Ссылки для упрощенного доступа

"Победоносная штукатурка пошла трещинами и осыпалась". Руслан Айсин — о возвращении тел бойцов батальона "Алга"


Останки бойцов "Алги", погибших 6 февраля 2023 года, начали возвращать в Татарстан. В этот день три неполные роты "Алги" (из всего трех существующих в батальоне) отправили на штурм лесопосадки под Угледаром. Всего туда ушло около 120 человек, но живыми смогли выбраться далеко не все. Более полутора лет десятки бойцов считались пропавшими без вести, их семьи пытались получить хоть какую-то информацию от властей. Осенью 2024 года, после захвата Угледара российской армией, тела добровольцев начали возвращать в республику. Татарстанский политолог Руслан Айсин считает, что власти могли посчитать, что "фон от событий полуторагодичной давности уже не такой сильный и можно к этому вопросу возвратиться".

Большая часть наших воспоминаний, как писал французский писатель Пруст, "дремлет" в нас, ожи­дая внешнего импульса для "пробуждения". Тогда эти воспоминания внезапно осознаются, вновь обретают чувственное присутствие и при соответствующих условиях получают словесное выражение, чтобы стать частью комплекса воспоминаний, присутствующих в сознании. К наличным воспоминаниям и "досознательным" воспоминаниям добавляются недоступные "бессознательные", которые находятся под запретом; их охраняют сторожа, чьи имена — "вытеснение" или "травма".

Так называемая "политика памяти" в России является частью государственной идеологии, цель которой — нужная для властей интерпретация исторической реальности. Она выражается в следующем: Россия воюет с мировым злом, все, кто не согласен с линией Москвы, — предатели и завистники. Агрессоры, погибшие в ходе так называемого СВО, объявляются святыми защитниками родины. Те, кто дает им отпор, — фашисты и агенты темных сил.

Власть сама принимает решение, кто достоин упоминания в хрониках войны, а кто нет; о чем можно вопрошать жителям, а о чем следует упрямо молчать. Непослушание чревато получением народной статьи о "дискредитации армии". Нечто подобное произошло и со сформированным в Татарстане батальоном "Алга" ("Вперед" в переводе с татарского языка). Родственники бойцов из республики полтора года добивались правды о том, что же случилось с батальоном "Алга" и требовали выдачи их тел для захоронения. Но власти отмалчивались.

Предыстория такова. В феврале 2023 года три неполные роты батальона отправили на штурм лесопосадки под украинским Угледаром. Всего туда ушло около 120 человек. Там они были разбиты силами ВСУ. В октябре 2023 года стало известно, что остатки батальона "Алга" разнесли уже под Бахмутом. За эти два населённых пункта шли ожесточенные бои. Россия не жалела живой силы. Задача была поставлена однозначная — захватить любой ценой.

Тогда же командира с позывным "Шайтан" (какая говорящая кличка, отображающая вся суть этой затеи!) взяли в плен. Именно его другие бойцы батальона винили в смерти сослуживцев под Угледаром.


Летом 2024 года редакция "Idel.Реалии" установила, что более 130 добровольцев из батальона "Алга" до сих пор числятся пропавшими без вести. Сейчас же это список достиг 150 человек. И это не предел, судя по всему.

И вот уже этой осенью останки погибших во время штурма под Угледаром из батальона "Алга" начали возвращать родным в Татарстан. Об этом активно родственники информируют друг друга в соответствующих группах в социальных сетях. Что стало причиной такой смены властных настроений по этому вопросу — не понятно.

В самом начале этой истории установка была ясна: власти делали все, чтобы потери скрывать, о неудачах на фронте не рассказывать. Кстати, тогда же глава Чечни Рамзан Кадыров призвал руководителей российских регионов перестать сообщать о потерях среди участников войны в Украине.

"Не надо манипулировать на теме наших героев, писать, что в таком-то регионе погибло столько-то, а в другом — столько. Призываю власти на местах заниматься решением вопросов семей погибших и пострадавших бойцов, и не комментировать потери", — написал он в своем Telegram-канале.

Возможно, что сейчас руководство Кремля решило: эмоциональный фон от событий полуторагодичной давности уже не такой сильный и можно к этому вопросу возвратиться. Тем более, что Угледар и Бахмут захвачены.

Как я уже описывал выше, московское политическое командование активно пытается строить свою мемориальную культуру так называемых "героев СВО". Она во многом карикатурная, грубая, с невнятными элементами этического долга и патриотизма. Но в то же самое время это памятование соседствует с забвением. Они лишь на первый взгляд противоречат друг другу. Их гибридный статус невероятно живуч и действенен в России. Один из первых исследователей этого парадокса мыслитель Фридрих Георг Юнгер предложил различать два вида забвения: один из них связан с утратой, другой — с сохранением.

И путинский режим придерживается этой стратегии. Он осмысленно и системно вымывает из коллективного восприятия весь негатив, связанный с потерями в войне, преступлениями, разрушениями и концентрируется на малочисленных успехах, помпезных акциях. Впрочем, их не так много. Недавно прошедший в Казани саммит БРИКС в их числе.

История батальона "Алга" — это и есть российское событие "забвения". Вспомните, как их громогласно с помпой провожали на войну, акцентировали внимание именно на национальном характере этого добровольческого военного объединения, всячески старались поддерживать позитивный настрой. Но как только они оказались на поле боя, так вся победоносная штукатурка пошла трещинами и осыпалась. Выяснилось, что они испытывают трудности на передовой, не хватает элементарных вещей, нет никакой координации с другими частями, их не отпускают в отпуск. Война из красивой картинки в пропагандистских реляциях превратилась для них в тихий ужас с перспективой навечно остаться в украинском черноземе. По итогу так и получилось.

Станет ли это трагическое злоключение бойцов батальона "Алга" назиданием для других "добровольцев" — большой вопрос. Есть еще те, кто, к большому сожалению, идет на эту преступную войну из-за денег или же одурманенные российской пропагандой. Хотя таковых становится все меньше и меньше. На их место приходят северокорейцы. Но это уже совсем другая история, без пролога…

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий вне России. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG