Ссылки для упрощенного доступа

Последний оплот Мусина


В фотоколлаже использованы фотографии изданий "Реальное время" и "InKazan"
В фотоколлаже использованы фотографии изданий "Реальное время" и "InKazan"

2 февраля в Казани пройдут сразу два очных заседания комитетов кредиторов — Интехбанка и Татфондбанка. Один из вопросов на каждом — урегулирование споров между этими банками и Радиотехбанком. Последний — нижегородский банк, тесно связанный с компаниями арестованного экс-главы ТФБ и депутата Госсовета Татарстана Роберта Мусина и самим банком (почти 30% принадлежат ТФБ). "Idel.Реалии" рассказывают о судьбе последнего оплота Мусина и попытках спасти банк.

ВЫВОДЫ АКТИВОВ

Конкурсный управляющий сразу двух лопнувших татарстанских банков Интеха и ТФБ — Агентство по страхованию вкладов — обратился к комитету кредиторов, созвав их на внеочередное собрание (состоится 2 февраля), с вопросом. АСВ просит урегулировать споры между финансовыми организациями и Радиотехбанком, формально — простить им выводы активов в последние дни перед введением моратория.

Из Радиотехбанка ушли все те, кто был напрямую связан с делом Татфондбанка или работал в его структурах

Радиотехбанк находится в Нижнем Новгороде и всячески пытается отстраниться от "старшего брата". Так, буквально перед введением моратория в ТФБ Радиотехбанк успел сократить свои вложения в него. До этого банк владел около 5% (6 млрд рублей) от величины активов, а 26 декабря 2016 года эта величина равнялась всего 0,17% (9,7 млн рублей). Об этом в декабре 2016 года "Ведомостям" сообщил ​представитель Радиотехбанка.

31 марта 2017 года в Радиотехбанке обновили и совет директоров. Возглавил его 30-летний Ирек Идиятуллин. Состав совета также претерпел изменения — из него ушли все те, кто был напрямую связан с делом Татфондбанка или работал в его структурах. На 31 декабря 2016 года в качестве членов совета директоров значились: Рустам Хакимов, Николай Воронов, Марат Загидуллин, Сергей Мещанов (зампред ТФБ, арестован по делу "ТФБ Финанс"), Виктор Корноухов, Константин Хайсанов, Рамиль Насыров (первый заместитель председателя правления Татфондбанка, находится под домашним арестом). Сейчас на сайте самого банка список совета абсолютно иной: Ирек Идиятуллин, Николай Воронов, Марсель Исмагилов, Виктор Корноухов, Светлана Лепендина, Владимир Меньшов, Константин Хайсанов.

Источник: Центробанк
Источник: Центробанк

АСВ в прошлом году обратилось в Арбитражный суд Татарстана с иском от лица ТФБ к Радиотехбанку. Сумма требований по сделкам, совершенным за несколько дней до введения моратория в ТФБ, — 652,5 млн рублей и 401 тысяча евро (по курсу сейчас — 27,7 млн рублей).

Так, 29 и 30 ноября Радиотехбанк списывает со своего счета в ТФБ 145,7 млн рублей в счет погашения своего же кредита в финансовой организации. В то же время нижегородский банк переводит со счетов из ТФБ около 95 млн рублей. 12 декабря 2016 года ТФБ передал права требования по кредитному договору Н.А.Савельеву на 60 млн рублей Радиотехбанку. Далее, в тот же день, ТФБ передает ему права требования с заемщиков — ООО "Крекинг-Проф", ООО "НПО ИНГАЗТЕХ", ООО "Николашкино", ООО "Агрофирма Восток", ООО "Камский завод "Металлокровля", казанского филиала завода, ООО "Сатурн-Урал" — на общую сумму 352,3 млн рублей.

​Далее Радиотехбанк переводит из ТФБ 401 тысячу евро через немецкий банк Commerzbank в ВТБ.

В Интехбанке ситуация похожая, только сумма значительно меньше — 141,4 млн рублей. Эта сумма была использована в качестве погашения задолженности по кредиту в том же банке. Операции проводились не единовременно — с 25 ноября по 13 декабря.

НЕРАСТОРОПНОСТЬ АСВ

Летом 2017 года "Idel.Реалии" опубликовали расследование. Мы назвали его "Татарстанский ва-банк. Кто и как разрушил республиканскую банковскую систему" . В материале имеется часть документов, присланных в редакцию в начале лета 2017 года анонимным источником. Документы свидетельствовали об аффилированности между компаниями-учредителями лопнувших банков, а также о выводе кредитного портфеля Татфондбанка с высоколиквидными кредитами в связанный банк — Радиотехбанк.

Компании бы ли не в курсе, что их кредиты продали, ТФБ даже залоги не успел передать

Отметим, что АСВ к этому времени, как конкурсный управляющий, уже оспаривали крупные выводы средств со счетов ТФБ в последние дни перед введением моратория, но почему-то обходило стороной выводы Радиотехбанка.

"12 декабря 2016 года были переданы кредиты из ТФБ в Радиотехбанк, — написал источник. — Это ликвидные кредиты, по которым сейчас всё оплачивается ежемесячно без просрочек. Этим вопросом занимался лично [Рамиль] Насыров (первый заместитель председателя правления Татфондбанка, находится под домашним арестом — ред.) и подписывал договор тоже он. По информации вывели в последние дни шесть-семь млрд рублей по разным компаниям в разные банки. Компании бы ли не в курсе, что их кредиты продали, ТФБ даже залоги не успел передать."

В пакете документов — договор уступки прав от 12 декабря на пяти листах за подписью Рамиля Насырова (находится под арестом) и уже экс-председателя правления Радиотехбанка Евгения Грина. К нему есть приложение, в котором идет речь о кредитах ООО "Агрофирма "Восток" на 114 и 24 млн рублей.

Для подтверждения подлинности документов и того, что эти сделки были совершены между банками, "Idel.Реалии" направили запросы в Радиотехбанк и АСВ. Госкорпорация в своем ответе подтвердила существование этих документов.

Кроме того, как сообщили тогда в АСВ в тот же день, когда они прислали ответ на наш запрос, 18 августа, они обратились в Арбитражный суд Татарстана с иском о признании этого договора недействительным и его отмене. Они хотят добиться "восстановления права требования ПАО "Татфондбанк" по кредитным договорам и договорам, обеспечивающим исполнение обязательств".

НИЖНИЙ НОВГОРОД ЗА РАДИОТЕХБАНК

Позже выяснилось, что речь идет не только об ООО "Агрофирма "Восток", но и ряде других компаний, указанных выше. АСВ со временем оспорило все эти сделки Радиотехбанка, вот только суд оставил все иски госкорпорации без движения до 25 января 2018 года. Причиной для этого послужило обращение нижегородского банка к АСВ "о необходимости урегулирования указанных споров в целях сохранения финансовой устойчивости банка и обеспечения продолжения его работы".

"При этом в обращении указывается на готовность нескольких акционеров должника (Радиотехбанка — "Idel.Реалии") приобрести пакет его акций, принадлежащих банку (ТФБ — "Idel.Реалии"). Также поступили обращения Управления делами правительства и министерства культуры Нижегородской области, исполнительного директора совета директоров Приокского района Нижнего Новгорода о высокой значимости должника для финансовой системы и социальной жизни региона", — значится в пояснительной записке АСВ.

По Интеху АСВ и вовсе решил отменить все сделки, которые ранее пытался оспорить

Госкорпорация просит комитет кредиторов урегулировать споры на нескольких условиях. По ТФБ это заключение мирового соглашения, которое в свою очередь включает лишь возвращение прав требования от Радиотехбанка к ТФБ по нескольким кредитным договорам — ООО "Крекинг-Проф (68,6 млн рублей), ООО "НПО ИНГАЗТЕХ" (8,2 млн), Р. Н. Карамова (6,8 млн), ООО "Николашкино" (650 тысяч рублей), — а также сумму выплат, которые начислились по этим кредитам с 23 ноября по сей день. В то же время АСВ предлагает простить Радиотехбанку вывод активов на 401 тысячу евро и 240 млн рублей.

По Интеху АСВ и вовсе решил отменить все сделки, которые ранее пытался оспорить.

Члены комитета кредиторов — лидеры "Союза пострадавших клиентов ТФБ и Интеха" Александра Юманова и Руслан Титов — уже отписались в группах Союза в соцсетях, где выразили крайнее недовольство действиями АСВ. "Радиотехбанк вернет в конкурсную массу права требований на сумму 84,37 млн рублей, и некие неизвестные акционеры выкупят у ТФБ акции Радиотехбанка на неизвестную пока нам сумму. Думаю, за недорого. Вот такое предложение выставлено на комитет кредиторов. НАМ ПРЕДЛАГАЮТ ПРОСТИТЬ 680 МИЛЛИОНОВ рублей!", — написали в группе.

15 декабря 2016 года Центробанк ввел временную администрацию в Татфондбанке, возложив управление на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Причина — неустойчивое финансовое положение банка и угроза интересам его кредиторов, сообщил регулятор. Также он наложил мораторий на удовлетворение требований кредиторов на три месяца. Такой же сценарий развернулся с другим банком — Интехбанком — уже через неделю. Мораторий был введен 23 декабря 2016 года.

3 марта 2017 года Банк России объявил об отзыве лицензий у банков. В апреле Арбитражный суд Татарстана признал их банкротами. С декабря 2016-го в Татарстане не прекращаются протесты вкладчиков банков.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG