... чтобы что? Или такие рассуждения и человеческое отношение справедливо только для русских москвичей?

Плохое отношение к мигрантам и к нерусским россиянам — это взаимосвязанные напрямую вещи. В Екатеринбурге уже останавливают людей "восточной внешности" — что инициаторы таких проверок под этим имеют в виду? У меня, как я догадываюсь, "восточная внешность", а я представительница коренного народа России, как и огромное количество людей других народов. Я родилась здесь, имею гражданство, свободно говорю на русском, грамотно пишу на нем. И что? Это значит, я не буду проходить через многочисленные унизительные проверки в метро, не буду в грубой форме "отшиваться" арендодателями, не буду посылаться "обратно в свою страну", не буду слушать оскорбления на национальной почве и оскорбления в сторону моего языка, который всегда будет "тарабарщиной", или моей религии, которая всегда будет "верой террористов"? Конечно, буду.

По этой причине ксенофобные нападки на мигрантов я всегда воспринимала очень лично, даже если они никогда не адресованы мне. Я не отделяю себя от этих людей. У меня, в общем-то, даже нет выбора, отделять или нет — мои соотечественники не особенно отделяют.

Сагит, Уфа, башкир:

— Определенные силы стараются поднять эту волну мигрантофобии, это очевидно. Это идет по всем каналам. В большей мере это распространяется по соцсетям, но это идет и по СМИ, так или иначе аффилированным с властью. Оправдываются пытки, звучат призывы к возврату смертной казни.

Оправдываются пытки, звучат призывы к возврату смертной казни

Всё это, опасаюсь, коснется и нерусского населения в нашей стране. Для Москвы, для её русской части все остальные, нерусские — это как мигранты. Когда в Москве бываешь, на тебя смотрят косо. Даже когда ты говоришь, что ты из Уфы, они говорят: "А, это где-то за Казахстаном что ли?" Они даже не знают географию, для них мы все "мигранты".

Даже Башкортостана всё это уже касается. Радий Хабиров, хоть и этнический башкир, но по своей психологии, по идеологии он — за "русский мир". [Ушедший на войну с Украиной вице-премьер РБ Азат] Бадранов — такой же. Башкир по духу в администрации и в правительстве республики сейчас практически нет. В руководстве же органов федеральных структур власти в республике — как надзорных, так и силовых — башкир вообще убрали.

Арслан, Саратов, азербайджанец:

— Честно говоря, сложно сказать, есть ли какая-то волна мигрантофобии в России. В реальной жизни после теракта не заметил разницы по отношению к себе. Каких-то разговоров по национальным признакам тоже не заметил. Кроме, конечно же, комментариев в интернете. Они всегда были достаточно токсичными, поэтому я не считаю, что это какой-то показатель. Больше складывается ощущение, что растет недовольство по отношению к Украине и Западу. Возможно, что они виноваты, а, возможно, и нет — я не знаю. Но народу проще всего найти козла отпущения и свалить все на него.

Каких-то разговоров по национальным признакам тоже не заметил

Я сомневаюсь, что нерусских россиян это может коснуться. Я помню, что основная волна гонений на нерусских россиян была ещё во времена скинхедов. Такое может повториться, только если ужесточат миграционные правила нахождения в России и депортацию. Люди могут начать сильно опасаться тех же таксистов или доставщиков, потому что там, правда, много таджиков.

Дияна, Уфа, башкирка:

— Мне кажется, новая волна мигрантофобии действительно поднялась. Мигрантофобия и ксенофобия, к сожалению, очень распространены в нашей стране, и уже сейчас видно, что в WhatsApp рассылают различные ксенофобские сообщения. Если почитать комментарии к новостям о теракте, люди радуются пыткам задержанных, говорят, что мигранты виноваты в таких событиях — и нужно их всех гнать в шею. Это ужасно.

По моему мнению, это может коснуться нерусских в России. Это, вообще, всегда касалось нерусских: презрительное отношение к татарам, высмеивание башкир, оскорбительные прозвища для якутов — всё это мы видели и знаем. Какое-то время люди относились к нерусским более-менее, но сейчас голоса именно тех, кто за чистую русскую расу, — явно громче.

Азат, Казань, татарин:

— Я считаю, что волна ксенофобии и мигрантофобии поднялась — и это неудивительно. Ведь уже сколько лет населению прививают нездоровый патриотизм (популярное творчество Шамана чего стоит с его песней "Я русский"). Неонацисты наверняка поднимут голову.

Но вряд ли вся эта волна продлится долго. Я бы отметил временный характер этих настроений. У нашего народа, к сожалению, память как у рыбки — но иногда это и хорошо. Поэтому, я думаю, будет всё нормально. И критических моментов — типа расправ и так далее — удастся всё-таки избежать. Я думаю, преследования каких-нибудь невинных таджиков повсеместно не может быть, до этого у нас ещё не дошло.

Конечно, от тупого быдла много чего можно ожидать, и свою агрессию они могут направить на слабых. Но, думаю, дальше каких-то угроз, оскорблений дело не пойдет. Всякое возможно, конечно, к тому же "слабовики" показывают не очень хороший пример… Но в Татарстане, надеюсь, и вовсе всё норм будет. У нас в целом и уровень жизни выше, и с образованием получше, чем в среднем по стране.

Бадма (имя изменено), Элиста, калмык:

— Собственно, в России всегда была ксенофобия, мигрантофобия. Все мы не раз слышали замечания типа "понаехали" и тому подобное. Нет ничего удивительного, что эта волна поднялась сейчас.

Мой друг — врач, тоже калмык по национальности — вчера мне рассказал, что его внука в Москве на днях остановили силовики. Они ведь не могут даже определить, кто мы — калмыки, узбеки, татары или таджики. Мы для них все на одно лицо. И в этой ситуации возможны эксцессы по отношению и к нерусским гражданам РФ, и к мигрантам из Центральной Азии.

В этой империи мы всегда были людьми второго сорта

Вы знаете, что в президентском полку — только славяне по национальности? Там не увидишь ни калмыка, ни чеченца, ни удмурта… (Как утверждают государственные СМИ России, требования к призывникам этого полка следующие: хороший слух, зрение и дикция; отсутствие родинок и шрамов на лице, татуировок на теле; славянская внешность, приятные черты лица, правильный прикус, никаких золотых зубов; развитая мускулатура; ровные ноги; рост от 175 до 190 см; психическая устойчивость; полное среднее образование; положительная характеристика с места учебы; полная семья; безупречная репутация у призывника и его родственников, отсутствие судимостей, учетов в диспансерах "Idel.Реалии").

Словом, в этой империи мы всегда были людьми второго сорта. И сейчас, когда сняты все барьеры, которые сдерживают низменные инстинкты, всё человеконенавистническое вновь поперло. Тем более, когда само государство это поощряет и само проводит такую же политику.

Ильмир (имя изменено), Уфа, татарин:

— Ощущается, что тема ненависти к мигрантам выползла в паблик. Не могу сказать, что количество людей, которые на полном серьезе негативно относятся к приезжим, возросло. Тут, скорее, история про то, что те, кто и так не очень хорошо относился к представителям нерусских национальностей, на фоне теракта заговорил о своей неприязни громче.

Волна этой ксенофобии уже касается граждан России нерусской национальности

Волна этой ксенофобии уже касается граждан России нерусской национальности. Например, я знаю от первых лиц в воронежском УМВД, что в Воронеже прошла разнарядка по дополнительным проверкам в отношении всех лиц неевропеоидной внешности. В целом считаю, что сейчас возможность превращения бытового расизма в политический зависит напрямую от властей. Если они попытаются оседлать эту тихую волну, то последствия неизбежно будут; если нет, то всë закончится на уровне маргиналов.

Оюна, Улан-Удэ, бурятка:

— Уровень мигрантофобии после "Крокуса" вырос. Я наблюдаю это в социальных сетях знакомых: в первые дни у многих была истерия, призывали не заказывать доставку, не ездить на такси с таджиками…

Достаточно не иметь славянскую внешность — и в крупных городах тебя уже принимают за мигранта. Ненависть к нерусским всегда была: независимо от религии и культуры. Лично у меня был случай в Москве, где я проходила обучение. После учебы пошла в торговый центр, хотела подняться на лифте. Там была женщина с ребенком славянской внешности. Когда она увидела меня, то сказала: "Опять эти чурки!" — и закрыла прямо передо мной двери лифта.

В Иркутске тоже всегда была ксенофобия, я с самого детства на себе это чувствовала. Самыми тяжелыми были школьные годы, я только сейчас начинаю понимать, какую они оставили психологическую травму — от учителей и учеников, которые не принимали меня за свою.

И для меня стало большим огорчением, что даже в родной республике Бурятия, на курорте Аршан, я вдруг услышала от трёх русских парней в нетрезвом состоянии, гуляющих по улице: "Вас, бурят, резать надо!" Я ничего не могла сказать в ответ. А люди просто проходили мимо, как будто ничего не происходит.

***

Исследователь ксенофобии и расизма, заместитель директора, научный руководитель "Левада-Центра" Лев Гудков, с которым еще до полномасштабного вторжения России в Украину беседовал корреспондент "Idel.Реалии", объяснял, что рост ксенофобских (ультраправых) настроений в российском обществе связан с тем, что правящие круги этой страны за последние годы сумели превратить непристойные лозунги в пристойные.

— Они [властные элиты] делают это [возможность выражаться публично ксенофобски] приемлемым, приличным и придают им статус некоторой авторитетной позиции большинства, что снимает антиправовой характер этих выступлений и прочее. То, что раньше считалось неприемлемым, недостойным, неприличным и характерным только для люмпенизированных групп населения, социальных низов, теперь, когда возникают такого рода выступления [ксенофобия из уст власти], это придает им некоторую пристойность или даже авторитетность, — отмечал он.

В последнее время публичные "наезды" на представителей коренных народов России или национальные меньшинства стали практически нормой в российских реалиях. В Конституцию Российской Федерации внесена формулировка о "государствообразующем", т.е. русском народе, что не может не сказываться на самочувствии представителей "мусульманских" народов.

Пару лет назад главред государственного агентства "Россия сегодня" и RT Маргарита Симоньян говорила, что "хотела бы русскую Россию, призвала предпринимать шаги для увеличения доли русских в населении страны, чтобы она не стала мусульманской". Эта тенденция видна по работе многочисленных Telegram-каналов, которых отличает провластная позиция.

  • "Idel.Реалии" сообщали об издевательствах над мусульманами в исправительной колонии (ИК) №26 в Самарской области. В частности, выходцы из Центральной Азии и их родственники рассказали, что в ИК заключенных принуждают поддерживать войну в Украине.
  • Кроме того, отбывающие наказание в оренбургской колонии №9 осужденные из республик Северного Кавказа заявили о запрете отмечать Ураза-байрам — на время одного из главных праздников в исламе в исправительном учреждении закрыли молельную комнату. Опрошенные "Кавказ.Реалии" эксперты отметили, что нарушение религиозных прав заключенных — прежде всего, мусульман — остается распространенной практикой в системе федеральной службы исполнения наказаний России.
  • Также сообщалось, что в Поволжье демонтируют придорожные мусульманские молельни, которые установлены сетью АЗС "Ирбис" на собственной территории для клиентов. По сообщениям активистов, именно молельни стали причиной череды проверок сети АЗС всевозможными службами — от пожарных до земельного кадастра. Сама компания и официальное духовенство ситуацию не комментировали.
  • В феврале 2019 года правозащитный центр "Мемориал" опубликовал доклад, в котором отмечался стремительный рост уголовных дел по статье 205.2 УК РФ ("Публичные призывы к терроризму, оправдание и пропаганда терроризма") и ужесточение наказания по этой статье. Если в 2014 году в России вынесли всего 13 обвинительных приговоров по статье 205.2, то в 2017-м — уже 111; рост продолжился и в 2018 году. Основная часть этих дел касается оправдания деятельности исламистских организаций, признанных в России экстремистскими или террористическими. Эксперты говорили, что часто эти дела выглядят абсурдно, следствие не способно доказать вину обвиняемых, однако суды штампуют обвинительные решения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG