Татарстанский политолог Руслан Айсин рассуждает о том, как война России против Украины влияет на экономику регионов России, в частности Татарстана. Признаки того, что республике становится все сложнее выполнять свои социальные обязательства, появляются в виде новостей все чаще.
Россия продолжает дряхлеть цивилизационно и экономически. Она, как утверждают экономисты, переводит всю свою хозяйственную деятельность на военные рельсы. В этом смысле российский политический класс строго следует старой традиции, обменивая возможность модернизировать страну на пресловутую геополитическую гегемонию. Остальное для него вторично. В том числе и люди.
Находящиеся в составе РФ регионы, в особенности республики, не могут выскочить из этого капкана российской традиции повторения архаики и демодернизации. Сколько бы они не старались, все будто бы возвращается на круги своя. Как в сказке Льюиса Кэролла "Алиса в стране чудес", где Чёрная королева говорит, что приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!
Вот Татарстан все эти годы строил-строил свой имидж передового региона, политическую субъектность обменял на возможность социально-экономического роста. Максимально запрятал в глубь все, что напоминало о былом суверенитете, национальном достоинстве. Сабантуи заменили политический дискурс. Но и это не спасает. Потому что черная дыра войны затягивает всех. Астрономы говорят нам, что из космической черной дыры не может выбраться даже свет, настолько сильна сила притяжения.
Как прогнозируют власти Татарстана, в 2024 году поступления налога на прибыль от нефтяной отрасли в бюджет республики сократятся почти втрое. От флагмана татарстанской экономики "Татнефти" и других крупных компаний казна получит лишь 23 миллиарда рублей. Схема простая. Она же грабительская. Средства от продажи нефти теперь сразу утекают в федеральный бюджет. Этот процесс шел постепенно, но с началом войны против Украины "отъем денег у населения", а в действительности это бьет по карману рядового татарстанца самым прямым образом, значительно ускорился.
В целом, татарстанская социально-экономическая модель сейчас претерпевает колоссальные трансформации. Доходы падают. Власти секвестируют бюджет, урезают самые чувствительные отрасли: здравоохранение, образование, науку, культуру. Наблюдается нехватка кадров. Стало известно накануне, что массово увольняются водители скорой помощи в городах Татарстана из-за низких зарплат.
Идет существенный перекос в сторону поддержки оборонных предприятий. И без того хилый средний класс, малый бизнес загибаются. А эта прослойка собственников всегда выступала двигателем демократизации. Она оппонировала государственной системе, госкапитализму, бюрократизации. Она отстаивала прозрачность правовых норм, выступала за работающие законы, ограничение силовой и гражданской номенклатуры. Вот как раз по ним и нанесен удар.
Российская власть создала новое сословие — госбюрократию. Для решения собственных задач. Она должна зависеть от высшего управленческого звена. Для реализации внешнеполитических задач — усиливают армию и корпорацию пропагандистов. Для решения внутренней угрозы — полицию и спецслужбы, органы всевозможного надзора. Для устранения природных угроз тут же создается какой-нибудь Роспотребнадзор, а против свободной прессы и активистов — законодательство об "иноагентах". Буквально на днях стало известно, что для выявления "иноагентов" готовят экспертов. Ну и так далее. Служилые люди — отныне опора государства.
В чем разница между нормальным классом и госсословием? Классы возникают когда есть нормальный рынок, экономические транспарентные отношения. Они нуждаются во внутреннем согласовании, законах, правилах, возникает полноценная судебная система, партии и общественные институции, представляющие их интересы. На основе этих вводных формируется конкурентная среда, состязательность, ограничение узурпации власти.
А в сословной системе все это лишнее. Там нет рынка, но есть система распределения. Наверху сидит человек, выполняющий роль главного арбитра. Суд, независимые СМИ, вольнодумие в такой атмосфере не могут существовать. Просто у них нет своих акторов.
Вот этот верховный московский арбитр и решил, что все должны работать на войну, Татарстан должен ему отдавать все ресурсы. Ничто иное как распределение. Никаких законов, правил. Только волюнтаризм одного автократа или группы влияния. Вся Россия — прифронтовая зона, все люди — русский мир!
Сейчас ресурсами является сама власть. Государство концентрирует у себя все ресурсы и раздает их так, как ей выгодно. Поэтому федерализм в такой системе просто невозможен по определению. Он же подразумевает равные отношения между равными субъектами.
Но и Татарстан внутри себя создал такую же систему, копию федеральной. Своя вертикаль, зарегулированность. Самостоятельность и собственное мнение считываются как измена и крамола. Большой брат экстраполирует этот импульс вниз, по ржавеющей вертикали.
Долго ли такая система может существовать? История России показывает, что может. Но потом случается масштабный кризис. Катастрофа, к которой система оказывается не готова. Все разлетается в миг, погружается в пучину хаоса. Чем больше закручиваются гайки, тем больше вероятность того, что резьбу сорвет.
Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции, публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его иноагентом, с чем сам публицист не согласен.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь