В середине сентября Владимир Путин заявил, что власти с начала года смогли привлечь 300 тысяч добровольцев. В этом году, как пишут эксперты, перед руководством страны встала сложная задача: найти тысячи новых военных и не допустить второй волны мобилизации перед выборами президента России в 2024 году. Действительно ли власти смогли набрать столько добровольцев, сколько говорит Путин — неизвестно; как и то, сколько мужчин готовы отправиться на войну. "Idel.Реалии" поговорили с жителями Поволжья, которые думают пойти на фронт, или уже подписали контракт этой осенью, и попытались понять, что ими движет. Кроме того, мы побеседовали с рекрутером одного из добровольческих батальонов, который рассказал, как регионы работают на палочную систему и "торгуют" людьми ради денег и выслуги.
"Кто-то пишет заявления на развод, а кто-то подписывает контракт"
"Четверг. Поезд. Учебка. СВО. Алга (с татарского "вперед" — "Idel.Реалии")", — такое сообщение у себя на странице во "ВКонтакте" опубликовал молодой человек из поселка Высокая гора, что в пригороде Казани.
Его зовут Александр Мишуков, он женат, у него двое дочерей. Занимается ремонтом машин и не имеет военного опыта. Он принял решение стать добровольцем и уехать на войну в Украину. На вопрос, почему он решил изменить свою жизнь и отправиться на фронт, Мишуков отвечает:
— Когда терять нечего и уже никому не нужен, выбора немного.
На его странице в соцсетях множество грустных изображений о смысле жизни, смерти и т.д.
— Еду точно не из-за денег. Я и тут могу заработать. Да и в армии я не служил. Сам пришел. Раз сказал [что пойду], надо идти до конца. Просто кто-то пишет заявления на развод, а кто-то подписывает контракт. Вот и вся история, — говорит Мишуков.
Выясняется, что мужчину бросила жена — именно это стало причиной его поступка. Он уверен: у него нет другого пути, чтобы пережить личную трагедию.
— Думаете, это поможет вам? — спрашивает корреспондент "Idel.Реалии".
— В этом нет, но ценить жизнь точно научит.
— Главное, чтобы было, что ценить. Не все возвращаются назад.
— Все. Просто кто-то сам, а кто-то "200" ("груз 200" — гроб и тело погибшего солдата — "Idel.Реалии"). Сестра смирится, дочки вырастут и поймут, простят, — уверен мужчина.
14 сентября Александр поездом отправился в Ростовскую область. Он вступил в "Барс-13", а в октябре публиковал фотографии из Луганска в военной форме. На момент публикации материала Мишуков в последний раз был в сети более трех недель назад.
Ушел вместе с отцом
Башкортостан стал регионом, который отправил самое большое количество батальонов на войну в Украину. Оттуда же — больше всего в Поволжье сообщений о смерти солдат. На момент написания этого материала 1 117 уроженцев и жителей республики погибли с начала войны.
Местные провластные СМИ ежедневно публикуют десятки новостей о войне, на их сайтах висят баннеры, призывающие стать добровольцами и подписать контракт с Минобороны. Глава Башкортостана Радий Хабиров часто говорит о войне и о "вкладе" республики, но не о количестве погибших.
Особое отношение у властей республики — к именным батальонам. Так, из Башкортостана отправили уже несколько батальонов имени Салавата Юлаева. "Idel.Реалии" смогли найти мужчину, который подписал контракт на службу именно в одном из них. И сделал он это вместе с отцом.
— Я пошел, потому что это мой долг и давал присягу в армии, — начал Радик Сулиманов отвечать на вопрос "Idel.Реалии". — В октябре прошлого года должны были в командировку отправить с МВД, но прошел год — так и не отправили. Поэтому, как увидел набор, сразу записался. Мой отец — бывший военный, он пошел со мной тоже.
После разговора с корреспондентом "Idel.Реалии" он удалил все свои сообщения и закрыл страницу. Позднее пост с информацией о его отбытии на фронт удалили из соцсетей. Мужчина не был онлайн более двух недель.
Добровольцами на войну в Украину часто отправляются бывшие военные, которые находились на пенсии, экс-сотрудники полиции, СК, прокуратуры и ФСИН. Некоторые из них увольняются, чтобы отправиться на войну и получать больше (средняя зарплата сотрудника полиции, например, от 35 до 80 тысяч рублей в зависимости от звания и выслуги лет, тогда как зарплата военного начинается от 200 тысяч минимум).
Формально, согласно российскому законодательству, легально отправиться на войну, находясь при этом на службе, они могут только в том случае, если их отправят в командировку. Дело в том, что для так называемых "силовиков" действует "специальный порядок воинского учета" — просто так по мобилизации их призвать не могут.
Еще одним добровольцем, с которым удалось поговорить редакции, стал бывший сотрудник ФСИН по Башкортостану Дмитрий (он попросил не публиковать его фамилию). Он также собрался в батальон им. Салавата Юлаева и пояснил, что идет на войну спустя полтора года с ее начала, потому что "кто, если не он".
— Мне надоело видеть вечные войны и смерти в новостях. Когда я последний раз смотрел новости, я понял, что и мне пора принять участие в этом деле, иначе будет хуже. Если так сидеть, то они рано или поздно придут в наши дома, — уверен он.
Для мужчины это первый контракт. В своих соцсетях он написал: "Мне как-то все равно, как я выгляжу в ваших глазах и что вы думаете насчёт моего выбора. Есть такая фраза — Родину защищать". Судя по его публикациям, мужчина вступил в батальон и принимает участие в войне против Украины. Через несколько недель он удалил свою страницу в соцсети.
"Учитель"
Артем Темов уже был на войне — он экс-наемник ЧВК "Вагнер". Сейчас мужчина также собрался в башкортостанский батальон.
— Мне там [на войне] спокойнее, чем тут. Я уже семь месяцев служил в ЧВК. Мне не понравилось [воевать], но выбора нет. Я видел, как страдают пацаны, которые прошли через Минобороны, их там ничему не учат. Я уже там был, так что чему-то смогу научить. Мне все равно, через что идти, главное — оказаться там, — пояснил он свое желание отправиться на фронт.
В начале октября Артем написал в своих соцсетях, что у него начался второй контракт.
"Потому что я русский", Или мигранты на войне
Василий (просил не указывать свою фамилию) родился в Казахстане; у него казахстанское гражданство. Сейчас он живет в Саратовской области. Мужчина признается, что вступить в ряды добровольцев он хотел с самого начала нападения на Украину, однако сделать это раньше не мог — не было временного вида на жительство в России (ВНЖ).
— Мой брат сейчас тоже в "Барс-13", я тоже в сентябре туда же, — написал он в группе добровольцев.
Когда корреспондент "Idel.Реалии" спросил, почему он — гражданин другой страны — решил пойти на войну, Василий ответил: "Потому что я русский":
— Раньше я делал вид на жительство. И деньги еще нужны были, подрабатывал.
Василий пообещал подробнее рассказать о своем решении, однако вскоре перестал отвечать на сообщения и закрыл страницу. Тем не менее он продолжает бывать во "ВКонтакте".
Мигранты на войне
В конце августа 2023 года в России начались облавы на новых граждан. Получивших российские паспорта мигрантов массово отправляли в военкоматы.
"Медиазона" рассказывала, что в регионах проходят облавы на иностранцев, недавно получивших российское гражданство: силовики вместе с военкомами приезжают с проверками на рынки и овощебазы и забирают работников, чтобы поставить их на учет как военнообязанных.
В Москве сразу после объявления "частичной" мобилизации осенью 2022 года открыли пункты приема для иностранных граждан, желающих поступить на военную службу по контракту. За заключение годового контракта мигранту обещают выдать российское гражданство в упрощенном порядке. Так, недавно стало известно, что гражданин Казахстана Павел Конторбаев получил российский паспорт в обмен на подписание контракта на участие в войне в Украине.
В октябре этого года председатель СК РФ Александр Бастрыкин предложил лишать мигрантов, получивших российский паспорт, гражданства, если они не желают принимать участие в войне против Украины. "Пока идет специальная военная операция, я думаю, надо привлечь их к проведению специальной военной операции. Если ты не готов, будучи гражданином РФ, исполнять свой воинский долг, надо принимать решение о лишении такого человека гражданства", — заявил он.
После этого в Москве завели 22 уголовных дела против уроженцев Центральной Азии, ранее получивших российское гражданство, по факту уклонения от прохождения военной службы. При этом 80 человек, получивших российские паспорта, были направлены на службу в Вооруженные силы РФ, уточнили в СК по Москве.
Также сообщалось о массовых задержаниях трудовых мигрантов в Петербурге и Подмосковье. Впоследствии их доставляли в военкоматы для постановки на воинский учет.
О том, что Кремль отправляет мигрантов на войну, впервые стало известно почти год назад. В октябре 2022 года правозащитница Валентина Чупик сообщала, что в миграционном центре "Сахарово" в Москве мигрантам подкладывали на подпись контракты для участия в войне. А в августе 2023 года в нескольких регионах России силовики провели рейды по поиску мужчин, которые недавно получили российское гражданство и не встали на воинский учет. Полицейские на месте вручали им повестки или сразу отвозили в военкомат.
В мае 2023 года Владимир Путин подписал указ об упрощенном порядке приема в российское гражданство иностранцев, заключивших контракт с Минобороны РФ и воюющих на территории Украины.
Как следует из текста документа, иностранцы и лица без гражданства, заключившие контракты на военную службу сроком на один год во время боевых действий в Украине, смогут оформить гражданство в упрощенном порядке. Также вводится упрощенный порядок для членов семьи. Раньше минимальный срок контракта для иностранцев составлял пять лет, для получения российского гражданства нужно было отслужить не менее трех лет.
В то же время власти некоторых стран Центральной Азии, таких как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, предостерегли своих граждан, работающих в России, от заключения контрактов с Минобороны РФ. В этих странах подобные действия подпадают под уголовную статью "Наемничество" и караются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.
Не объявлять мобилизацию перед выборами и не устраивать ротацию
Российские власти оказались в сложном положении: на носу выборы президента России (они должны пройти в марте 2024 года), а на фронте — сложная ситуация. При этом мобилизованные в прошлом году граждане, которых "без должной подготовки" обещали не отправлять на передовую, все чаще заявляют об обратном. Так, осенью этого года видеообращения об этом опубликовали сразу несколько групп родственников и близких мобилизованных из Кирова и Казани. Все они заявили, что их мужчин бросают на передовую, хотя обещали оставить в тылу.
Юридически мобилизация продолжается до сих пор, хотя сейчас призывы в армию по мобилизации не проводятся. Те, кто уже был мобилизован на войну в Украине прошлой осенью, останутся в армии до завершения "специальной военной операции" (так российские власти называют войну) — об этом неоднократно заявляли чиновники. Такой же позиции, утверждает участник недавней встречи с Владимиром Путиным Александр Сладков, придерживается и президент.
Эксперты отмечают, что власти не проводят ротацию солдат, поскольку, не объявив новую волну мобилизации, невозможно заменить уже призванных граждан. Особенно нельзя объявлять мобилизацию перед выборами — именно поэтому осенью в России начался активный набор добровольцев.
Член комитета Госдумы по обороне, генерал-лейтенант Виктор Соболев в ноябре заявил, что в России не стоит ждать новой мобилизации, так как добровольцев достаточно:
— Это [тотальная мобилизация] вряд ли [произойдет]. Давайте так — мы провели мобилизацию, восполнили потери, восполнили то недостающее количество военнослужащих, которого с начала СВО у нас не хватало, и сейчас мы добровольно набираем военнослужащих на контрактную службу, создаем новые соединения, части и даже объединения для того, чтобы в принципе создать наступательную группировку. <...> Мы должны восстановить боеспособность наших Вооруженных сил за счет тех людей, которые добровольно сейчас идут на службу. А они, в принципе, идут. Я сейчас работаю в Омске и вижу, что задачи, которые поставил наш Генеральный штаб, выполняются. Я думаю, они будут выполнены и какой-то новой мобилизации не потребуется.
"Порочная палочная система", Или почему регионы платят за новых "добровольцев"
Однако с депутатом не согласны те, кто работают "на местах". Так, "Idel.Реалии" поговорили с рекрутером в добровольческий батальон "Барс-13". Его зовут Сергей (он просил не публиковать его фамилию), он уверен, что в стране действует "порочная палочная система", из-за которой регионы "продают" и "покупают" добровольцев, чтобы "закрыть" разнарядки сверху. Из-за этого, отмечает Сергей, набор зачастую осложнен — и далеко не все желающие могут попасть на фронт.
— Я не знаю, почему, но существуют большие проблемы [с набором добровольцев]. Регионы почему-то борются за галочки. Некоторые регионы, например, заинтересованы в том, чтобы самим отправлять людей. Но, сами понимаете, один военкомат работает хорошо, а другой — нет. Если человек хочет, например, вступить в наш батальон, он должен решить проблему: он либо от своего региона отправляется, либо от Ростовской области (там находится батальон "Барс-13" — "Idel.Реалии"). Но в регионах идет борьба за этих людей. Я не знаю, кто это придумал, но вот все работает так, — рассказывает мужчина.
Собеседник отмечает, что регионы не очень заинтересованы в том, чтобы отправлять людей через другие организации, кроме как собственные военкоматы. Поэтому зачастую они просто удерживают людей и не отправляют их сразу на фронт. Дожидаются, когда придет новая разнарядка от региональных властей, которую они смогут быстро выполнить, так как уже набрали людей.
— Это порочная система. Не знаю, на каком уровне это все решили: на государственном или нет. Просто борьба за галочки, а не за людей! Люди хотят пойти добровольно и, например, не от Минобороны, но для таких — очень большие препоны! — рассказывает рекрутер.
Мужчина объясняет на примере: приехал доброволец из другого региона к ним в казарму, идет в местный военкомат и говорит, что собирается попасть в "Барс-13", а там ему отвечают, что для этого нужна прописка. "А прописку не так уж и просто сделать! Это не простая регистрация", — поясняет собеседник.
Он также говорит, что есть проблемы и с бюрократией: справки у нарколога и психолога, которые действуют только 10 дней, другие трудности, связанные с тем, что нужно доехать до другого региона, найти там жилье, пока оформляется доброволец, и т.д.
— Эта система появилась в марте. Это связано с тем, что Минобороны выписало такие приказы. Так, как я понимаю, система вполне себе отбраковывает совсем необразованных людей, но с другой стороны — это борьба за галочки. Не понимаю, почему нужно отправлять людей только от военкомата по прописке?
Рекрутер признался, что есть и те регионы, которые "покупают" для себя добровольцев, так как сами набрать их не в состоянии.
— Да, есть такие. Например, Якутия. Им просто дали квоту, поэтому им приходится покупать людей, — объясняет он.
Происходящее также может быть связано с коррупцией, рассуждает рекрутер. По его словам, поскольку приходит квота, значит, нужно определенное количество людей обеспечить обмундированием, которое "закупается по завышенным ценам".
— Я знаю об этом лично, ко мне подходили и предлагали "продать" людей. Просто какие-то люди погибают на войне, а другие на этом деньги зарабатывают, — резюмирует рекрутер.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.