Ссылки для упрощенного доступа

 
"Не унывать, что я и делаю с первого дня ареста". В Уфе продолжается судебный процесс над журналисткой Ольгой Комлевой

"Не унывать, что я и делаю с первого дня ареста". В Уфе продолжается судебный процесс над журналисткой Ольгой Комлевой


Ольга Комлева (на переднем плане). Архивное фото
Ольга Комлева (на переднем плане). Архивное фото

В столице Башкортостана третий месяц идет судебный процесс над журналисткой RusNews, экс-волонтеркой бывшего уфимского Штаба Навального Ольгой Комлевой. Её обвиняют в "участии в экстремистском сообществе" и в распространении военных "фейков". Судебные заседания проходят в закрытом режиме, на них не пускают даже близких родственников Комлевой. "Idel.Реалии" рассказывают, как живет ее семья и что стало поводом к возбуждению дела о "распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил России".

АДВОКАТ: "МЫ УЖЕ ПОЧТИ ДОШЛИ ДО КОНЦА ДЕЛА, И ОНИ ПРИДУМЫВАЮТ ВТОРОЙ ЭПИЗОД, "ФЕЙКИ" ОБ АРМИИ"

Журналистку RusNews, экс-волонтерку бывшего уфимского Штаба Навального Ольгу Комлеву задержали в Уфе 27 марта 2024 года, когда её вызвали на допрос в СКР по "экстремистскому" "делу ФБК". Ей предъявили обвинение по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ ("Участие в экстремистском сообществе"). Максимальная санкция по ней составляет от двух до шести лет лишения свободы.

Летом 2021 года Мосгорсуд признал Фонд борьбы с коррупцией (ФБК), его юрлицо Фонд защиты прав граждан и штабы оппозиционера Алексея Навального "экстремистской" организацией.

Суд удовлетворил требование московской прокуратуры, которая утверждала, что ФБК "под прикрытием либеральных лозунгов занимается формированием условий для дестабилизации социальной и общественно-политической ситуации".

Рассмотрение иска прокуратуры проходило в закрытом от слушателей и журналистов режиме, а представителей фонда допустили к материалам только в день первого заседания.

Впоследствии российские силовики начали возбуждать уголовные дела об "участии в экстремистском сообществе".

28 марта 2024 года судья Кировского районного суда Уфы Рафис Набиев удовлетворил ходатайство СКР и отправил Комлеву в СИЗО. После заседания суда адвокат журналистки Михаил Лаврентьев заявлял, что "дело содрано с дела [Лилия] Чанышевой, никакой конкретики в отношении Ольги нет, доказательств следствие не представило".

Через неделю — 5 апреля — судья Верховного суда Башкортостана Луиза Аширова признала арест законным.

Перед задержанием Ольга Комлева активно освещала народные сходы возле Баймакского районного суда в поддержку Фаиля Алсынова и судебные заседания по избранию меры пресечения фигурантам "Баймакского дела". В конце января 2024 года она опубликовала двухчасовой фильм о событиях в Баймаке 17 января 2024 года.

В феврале прошлого года Комлева опубликовала обращение к министру МВД по Башкортостану Александру Прядко, в котором попросила "объяснить действия сотрудников МВД в Баймаке 17 января 2024 года". Напомним, участники баймакских событий заявляли о провокаторах в толпе во время оглашения приговора Алсынову.

30 апреля 2024 года Ольгу Комлеву на время предварительного следствия этапировали из Уфы в Москву. 15 мая правозащитный проект "Поддержка политзаключенных. Мемориал" признал журналистку политической заключенной.

23 мая по ходатайству следователя СКР Артемия Тельминова Басманный районный суд Москвы продлил арест Ольге Комлевой до третьего августа 2024 года.

23 июля прошлого года стало известно, что следствие предъявило Комлевой новое обвинение — в распространении военных "фейков" (п. "д" ч. 2 ст. 207.3 УК РФ).

— По нашему мнению, это совершенно неадекватное обвинение, — заявлял адвокат Комлевой Михаил Лаврентьев. — Изначально было как на следствии — ей вменили первый эпизод, "участие в экстремистском сообществе". Мы уже почти дошли до конца дела, и они ещё придумывают второй эпизод — "фейки" об армии. Статья не имеет никакого основания под собой, нет самого состава преступления.

Защитник Комлевой отказался комментировать "Idel.Реалии" подробности нового обвинения. В то же время из других источников редакции стало известно, что поводом для возбуждения нового дела стал некий пост журналистки в её аккаунте в соцсети X (бывший Твиттер), опубликованный вскоре после начала полномасштабного российского вторжения в Украину.

16 августа 2024 года Росфинмониторинг включил Комлеву в перечень "террористов и экстремистов".

В сентябре 2024 года Мосгорсуд продлил арест Комлевой до 3 ноября 2024 года. В конце сентября стало известно, что журналистку перевозят из Москвы в уфимское СИЗО-1.

НА СУД НЕ ПУСКАЮТ ДАЖЕ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ ОЛЬГИ КОМЛЕВОЙ

Процесс по делу Комлевой изначально стартовал в Кировском районном суде Уфы в октябре 2024 года — в закрытом для СМИ и публики режиме. Дело вела судья Роза Булатова. В декабре 2024 года и в январе 2025-го судебные заседания, согласно карточке дела, откладывались по причине "болезни судьи". В декабре СМИ и Telegram-каналы сообщали, что неизвестные сожгли автомобиль Булатовой.

Девятого января 2025 года дело передали другому судье Кировского райсуда — Рафису Набиеву. Суд над Комлевой возобновился 29 января.

— Процесс начался заново, — сказал журналистам муж подсудимой Вячеслав Комлев. — Все на процессе, как мне кажется, понимают, что никаких преступлений не было.

Он добавил, что им с женой разрешили телефонные разговоры, а "настроение у неё боевое".

На том же заседании суд продлил арест Ольге Комлевой до 14 мая 2025 года. С тех пор по делу прошло шесть заседаний.

Информации о том, что происходит на процессе, поступает крайне мало, поскольку все заседания, как и прежде, проходят в закрытом режиме. На суд не пускают даже близких родственников Комлевой.

Так, 26 февраля СМИ писали, что в суде начался допрос свидетелей обвинения. В тот день допросили четверых свидетелей, среди которых был провластный блогер Арслан Нигаматьянов, утверждавший, что "от имени подсудимой в некоем Telegram-канале публиковались сообщения с признаками экстремизма" (цитата по газете "Коммерсант").

По информации источника "Idel.Реалии", знакомого с ходом процесса, по состоянию на 9 апреля допрос свидетелей обвинения всё ещё не был окончен.

— Когда будут допрошены все свидетели обвинения, в суд вызовут свидетелей защиты, — пояснил источник. — Многие люди, активисты, лично знавшие Ольгу и считающие её невиновной, изъявили желание поддержать её на суде, высказаться в её пользу.

По мнению собеседника, процесс над Ольгой Комлевой может завершиться "не позднее июня 2025 года".

Очередное заседание назначено на 10 апреля. По данным "Idel.Реалии", Комлева не признает вину.

"НИ ЗА ЧТО НЕ СКАТЫВАТЬСЯ В СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ВИД, КОТОРОГО ЖДУТ МНОГИЕ"

В уфимском СИЗО Ольга Комлева продолжает вести свой дневник, сообщения из которого периодически публикуются в Telegram-канале её поддержки.

В этих сообщениях, которые Комлева называет "зарисовками", она рассказывает об условиях содержания, о том, чем она занимается в заключении, и делится своими мыслями о происходящих событиях. Каждое такое письмо Комлева украшает своими рисунками.

Из зарисовки от 16 февраля 2025 года:

"ГОД.
Есть люди, которые не умирают.
Он не отступил ни на шаг от своих убеждений...
И останется в нашей памяти навсегда.
Спи спокойно, Алексей Навальный".

В конце января 2025 года журналистка сообщила, что, оказавшись в сцепке наручниками с конвоиром, упала на льду. Через месяц Комлева отправила в Минюст РФ, по её словам, "рационализаторское предложение".

Из зарисовки от 03 марта 2025 года:

"По ТВ показали, что кто-то отправил в Минюст предложение о внесении изменений, чтобы заключенным в тюрьмах разрешили содержать кошек. И сейчас, с разрешения начальников, для улучшения эмоционального климата некоторые уже ухаживают за кошками в тюрьме. Ну, и я отправила, чтобы два раза не вставать, о внесении изменений в приказ МЮ РФ №104 от 04.07.2022 г., в пункты 9, 12, 6 "при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников УИС держать руки за спиной", после этих слов чтобы добавили фразу "за исключением передвижения по лестницам". Ходить по лестницам и руки за спиной держать опасно. Вдруг упадет человек и сотрудникам потом стопицот объяснений писать".

19 марта муж Комлевой опубликовал жалобу в Генпрокуратуру России на действия некоторых сотрудников СИЗО-1. Он указал, что 10 марта после возвращения его жены в камеру "дежурной по корпусу проводился личный обыск, во время которого она прощупала грудь Комлевой О.Ю. в районе сосков".

"В тот же день, при возврате Комлевой О.Ю. в камеру после прогулки, она также провела руками по груди и соскам. На вопрос Комлевой: "Опять грудь?", она сказала: "Да!" и сжала двумя руками обе груди Комлевой", — рассказал муж журналистки.

Вячеслав Комлев указал также на ряд других подобных примеров поведения дежурной по корпусу. Он предположил, что "ощупывание с особой тщательностью" связано с административным исковым заявлением, которое его жена подала против администрации СИЗО-1 в январе 2025 года, жалуясь на что, что ей не передают некоторые письма. Комлев попросил принять меры прокурорского реагирования и защитить права жены.

23 марта Вячеслав Комлев сообщил, что "больше случаи, как описаны в жалобе, не повторялись, и даже есть некоторые улучшения".

"Ольга потребовала проводить все проверки со включенным видеорегистратором, — написал Комлев. — И пока это выполняется. Она подала аналогичную жалобу в генпрокуратуру РФ через администрацию СИЗО, а также устную и письменную жалобу на имя врио начальника СИЗО О.В. Полякова. <…> Адвокат запросил записи с камер и регистраторов. Пока все в порядке. И даже устранили нарушения и предоставили свидание 3 часа, как положено, а не по 40 минут, как в первый раз".

Из зарисовки от 21 февраля 2025 года:

"По ПВР (правила внутреннего распорядка) арестантки обязаны иметь опрятный внешний вид. И сейчас расскажу, как выглядеть ничего так в тюрьме. Тут есть особенности:

1. Нет утюга, вешалок, все хранение в сумке. Но это не проблема. У меня одежда, которую не нужно гладить.

2. Вид свой тут можно увидеть в маленьком зеркале в камере. В нем я вижу лицо и, если отойти, то по пояс. А вот во весь рост не получается увидеть уже 11 месяцев. И в судах внешний вид не увидеть никак. Поэтому с апреля 2024 года я пишу письма, чтобы и в судах зеркала сделали.

3. Укладка. Тут нет фена, конечно. Но еще до ареста у меня был такой способ — вымыть, расчесать несколько раз. Продолжаю этот способ и тут.

4. Тренировка. Бытует мнение, что "внешний вид" дается просто так, за красивые глаза. Но я думаю, что за каждым "внешним видом" стоят годы тренировок, муки выбора кофточек, контроль пищи и тысячи попыток нарисовать одинаковые брови. И чтобы не терять навыки в СИЗО, я каждый понедельник наводила "внешний вид" просто так, для тренировки, настроения и улыбок окружающих.

5. Пункт последний, но важный. Не унывать, что я и делаю с первого дня ареста.

В новостях по уголовным делам иногда опрятный внешний вид ставится в укор. Говорят, что женщина в клетке, а выглядит ОГО как! И никаких страданий. Как говорится, быть можно и в тюрьме и думать о красе ногтей. И ни за что не скатываться в страдательный вид, которого ждут многие".

"ЖИЗНЬ У НИХ КАК БЫ НЕМНОЖКО ЗАМЕРЛА"

В конце марта исполнился год с того момента, как Ольгу Комлеву разлучили с мужем и сыном.

— Жизнь у них сейчас как бы немножко замерла, — рассказал на условиях анонимности один из знакомых Комлевых. — Все их силы и мысли направлены на поддержку Ольги, всё внимание отводится этому.

По словам собеседника, сын Комлевых — Алексей — сейчас готовится к экзаменам, к переходу в 10-й класс; муж Ольги, Вячеслав, продолжает работать.

— Вдвоем они хозяйствуют по дому, разделили обязанности, — отметил знакомый. — Как они говорят, выяснилось, что "тюрьма — это совсем не дешево". Со всеми посылками, передачами, лекарствами у них выходит трат минимум 30 тысяч рублей в месяц. Конечно, им помогают и родственники, и друзья, и просто добрые люди.

Собеседник редакции также сообщил, что здоровье у Ольги Комлевой "сейчас нормальное, уровень сахара держится под контролем" (у Комлевой диабет II типа"Idel.Реалии").

— В СИЗО, конечно, есть некоторые проблемы. Вячеслав сообщал, что с 1 апреля без объяснений запретили передавать заключенным сливочное масло. Также почему-то нельзя передавать питьевую воду, хотя во внутреннем магазине СИЗО её покупать можно.

Свидания Комлевым, по словам собеседника, "предоставляются, хотя и там есть проблемы — часто комната для свиданий бывает, как заявляет администрация, занята".

— Вячеслав — реалист. Он понимает, что Ольгу, скорее всего, не оправдают, — сказал знакомый Комлевых. — Но настроение у него ровное, нет никаких признаков депрессии, усталости или безнадеги. Главное, что есть у всей семьи Комлевых, — это ощущение своей внутренней правоты.

В феврале 2025 года "Комитет башкирского национального движения за рубежом" в очередной раз призвал политиков западных стран "обратить внимание на положение башкирских политзаключенных".

"В рамках начавшихся переговоров между странами цивилизованного мира и Россией возникают предложения о возможном обмене или освобождении политических заключенных", — отметили активисты.

В связи с этим они попросили "в рамках возможного обмена включить в список известную общественную деятельницу, признанную политической заключенной, Ольгу Комлеву".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG