Ссылки для упрощенного доступа

Выборы закончились, экономику тянуть придется рядовым россиянам


Возможное повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обсуждается, но конкретные решения еще не приняты, сообщил журналистам пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

— Пока еще обсуждение продолжается, и каких-либо решений в этом контексте не принималось, — сказал Дмитрий Песков.

По его словам, сначала по этому вопросу позицию должно сформировать правительство.

Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил журналистам наличие дискуссии в правительстве по этому вопросу. Он также отметил, что кабинет министров выступает против введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Вице-премьер подчеркнул, что итоговое решение останется за президентом.

— Не думаю, что разница между 13% и 15% такова, что люди вcе побегут из страны, — заявил вице-премьер Дворкович. Это заявление было охарактеризовано пользователями социальных сетей как "циничное".

Таким образом, скорее всего окончательное решение останется за президентом Владимиром Путиным, за которого на прошедших выборах, судя по данным ЦИК, проголосовало беспрецедентно много людей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Руководители республик рубят сук, на котором сидят сами

Если решение будет принято, это будет означать, что Кремль в очередной раз решил переложить тяжелое бремя поддержки национальной экономики на плечи рядовых граждан. Именно на простой народ, ведь в прошлом году стараниями "Единой России" был принят закон, который предусматривает освобождение подпавших под санкции от уплаты налогов с дохода, полученного за границей. За него проголосовали 322 депутата, 85 выступили против, один воздержался.

Среди более 150 россиян, подпавших под персональные санкции ЕС и США, есть бизнесмены, которые платили налоги в других странах. Их же называют ближайшим окружением президента Путина. Речь идет, например, о Геннадие Тимченко (санкционный список США), который рассказывал в интервью русскоязычному Forbes в 2012 году, что "долго платил налоги в Финляндии", после чего стал налоговым резидентом Швейцарии. Гражданином России и Финляндии является и Борис Ротенберг, который тоже находится в санкционном списке США.

ОПРАВДАНА ЛИ МЕРА?

"Idel.Реалии" решили выяснить, что думают эксперты о планах российских властей.

Роберт Кан (Robert Kahn), экономический эксперт в Совете по международным отношениям (the Council on Foreign Relations)

— Вероятно, этот шаг наряду с другими является сигналом о том, что минфин России признает, что вялое оживление темпов роста в стране отражает прежде всего структурные факторы, а поддержка бюджета на должном уровне — архиважная задача, — отмечает Кан.

При этом Кан оценивает шаги минфина России и Центробанка России, предпринятые с наступлением кризиса, как адекватные. Он также отмечает хорошее качество управления в непростое для российской экономики время. Между тем он никак не комментирует вопрос целесообразности повышения НДФЛ и о возможных политических последствиях этого шага.

Берри Икес (Barry W. Ickes) соавтор книги "Российская виртуальная экономика" ("Russia's Virtual Economy") признается корреспонденту "Idel.Реалии", что сложно оценивать необходимость планируемого властями шага.

— 15-процентный налог — низкий для американцев. Я бы не сказал, что российские доходы или уровень бытового потребления снижались за последние два года. ВВП и потребительская активность растут с 2016 года. Вопрос тут заключается лишь в том, необходимо ли повышение налога в нынешних условиях, — заявляет он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ипотека, из-за которой всю жизнь готовятся жить

При этом эксперт указывает на то, что сейчас самое удобное время для Владимира Путина предпринимать непопулярный шаг.

— Ведь президентские выборы позади, — говорит Икес.

В отличие от свои американских коллег европейский эксперт не разделяет оптимизма в отношении российских методов управления экономикой.

Орхан Хусейнли, независимый экономический эксперт из Чехии, сравнивает планируемый шаг Москвы с непопулярными мерами в Греции в недавнем прошлом.

— Когда в ряде европейских стран произошел кризис в 2007-2008 годах, государствам глубокого кризиса, таким как Греция, Португалия, Испания, были выдвинуты жесткие условия. Это называлось "политикой жёсткой экономии": повышение налогов (включая подоходный налог), снижение социальных затрат, в каких-то случаях увеличение процентной ставки и другие меры. Другими словами, европейские банки хотели быть уверены, что эти страны погасят свои долги. Такие известные экономисты как Джозеф Стиглиц, Пол Кругман и Янис Варуфакис предупреждали, что эти меры приведут к ухудшению ситуации. Если у населения и бизнеса отнимают деньги (в виде высоких налогов) и одновременно сжимают их ресурсы (например, в виде высоких ставок и строгих требований на кредит), то конечно же, тем самым создается преграда для роста экономики, — указывает эксперт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Госдолг Удмуртии за месяц сократился на 830 миллионов рублей

По словам Хусейнли, без роста в экономике не может идти и речи о выходе из кризиса.

— Теперь мы видим, что за 10 лет эти жесткие меры только ухудшили ситуацию в Испании, Италии, Греции и Португалии: высокий уровень безработицы (более 20%), рост экономики из года в год варьируется от -2% до 1% в лучшем случае. Это мы сейчас говорим о европейских странах, где как никак контролируется бюджет, ведется реальная борьба с коррупцией, соседние страны пытаются помочь в беде. А на что рассчитывает Россия? Полагаю, чиновники, принимающие эти меры, надеются на то же самое, на что рассчитывали их европейские коллеги со своими жёсткими мерами экономии, — констатирует он.

При этом Хусейнли считает, что России есть откуда черпать дополнительные средства.

— Разница между европейским и российским подходами в том, что шаг Москвы больше напоминает отчаянный поступок: будучи в кризисной ситуации, она всеми силами пытается собрать деньги, чтобы поддерживать бюджет на должном уровне. А не лучше ли будет снизить затраты на военные расходы, мотивировать олигархов (в рамках закона) купить гособлигации, сократить расходы на Крым, Донбасс и Сирию? Я уверен, они сами прекрасно это понимают, однако решили дать предпочтение политике, нежели экономике, — резюмирует Хусейнли.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG