14 ноября в Казани состоялся Всероссийский форум родного языка "Туган тел" (в переводе с татарского — "родной язык") с участием 800 делегатов — учителей татарского языка и литературы, преподавателей мусульманских учебных заведений. На мероприятии приняли решение о создании Ассоциации учителей татарского языка. Татарский публицист Руслан Айсин считает, что в республике нет системного подхода к сохранению и развитию татарского языка. В то же время, по его словам, есть бравурные речи и психотерапия для самоуспокоения.
На пленарном заседании с докладом выступил раис Татарстана Рустам Минниханов.
— Нам нужно быть вместе. Наш язык нужен нам, а не кому-то другому. Необходимо начинать с себя, семьи, детского сада, школы. Роль учителя очень значимая, без вас никак. Берегите себя. Татарскую нацию должны знать во всем мире. Поэтому в этом видим ваш вклад, за что хотим вас поблагодарить, — заявил чиновник.
Бо́льшая часть выступления была бодрая и оптимистичная. Однако действительность конфликтует с этими бравурными и жизнеутверждающими докладами. Формат прежний, как и на многих мероприятиях подобного рода: отчет о невиданных доселе успехах, ярмарка национальных изделий — это обязательный атрибут "сувенирной нации". Все это заправлено надоевшим лозунгом "Без булдырабыз" (в переводе с татарского языка "мы можем" — "Idel.Реалии"), выполняющим функцию психотерапии для самоуспокоения.
Однако никакими такого рода мероприятиями в духе советских съездов проблемы, увы, не решить. Зрить в корень никто не хочет. Многое организовывают для отвода глаз, ради внешнего пиаровского эффекта: провели форум, красиво друг друга похвалили, медали вручили, разошлись, оставив проблему наедине с собой.
Беда еще и в следующем: помимо нерешенных вопросов с татарским языком в самой системе школьного образования, зияет огромная брешь с социологией. Нет четкого понимания, как на самом деле обстоят дела у подрастающего поколения со знанием родного языка. Социологических замеров и исследований практически нет. Не совсем ясно, как работать в этом поле, если нет полной картины происходящего.
Старики во власти — выходцы из советской номенклатуры — говорят с молодежью на разных языках. Они вдалбливают им ценности архаики, войны и квасного патриотизма. Юная поросль саботирует все это. Классический конфликт поколений.
Надо бы начать обсуждать институтализированную востребованность языка. Как можно мотивировать сдачу экзамена по татарскому языку для поступления на ряд специальностей в вузы и ссузы республики. Возможно, проработать вопрос с дополнительными баллами. Понятно, что это компетенция федерального профильного министерства просвещения, но усилия в этом направлении надо делать.
Без работы с родительским сообществом, лидерами мнений трудно добиться успеха. Административная машина по большей части лишь имитирует такую деятельность. Нужен грамотный пиар, осмысленное продвижение знания родного языка в семье, изучение мирового опыта. Того же английского, французского языков. Многое лежит на поверхности. Была бы воля. Можно, в конце концов, организовать специальный фонд.
Крайне важно улучшить материальную базу национальных гимназий и школ. Отдельные гранты направить для учителей, которые преподают на татарском языке. Это повысит престиж профессии, сместит ее с периферийного места.
Много чего можно сделать. В Татарстане есть президентская комиссия по сохранению и развитию языков народов РТ, до недавнего времени занимавшаяся только татарским языком. Но ее активность упала до минимальных значений. Да и то: все по старинке ограничивалось конкурсами, ярмарками, лозунгами. Вглубь проблемы не шли. То ли не понимали, то ли опасались грозящего пальца московских товарищей. Может, всё вместе.
Всё это надо было реализовать уже вчера. До 2017 года уж точно. А не спустя шесть лет после фактического изгнания татарского языка из школ. Без комплексного подхода эту ситуацию — прямо скажем, плачевную — кардинально не изменить.
Представительные форумы, яркие кричащие лозунги хороши, но только вкупе с реальными проектами и системным подходом. Но создается впечатление, что многое делается для того, чтобы в реальности саму проблему не решать. Закрасили фасад — и тем довольны!
Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь