Татарстанский политолог Руслан Айсин обращает внимание на непоследовательность Кремля в его отношении к запрещенным в России организациям. Летом 2022 года Верховный суд Татарстана признал Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) "экстремистской организацией" и ликвидировал его деятельность на территории России. В 2003 году Верховный суд России признал "Талибан" террористической организацией. При этом последних российские власти зовут в Казань посетить с официальным визитом, а члены ВТОЦ вынуждены жить в других странах.
Кремль устами Пескова заявил, что Россия ведет диалог с талибами, так как нужно решать насущные вопросы со страной, которая "находится рядом".
"Фактически, как и все, мы с ними общаемся. И они являются де-факто властью в Афганистане", — сказал он и добавил, что вопрос исключения талибов из списка террористов прорабатывается. Правда, пресс-секретарь Путина также отметил, что не располагает информацией об участии делегации талибов в форуме "Россия — Исламский мир: KazanForum", который пройдет 14−19 мая в Казани.
Второй тезис особенно несуразен, так как вопросы такого рода как раз решаются в Кремле, а никак не в столице Татарстана. Вся внешняя политика определяется в Москве. Регионы всего лишь придаток к этой политике. Инструмент империи.
В прошлом году, кстати, в Кабуле открылся российский деловой центр. Его учредителем стал Благотворительный патриотический фонд мусульман, который часто фигурирует в СМИ как казанский. Директором этой организации является некто Рустам Хабибуллин. Он известен тем, что давно прокачивает тему поддержки всех инициатив путинского режима от имени мусульман.
Формально официальный Татарстан не имеет к нему отношения. Якобы какой-то там общественник проявил инициативу. Мне же представляется, что сделано это с подачи Москвы, исполнителем назначена Казань. Такой расклад больше соответствует логике нынешних процессов в России.
Делегация "Талибана" в сентябре 2023 году посещала столицу Татарстана. Но это не первый их визит в Казань. Ранее, в мае 2023 года, руководитель делегации с афганской стороны, будучи в Татарстане, пригласил "Татнефть" "принять участие в разработке месторождений в Афганистане".
Несмотря на заверения Пескова о том, что прорабатывается вопрос об исключении движения "Талибан" из списка террористических организаций, формально они все еще вне российского закона.
При этом Россия ранее открыла свое бизнес-представительство в Афганистане. Татарстанской компании "КЭР-холдинг" было поручено войти в Афганистан. В планах — строительство угольных электростанций. Афганистан испытывает значительные сложности в энергетической сфере и остро нуждается в насыщении этой инфраструктуры.
Кремль откровенно использует Татарстана как политическую отмычку для входа в исламский регион. Москва посредством иранских технологий и специалистов наладила сборку иранских дронов в Татарстане. Ширятся и торгово-экономические связи. Теперь вот окучивают Афганистан.
Бесспорно, у талибов больше доверия к единоверцам, все-таки это мусульманское религиозное движение. В курсе ли они, что правительство Путина ведет откровенную антиисламскую внутреннюю политику: преследует мусульман (дают им гигантские сроки), постоянно устраивает рейды в мечети и запрещает религиозную литературу, а персоязычных таджиков, близких к афганским народам не только по религии, и того объявили едва ли не врагами после теракта в "Крокус Сити Холле". По крайней мере, то, что сейчас происходит в РФ с ними, не иначе как иннициированной сверху акцией устрашения не назовешь. Москва любит назначать отдельные народы виновниками всех бед и на них же вымещать общественную агрессию, а заодно держать тонусе свой силовой аппарат.
На этом фоне откровенным двуличием выглядит ситуация, когда в 2022 году российский суд ликвидировал старейшую татарскую общественно-политическую организацию — Всетатарский общественный центр (ВТОЦ). Оно для них экстремистское движение. А вот "Талибы" хоть также таковыми и признаны судом, но принимаемы на самом высоком уровне. Приезжают в Казань. А ВТОЦу на родине своей политически легитимного места нет.
ВТОЦ публично отстаивал интересы республики и татарского народа, проводил пикеты, митинги, съезды, различные акции, писал петиции в органы власти и делал много чего еще, что в современных условиях почти тотальной цензуры считается "экстремизмом" и "сепаратизмом".
Организация была создана еще в конце 1980-х годов. Она являлась трансграничной структурой с представительствами во многих регионах РСФСР и республиках Советского союза. Движение имело серьезное влияние на большую политику. Усилиями ВТОЦ десятки тысяч людей выходили на площади Казани. ВТОЦ стал тем организующим началом, что смог выстроить чаяния и устремления татарской интеллигенции в политический проект.
Можно сказать, что ВТОЦ был больше, чем партия, он выступал в качестве представительного органа татарского народа. Выражал его политическую волю, подкрепленную необходимостью восстановления исторической справедливости.
Татарскому политическому фактору и феномену в двух кремлях — казанском и московском — не рады, а вот остальные — милы и желанны! Однако ж тем самым "другим" дело до интересов Татарстана и татар нет.
Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.