В Татарстане уже год функционирует Конституционный совет (КС) республики. Он был создан взамен Конституционного суда РТ, который ликвидировали по требованию Москвы. Как выяснили "Idel.Реалии", за это время новый консультативный орган вынес всего два заключения. В том числе он отклонил жалобу ветерана труда, которой отказали в социальной поддержке из-за того, что ее пенсия слишком "большая" (чуть более 20 тысяч рублей). Вместе с тем КС встал на защиту пожилой пары, которую не пригласили в мэрию Казани на торжественное чествование семей. Первую жалобу в КС направил президент Академии наук Татарстана Рифкат Минниханов. Он хотел оспорить длительность отпусков ученых, но в итоге свое обращение отозвал.
Конституционный совет Татарстана был сформирован 13 июля 2023 года. Согласно решению Госсовета республики, новый государственный орган возглавил Ильгиз Гилазов — экс-председатель Верховного суда Татарстана (занимал эту должность с 2011 года). В мае прошлого года закончился второй срок его полномочий — он ушел в отставку. Кандидатуру Гилазова в совет выдвинул президент Татарстана Рустам Минниханов.
Две другие кандидатуры в Конституционный совет предложил спикер Госсовета Фарид Мухаметшин. Членами КС избрали бывшего заместителя председателя Верховного суда Татарстана Романа Гафарова и экс-заместителя главы Конституционного суда республики Эльмиру Мустафину.
Конституционный совет РТ создали после упразднения с 1 января 2023 года Конституционного суда Татарстана (это потребовал от республики федеральный центр). Согласно принятому региональному закону, Конституционный совет Татарстана — это "постоянно действующий государственный орган", который осуществляет свою деятельность "в целях укрепления конституционной законности в республике". Его члены не имеют судебных полномочий, а сам совет — в отличие от суда — является, по сути, лишь консультативным органом.
Спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин говорил, что по поводу создания Конституционного совета были "длительные дискуссии с федеральным центром, длительные дискуссии в республике", но в итоге решено было сделать совет "самостоятельным, небольшим, но авторитетным". По его словам, совет нужен, чтобы жители Татарстана не ездили с жалобами в Конституционный суд РФ в Санкт-Петербург.
Сам Гилазов заявлял, что Конституционный совет, который он возглавил, — это "не суд, он имеет "внесудебную" или "квазисудебную" природу". Он напомнил, что конституционные советы существуют в ряде стран вместо конституционных судов — например, во Франции, Казахстане, Эфиопии, Алжире. Всего в России конституционные советы функционируют в четырех субъектах: помимо Татарстана, это Башкортостан, Саха (Якутия) и Адыгея. Там они работают при законодательных собраниях — парламентах.
Начало работы КС РТ
Фактическая работа Конституционного совета Татарстана началась только в сентябре прошлого года. Однако, согласно его сайту, члены совета в основном участвовали в различных мероприятиях: выступали на конференциях и форумах, а также, например, съездили в Башкортостан, где ознакомились с работой совета этой республики. Кроме того, было заключено множество соглашений с различными госорганами и с близкими к властям общественными организациями.
В октябре 2023 года в Конституционном совете РТ прошла презентация его работы за первые 100 дней после создания. К этому времени был принят регламент совета и заработала его интернет-приемная. Члены КС разъяснили, что обратиться к ним можно как письмом, в том числе электронным, так и через форму на сайте.
Ильгиз Гилазов тогда заявил, что "ликвидация конституционных судов в регионах создала пробел конституционного надзора".
— При общем надзоре прокуратуры нет контроля за нормативными актами региональной власти и правовыми актами органов местного самоуправления. В судах общей юрисдикции нет дел, чтобы граждане жаловались на восстановление, например, местного сельсовета или на то, что нормативный акт не соответствует Конституции", — перечислил председатель КС. Служебные удостоверения членам Конституционного совета вручили только 1 ноября прошлого года.
Брат президента Татарстана передумал жаловаться
Первое обращение в Конституционный совет РТ поступило 28 сентября 2023 года. Заявителем стал глава Академии наук Татарстана Рифкат Минниханов, старший брат президента республики Рустама Минниханова. Он захотел проверить постановление Кабмина РТ от 29 июля 1994 года №368 "Об отпусках работникам научно-исследовательских учреждений Академии наук Республики Татарстан".
В этом документе устанавливались ежегодные отпуска работникам академии и ее научно-исследовательских учреждений: докторам наук — 48 рабочих дней, кандидатам наук — 36 рабочих дней. Рифкат Минниханов указал, что этот нормативный правовой акт не прошел процедуру официального опубликования. Из сообщения Конституционного совета было неясно, хочет ли Минниханов как-то изменить длительность отпусков научных сотрудников — полностью текст обращения на сайте КС опубликован не был.
Конституционный совет назначил первое заседание по этому вопросу на 22 ноября. Однако 7 ноября Рифкат Минниханов отозвал свое обращение. Как сообщал КС, Академия наук обратилась непосредственно в Кабмин, где ее ходатайство поддержали. Таким образом, Конституционный совет прекратил производство по делу. Проверять постановление на конституционность он не стал.
Пенсионерке отказали в дополнительной поддержке
В результате первое постановление Конституционный совет Татарстана принял только в конце декабря прошлого года. КС рассмотрел жалобу жительницы республики Н. Яценко. Она просила совет проверить на конституционность закон "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Согласно закону, в Татарстане жители, чья пенсия на конец 2018 года не превышала 20 тысяч рублей, имеют право на дополнительную поддержку от государства, в том числе они получают субсидию в размере 50% на оплату услуг ЖКХ. При этом, если ветеранам труда меры поддержки были назначены до 2016 года, то на них "ценз" в 20 000 рублей не распространяется.
Яценко сообщила, что является ветераном труда с 1990 года, но меры поддержки стала получать лишь в январе 2023 года. В мае, по её словам, эти выплаты были прекращены, поскольку размер пенсии превысил 20 тысяч рублей. На момент обращения превышение составляло 2 776 рублей. Пенсионерка заявила, что это несправедливо — и положения закона республики нарушают ее права.
Конституционный совет Татарстана ветерана труда не поддержал. Он посчитал, что Госсовет, ограничивая социальные меры поддержки для пенсионеров, действовал "в рамках реформирования системы социальной защиты" с целью "повышения адресности социальной поддержки граждан и достижения максимального эффекта оказания такой поддержки из бюджета". Никаких нарушений конституционных прав пенсионерки совет не увидел.
Кроме того, КС указал, что власти республики не обязаны индексировать порог в 20 тысяч рублей, при превышении которого меры поддержки пенсионерам уже не положены. Иначе это "повлечет дополнительные расходы бюджета республики", указал конституционный совет. По его мнению, парламент, приняв такой закон, действовал в рамках своих полномочий. Хотя это и не мешает Госсовету в будущем изменить свой закон.
Исполкому Казани указали на нарушение прав семьи
Второе заключение КС принял 14 июня этого года. Жалобу подал В. Туманов. Он оспаривал постановление исполкома Казани от 20 января 2023 года №122 "О чествовании супружеских пар, проживающих в г. Казани, отмечающих золотую, бриллиантовую и коронную свадьбу".
Туманов сообщил, что уже 60 лет состоит в браке, то есть отметил с супругой бриллиантовую свадьбу. Житель республики рассчитывал, что его семью пригласят в мэрию на торжественное мероприятие по чествованию супружеских пар. Также он хотел, чтобы ему и супруге вручили поздравление и денежный подарок. Однако в исполкоме Казани ему заявили, что постановление было изменено — и теперь на участие в торжествах имеют право не только пары, которые проживают в Казани, но и обязательно заключившие брак в столице Татарстана. Туманов же с супругой поженились в Якутске.
Заявитель посчитал, что это нарушает его права. Кроме того, он напомнил, что ранее, когда семья отмечала золотую свадьбу (50 лет), их на аналогичные торжества приглашали. Туманов считает, что отказ исполкома умаляет его с супругой достоинство.
В этом случае Конституционный совет встал на сторону жителя республики. КС РТ указал, что "крайне важно со стороны государства поощрять семейные пары, которые состоят в официальном браке многие годы". Это необходимо для "популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных ценностей". Также суд указал, что 2024 год президентом РФ Владимиром Путиным был объявлен Годом семьи.
Совет заключил, что на муниципальном уровне нужно "обеспечивать единые подходы", особенно "учитывая актуальность поддержки семьи и брака в современных условиях российского общества". То, что семье отказали на том основании, что их брак зарегистрирован не в Казани, нарушает "принцип равенства", отметил КС РТ.
В итоге пункт постановления исполкома Казани КС РТ признал противоречащим ч. 1 ст. 29 Конституции РТ ("Любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются") и ст. 32 ("Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления"). Властям Казани рекомендовали изменить свое постановление.
Напомним, решения Конституционного совета носят лишь рекомендательный характер. Заключения и разъяснения совета направляются в госорганы и органы местного самоуправления. Должностные лица обязаны их рассмотреть, но рекомендации могут быть проигнорированы.
В Конституционный совет Татарстана поступали и другие обращения граждан. Однако по некоторым из них дела были прекращены, по другим вынесен отказ в рассмотрении.
Почему ликвидировали Конституционный суд Татарстана?
В конце 2020 года Госдума внесла поправки в федеральный закон "О судебной системе", указав, что регионы могут создавать при законодательных собраниях конституционные или уставные советы. При этом федеральный центр потребовал упразднить действовавшие в регионах конституционные суды.
Авторами федерального закона выступили председатель комитета Государственной думы по государственному строительству Павел Крашенинников и председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас (они же были инициаторами закона о публичной власти, которым закрепили запрет на именование глав регионов президентами). В законе они сослались на 118-ю статью Конституции РФ (была обновлена в 2020 году), которая даёт исчерпывающий список судов, входящих в судебную систему России. Региональные конституционные суды в новой Конституции РФ не предусмотрены.
Власти Татарстана настаивали на сохранении Конституционного суда республики. Однако в итоге осенью 2022 года депутаты Госсовета проголосовали за упразднение суда. Только пять депутатов выступили против этого решения. Среди них был глава Союза писателей Татарстана Ркаил Зайдулла, который выразил опасение, что затем будет ликвидирована и Конституция РТ.
В Татарстане Конституционный суд действовал с 2000 года. В нем работало шесть судей. В 2020 году суд вынес 35 решений, в 2021 году — лишь восемь. Однако с того года федеральный центр уже запретил принимать в производство новые дела.
Членам Конституционного совета платят зарплату из бюджета Татарстана. Газета "КоммерсантЪ" сообщала, что вознаграждение и поощрение председателя совета в сумме составляет 165 тысяч рублей. С учетом премии его ежемесячный доход может достигать 338 тысяч рублей. Члены Конституционного совета зарабатывают до 279 тысяч рублей в месяц. Также бюджет Татарстана обеспечивает пожизненнее содержание бывших судей Конституционного суда республики.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.