Ссылки для упрощенного доступа

Федерализм как феодализм. Руслан Айсин — о люксовой жизни путинской элиты на фоне беднеющего населения


Рустам Минниханов и его сын Искандер во время мусульманского праздника Ураза Байрам, 2023 год. Искандер одет в костюм от бренда Louis Vuitton за 300 тысяч рублей.
Рустам Минниханов и его сын Искандер во время мусульманского праздника Ураза Байрам, 2023 год. Искандер одет в костюм от бренда Louis Vuitton за 300 тысяч рублей.

Сын президента Татарстана Рустама Минниханова Искандер пришел на празднование Сабантуя в Казани в очках от известного люксового бренда Cartier (стоят в России около 130 000 — 140 000 рублей) и в кроссовках от Louis Vuitton (их цена колеблется от 1 000 до 1 200 долларов США). Сам президент республики был в очках от бренда Stefano Ricci за 1 500 евро. Татарстанский политолог Руслан Айсин указывает на то, что демонстрация дорогой жизни выглядит особенно цинично на фоне социологического уровня бедности россиян. По его словам, выстроенная Владимиром Путиным вертикаль власти, при которой богатеют региональные чиновники, — признак феодализации федерации.

Как говорится, кому война — а кому мать родна. Часто бывает так, что во время войны элита богатеет, а простой народ нищает, испытывает трудности и лишения. Например, российские олигархи за два года боевых действий против Украины приумножили свое благосостояние.

Население страны же по факту перешло в категорию крепостного люда. Никаких прав у них нет — сплошные обязательства и нескончаемая борьба с собственной бедностью. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин еще десять лет назад открыто писал: "При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации".

Контуры нового дворянства прочерчены путинской властью довольно четко. Но дворянин не может состояться вне своего холопского двора — должны быть те, кто придает его статусу исключительную внеправовую особенность.

Татарстан и Чечня в этом смысле значительно выделяются на фоне других регионов. В них чиновники, плотно севшие на бюджетные потоки, демонстративно ведут роскошный образ жизни и выказывают свое "фи" простым людям. Охрана, дорогие машины, особняки, вечный карнавал обслуги возле их персон. Ничем иным как феодализмом это не назовешь. Он пришел на место реального федерализма. Москва делает на них ставку. Знает, что они готовы исполнять любую их волю. Взамен им позволено жить на широкую ногу и быть хозяевами своих крепостных.

"Idel.Реалии" обратили внимание на несовершеннолетнего сына президента Татарстана Искандера Минниханова, который пришел на празднование Сабантуя в Казани в очках от известного люксового бренда Cartier (стоят в России около 130 000 — 140 000 рублей) и в кроссовках от Louis Vuitton (их цена колеблется от 1 000 до 1 200 долларов США). Сам президент республики был в очках от бренда Stefano Ricci за 1 500 евро.

Здесь тот случай, когда сын копирует отца, а в народе говорят, что родился младенец с золотой ложкой во рту. У большинства юношей и девушек нет таких влиятельных и богатых родителей — они вынуждены влачить жалкое существование, копить деньги на приличную одежду и вменяемый рацион питания. Их будущее туманно, а настоящее осложнено.

Как сообщали DW и "Коммерсант", в России сохраняется высокий показатель так называемого социологического уровня бедности — то есть доли населения, которой не хватает средств на продукты питания или же хватает только на них, но не на одежду и обувь. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), процент таких людей в России составляет 30% от общего числа жителей страны.

При этом, согласно данным Росстата, уровень бедности в России снизился по итогам 2023 года до 9,3% от численности населения, или до 13,5 миллиона человек, обновив исторический минимум 2022 года (9,8%, или 14,3 миллиона человек).

Однако, как показывает анализ журналистов The Insider, этот "успех" является результатом примитивного статистического трюка: до 2021 года черта бедности напрямую коррелировала с ценами на продукты питания, но власти изобрели новый подход к определению бедности, оценивая относительные значения для каждого региона. Согласно более ранней методологии, дополнительно заметны 2,3 миллиона бедных в России. Подделывая статистику, пишет издание, Кремль не только сообщает о прогрессе в борьбе с бедностью, но и экономит деньги на надбавках к доходам. Анализ The Insider показывает, что эти показатели намеренно занижены и жить на прожиточный минимум остается невозможным.

Дворянские дети дореволюционной России и те воспитывались в более строгих и аскетичных условиях, нежели нынешние отпрыски управителей страны, которым дозволено все или почти все.

Влиятельные и богатые семейные кланы путинской России начали передавать своим детям части своих империй. А вместе с полномасштабным вторжением в Украину, окончательно отбросив все нормы приличия, стали делегировать бразды правления в бизнесе и политике третьему поколению — внукам, младшим детям от вторых и третьих браков. Семьи Патрушевых, Чайки, Фрадковых, Кадыровых, Кириенко, самого Путина и остальные четко следуют этому принципу. Миллионы, миллиарды, власть, вседозволенность, клановость, династийность — всего этого в избытке в неодворянской России.

И очки у них особые, через них они по-другому видят мир: в розовом цвете, тогда как у других он черно-белый и тусклый. А как еще может быть в нынешней России у большинства: серость да и только.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG