17 января Баймакский районный суд Башкортостана приговорил активиста Фаиля Алсынова к четырем годам колонии. Его признали виновным в "возбуждении ненависти или вражды"; дело возбудили по доносу главы региона Радия Хабирова. С самого утра у суда в Баймаке собирались люди — сначала чтобы поддержать Алсынова, а после вынесения приговора тысячи человек требовали освободить его. Начались столкновения с силовиками. О том, какова реальная причина протестов в Башкортостане, в эфире Настоящего Времени рассказал руководитель Татаро-башкирской службы Радио Свобода Рим Гильфанов.
Во время акции протеста в городе перекрыли дорогу, власти глушили интернет, несколько Telegram-каналов, освещавших события в Баймаке, были заблокированы. Силовики, пытаясь разогнать выступавших против решения суда людей, применили дубинки, светошумовые гранаты, слезоточивый газ. Но протестующие не уходили.
В итоге сотрудники полиции задержали несколько десятков человек. Возбуждены уголовные дела по статьям об организации и участии в массовых беспорядках (ч. 1 и 2 ст. 212 УК) и применении насилия к представителю власти (ст. 318 УК).
При этом российские государственные телеканалы даже не упомянули о протестах в Башкортостане 17 января, заметило издание "Агентство". Крупные издания сообщили лишь о приговоре Алсынову.
За день до вынесения приговора Росфинмониторинг внес Алсынова в список "экстремистов и террористов".
О том, какова реальная причина протестов в Башкортостане и как будут развиваться события дальше, в эфире Настоящего Времени рассказал руководитель татаро-башкирской службы Радио Свобода Рим Гильфанов.
К протестам в Баймаке 17 января привели события, произошедшие в Башкортостане почти четыре года назад — в августе 2020 года, считает Рим Гильфанов.
— Тогда местное население — не только башкирское, но и представители татарской, чувашской, марийской общины в Башкортостане — вышли на защиту Куштау. Для местной содовой компании это был просто источник сырья, а для башкирского населения это святыня, — констатировал Гильфанов.
По его словам, "четыре года назад населению удалось отбить гору, были довольно жесткие столкновения и с Росгвардией, и с ОМОНом, и с сотрудниками "охранки" этой содовой компании": "Но был общенациональный подъем — и гору отстояли. Местный глава вынужден был отступить".
— Другая причина, которая [запустила] вчерашние и позавчерашние события, — это как раз обида местного главы [Башкортостана] Радия Хабирова: он увидел, что Фаиль Алсынов — довольно харизматичный лидер, у него есть потенциал, он может вести за собой людей, — считает Рим Гильфанов.
Именно по просьбе Радия Хабирова Следственный комитет возбудил уголовное дело против активиста: Хабиров потребовал привлечь Алсынова к уголовной и административной ответственности по обвинению в "разжигании межнациональной розни", в "призывах к антигосударственным выступлениям" и "к осуществлению экстремистской деятельности", а также за "дискредитацию Вооруженных сил РФ". Фаиль Алсынов назвал обращение Хабирова в СК "доносом" и в открытом письме главе республики отверг все обвинения.
Рим Гильфанов считает, что Хабиров этой жалобой решил отомстить активисту за протесты четырехлетней давности, а сделал это именно сейчас потому, что в России "ожидается такое "сакральное" событие, как избрание Владимира Путина на очередной президентский срок".
— Тут и личная неприязнь, и, может быть, даже в какой-то мере попытка выслужиться перед Москвой. В современной России инакомыслие уже не допускается, поэтому все источники, все случаи инакомыслия задавливают, — рассуждает руководитель татаро-башкирской службы Радио Свобода.
Будут ли протесты в Башкортостане продолжаться? Рим Гильфанов считает, что протестный потенциал есть, но он не связан с антирежимными устремлениями — это, скорее, экология и защита местной природы.
— Это открытый протест против местных властей, но в то же время 15 января был митинг, на котором выступали люди и обращались к Путину с просьбами: "Помогите нам, посмотрите, что тут происходит" или "Пошлите нам другую власть". И даже требовали внешнего управления, — напоминает Гильфанов. —Башкирам уже надоело, что центральные власти или региональная власть, поставленная центром, вообще не заботятся о социальной сфере в регионе, а заботится только о том, чтобы выкачать сырье, богатство из недр Башкортостана. Который, кстати, известен и золотодобычей — то есть это жирный кусок пирога для центральной власти. Такой подтекст [в протестах] есть, но открытых призывов к национальной свободе или к свержению центральной власти там не прозвучало.
Рим Гильфанов предполагает, что протесты в Башкортостане задавят: "Откровенно выступающих против власти изолируют, как изолировали Фаиля, и до этого уже были аресты. И Габбасов у вас говорил о ситуации — он вынужден был эмигрировать. Так что явных представителей, которые умеют, могут вести за собой массы, постараются изолировать. Других, более пассивных представителей башкирской культуры, башкирского народа, попытаются задобрить деньгами: будут какие-то хорошие яркие проекты по истории, может быть, выдумают какой-нибудь юбилей и выделят для этого хороший бюджет. Вот такие попытки там будут".
Оригинал публикации: Настоящее время
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.