10 августа народному писателю Чувашии, видному общественному деятелю, одному из главных авторитетных чувашских идеологов Анатолию Кибечу исполнилось 80 лет. Накануне юбилея он дал интервью "Idel.Реалии".
— Анатолий Ильич, с каким настроением вы встречаете ваш юбилей?
— Это не такая большая радость, ведь после дня рождения я разменяю девятый десяток. Но зато это повод ещё раз проследить творческий и жизненный путь. Кстати, к юбилею в этом году я издал ещё две очередные книги на чувашском языке: роман-хроника "Каждый человек — это целый мир" и сборник рассказов "Последнее письмо".
О ДЕТСТВЕ
— Мы — дети войны. Росли в деревне в трудное время, было голодно и холодно. К нам домой разместили семью эвакуированных из Ленинграда. Моя мать пожалела их, отдала им свою постель. Мы кормили их тем, чем питались сами.
Все работали на войну. В колхозе трудодни — пустые. Отец, работавший в сельсовете, преждевременно умер в январе 1942 года. В день его похорон домой принесли повестку на фронт. Нас кормило домашнее подсобное хозяйство — мы держали овец, выручало козье молоко. Летом — огород.
Эвакуированный к нам мальчик Вова Смирнов, его мать и бабушка не понимали по-чувашски. [Тогда я] впервые услышал русскую речь. Мы с Вовой стали учить друг друга, вместе катались на санках и лыжах. После снятия блокады Ленинграда эвакуированные уехали домой. Я долго ждал вестей, но писем не было. В 1944 году я пошел в первый класс.
— Вас учили учителя-чуваши? На родном языке?
— Конечно. Все — чуваши. Все семь классов все предметы мы учили на родном языке; только в восьмых-десятых классах включили преподавание на русском. С восьмого класса обучение стало платным.
В творчестве мне помогает знание жизни родного чувашского народа, его истории, культуры, народного и профессионального искусства
— Вам пришлось как-то зарабатывать, чтобы продолжить учёбу?
— Чтобы заработать на учёбу, в летние каникулы я работал на железной дороге. В 15-16 лет таскал гальку, песок, шпалы и рельсы наравне со взрослыми. Тяжёлая была работа. Всех жителей деревни также бесплатно обязывали заготавливать камень для строительства и ремонта автодороги Канаш – Чебоксары. Стройматериалы добывали в карьере рядом с деревней. Сначала мы выкапывали большие валуны, потом зубилом, молотком и киркой разбивали их по слоям на временные пласты и разбивали кувалдой. Помню, при этом летели искры.
ОБ УЧЕБЕ
— В 1956 году я окончил Васильевский лесотехникум в Татарской АССР. Работал по направлению в Свердловской области десятником. Затем — служба на флоте (присягу принял на Русском Острове), Канашское педучилище, Чувашский пединститут в Чебоксарах, аспирантура в Москве. Защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, работал доцентом на кафедрах философии в ЧГУ и ЧГПИ.
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО
— В творчестве мне помогает знание жизни родного чувашского народа, его истории, культуры, народного и профессионального искусства. Моя диссертация связана с эстетикой и эстетическим воспитанием.
Мы живём на переломном этапе истории России
Мы живём на переломном этапе истории России. В 1990 году на альтернативных выборах избиратели выбрали нас с вами народными депутатами Чебоксарского горсовета. Я возглавил постоянную комиссию по культуре, образованию, демократизации и гласности, а также депутатскую группу "Самана" (Эпоха). Мы старались придать Чебоксарам облик столицы Чувашской республики, добились принятия городом своего герба, флага, гимна, учредили газеты "Чебоксарские новости" и "Шупашкар" на двух государственных языках.
Чувашские учителя — настоящие патриоты своего народа
Мы добились объявления остановок на двух языках в троллейбусах. В Чебоксарах в одной школе чувашский язык преподавала лишь одна учительница. После принятия Верховным Советом ЧССР 27 октября 1990 года Закона "О языках в ЧССР" наша комиссия добилась его реализации в Чебоксарах. Теперь в каждой школе пять-шесть учителей преподают государственный чувашский язык. Это нелёгкая и очень ответственная работа. Чувашские учителя — настоящие патриоты своего народа.
О ПУБЛИЦИСТИКЕ, АТЕИЗМЕ И ВЛИЯНИИ РПЦ
— Многим вы известны как яркий публицист. В том числе, в поэзии. Возьмём стихотворение "Афган юрри" (Афганистан). Оно резко выделяется на фоне официального искусства, но всё же звучало в телепередачах и на концертах на чувашском языке. Как создавалось это произведение?
Я писал то, что не могли написать другие
— Я писал то, что не могли написать другие. С критическим уклоном и трагичностью содержания. Чувашские солдаты, как правило, дисциплинированные, исполнительные, послушные. Их первыми бросают в горячие точки. И погибают они первыми. Если в СМИ сообщают о гибели солдат от дедовщины в мирное время или где-то за границей, часто это именно чуваши. Не дети больших начальников, чиновников и депутатов — там их нет вообще.
"Афган юрри" написана вместе с чувашским композитором Юрием Григорьевым в 1991 году. Он же — лучший исполнитель песни. Иногда её исполняю и я. До этого Григорьев написал песню на моё стихотворение "Емер сакки сарлака" (Жизнь прожить — не поле перейти.). Она стала популярной в народе. Её часто передают по заявкам на Радио Чувашии.
Для меня чудес нет, есть только непознанное
— Ещё одно ваше замечательное творение — это книжечка "Келе" — "Молитва" (2004), состоящая из песен мольбы и покаяния. Неожиданно, ведь вы атеист, философ. Как пришли к этой тематике?
— Да, я — атеист. Убеждён, что в мире правят законы природы и общества. Есть натура, есть культура, созданная самим человеком. Для меня чудес нет. Есть только непознанное.
Я вижу много неверного и обманчивого со стороны религиозных структур
Я вижу много неверного и обманчивого со стороны религиозных структур. В век науки, технических знаний людям предлагаются фальшивые идеи, сформулированные тысячелетия назад. Власть это поощряет. Сознание людей, мировоззрение должно опираться на научные знания. Но это опасно для власти. Ведь человек — свободен, независим, самостоятелен в суждениях. А чтобы легче управлять массами, очень выгодно склонять население в сторону религии и церкви. Чтобы выработать рабскую психологию: человек — "раб Божий". Это сразу ослабляет общественную активность. Для РПЦ нет национального человека.
Каждый народ считает, что у него есть свой Бог. Если как-то сохранять нации, то национальный элемент должен быть и в религиозной системе — в богослужении, ритуалах, праздниках и т.д. Образ Бога создан самими людьми. У чувашей своя система божественных образов. Христианство уводит чувашей совершенно в другой мир, отрывает от чувашского. Христианство далеко от чувашского миропонимания. У чувашей своя культура, своё верование.
Для РПЦ нет национального человека
Будучи атеистом, обрядовые мероприятия я всё же посещаю. Это — долг перед старшими поколениями. Преклоняюсь перед их стойкостью и мужеством. Они сохранили наш народ — чувашей. Не было бы их — не было бы ни нашей Чувашии, ни Чебоксар, ни депутатов, ни министров, ни нас. Каждый житель Чувашии в моральном отношении обязан титульной нации. Иногда мы видим давление шовинистически настроенных чиновников и РПЦ — обидно, что их абсолютно не интересует судьба коренного народа. Более того, всё чувашское их раздражает. Любую возможность подставить ногу, препятствовать они используют сполна.
В руководстве нашей столицы иногда отодвигают представителей коренного народа на второй план. В этом отчасти виноваты мы сами.
Я проявляю активность не для себя лично. Хочу показать, что в Чебоксарах есть и чуваши – представители интеллигенции. В администрации Чебоксар зачастую не осознают, что наш город является столицей национальной республики; что Чебоксары (Шупашкар) — это Мекка чувашского народа. В руководстве нашей столицы иногда отодвигают представителей коренного народа на второй план. В этом отчасти виноваты мы сами. В борьбе за депутатские мандаты, при назначении на должности — менее активны. Трусливы даже.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов мы видели национальный подъём, активность. А теперь — какая-то усталость, апатия, даже страх. Эти размышления привели меня к написанию "Песен мольбы и покаяния". В защиту своего национального в духовном плане.
— Как реагировали на публикацию ваши читатели?
— Мои почитатели восприняли её восторженно. В 2003 году произведение было опубликовано в Антологии чувашской литературы.
Книга "Келе" (Молитва) вышла на двух языках в 2004 году. В Чувашском книжном издательстве (ЧКИ) её бы никак не издали. Напечатал книжку малого формата в Чебоксарской типографии №1 на свои и спонсорские средства тиражом три тысячи экземпляров. Новость быстро облетела активистов — тираж быстро разошёлся. Часть книг я отдал на реализацию в магазин "Книжные новинки" ЧКИ на проспекте Ленина, 27.
Церковь встретила книгу очень нервно, раздражённо. Через некоторое время мне звонят из книжного магазина: "Мы вашу книгу с прилавка убрали. Продажу запретили. Позвонили сверху". Кажется, глава местной епархии обратился к президенту Чувашии Фёдорову. Лишь журнал "Капкан" выступил в защиту моей книги, опубликовав положительные отзывы. С прилавков сняли и другую мою книгу — "Образ завтрашнего дня".
О СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ
— В своих книгах вы писали о любви к спорту. Вы и сейчас в хорошей физической форме. Кроме волейбола занимались и боксом?
— Да, занимался. Во время службы во флоте во Владивостоке. Об этом я написал рассказ "Нокдаун". Как-то на соревнованиях мне пришлось боксировать с нашим старшиной. В решающую минуту мне крикнули сослуживцы: "Толя, дай ему за наряды!"… И я проиграл.
Спорт мне всегда помогал в жизни. В том числе, в аспирантуре в Москве. Тогда жалел, что рано закрывается "Ленинка" — библиотека имени Ленина. Аспирантуру закончил на год раньше. Был чемпионом города Канаш по легкоатлетическому пятиборью. Будучи председателем Совета руководителей землячеств, организовал турнир по волейболу и футболу между командами землячеств ко Дню города Чебоксары. Я за здоровый образ жизни и экологию души. Человек, прежде всего, — его душа!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.