Ссылки для упрощенного доступа

"Я не раб". Выпускники школ и вузов из Казани — о призывной кампании, армии, будущем и войне


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

Выпускникам школ и вузов в ближайшее время предстоит сделать важный выбор — идти в армию или нет. Весенняя призывная кампания в России завершится 15 июля. "Idel.Реалии" поговорили с уже бывшими школьниками и студентами из Казани и узнали, как они намерены поступить и каким образом на это решение влияет война с Украиной.

Константин, 20 лет, Казань, выпускник колледжа. Планирует идти в армию по идейным соображениям

— Я хочу пойти в армию, чтобы обрести чувство цели. Быть частью чего-то большего и чувствовать, что я вношу свой вклад во что-то хорошее. Еще это возможность путешествовать бесплатно. Служа в армии, я познакомлюсь с людьми со всей страны, обрету связи.

Физическая выносливость и здоровье — еще одна причина. Хотел бы быть крепче физически и нарастить мышцы. Я не идеализирую армию, просто везде пытаюсь найти хорошее — в том числе в срочной службе.

В армии все расписано по минутам, никаких поблажек. Подъем, прием пищи, солдатские мероприятия, отбой — строго по расписанию. Никаких "мне неохота", "поваляюсь ещё 10 минут", "ай, да ладно, завтра сделаю" — нет. Навык прививается за год службы и очень помогает многим отслужившим ребятам на гражданке. В особенности тем, кто это дело не забрасывает, а продолжает развивать.

Мне сейчас не хватает этих навыков, но я очень хотел бы их развить — особенно дисциплину. В будущем я не знаю, кем хочу быть: отучился на программиста, но в этой сфере себя не вижу. Надеюсь, что год в армии как-то поможет мне определиться с тем, в каком направлении развивать свою жизнь.

Родители меня поддержали в моем выборе, особенно мама. Мой отец не поддерживает решение власти в военной политике, поэтому настороженно говорит о моей будущей службе.

К текущему военному конфликту я отношусь нейтрально. Я поддерживаю Россию, но меня пугает, что мы так медленно наступаем и почти ничего не делаем с этим наркоманом Зеленским. Такими темпами дойдут пули и до нас, а это никому не нужно.

У российской пропаганды, по мнению ее исследователей, есть несколько излюбленных тезисов, ставших уже мемами (но для кого-то — прописными истинами). Среди них имеется тезис о "бандеровцах, неонацистах и наркоманах". Так, Владимир Соловьев, попавший в санкционные списки за ведение пропаганды, регулярно называет президента Украины Владимира Зеленского главарем "шайки наркоманов и неонацистов".


Скажу честно: можно было приложить усилия и откосить [от армии], но мне это не нужно — я нормальный пацан. И я отслужу этот годик, ничего страшного не случится. Пусть есть вероятность, что нас заставят подписать контракт и уехать на "СВО", я не боюсь, хоть и не готов по факту. Вероятность, как я считаю, есть — особенно после ухода ЧВК "Вагнер" с "СВО". Да и кто знает, как будет все развиваться — может, вообще третья мировая настанет.

Глеб, 18 лет, Казань, выпускник школы. Пойдет служить в армию из-за низких баллов ЕГЭ

— У меня очень низкие баллы ЕГЭ, в этом вся проблема. В университет я смогу пойти только на платное отделение, а денег у меня и у моей семьи нет. Поэтому мой путь — в армию. Я думаю, по мне видно, что я человек не армейский — у меня серьга в правом ухе, оверсайз шмот (одежда), кольца на пальцах. Я бы лучше в ЛГБТ-лечебницу поехал с первого июля и принудительно, чем в армию. Я думаю, мне там будет плохо. Картошку я чистить не умею, маршировал в школе неважно, оружия вообще боюсь, как и военной темы в целом. Я не хочу в армию.

Но хронических болезней у меня нет. Была мысль сломать себе ногу, и у меня она в голове до сих пор. Но это не решение проблемы. К сожалению, перелом заживет — и на следующий призыв я снова буду "годен".


К так называемой "спецоперации" я не хочу никак относиться. Если меня заставят туда пойти как срочника, я лучше выстрелю в себя и не поеду туда. Мне это не нужно, я ненавижу все войны мира — мне от них плохо морально. Я точно не буду воевать, ни при каких обстоятельствах.

Год — это очень много. Лично для меня, я уверен, это будет год сплошного ада. Я буду терпеть из последних сил, но не считаю, что этот навык мне пригодится. Терпеть — вообще плохо, лучше говорить, если не нравится. А в армии, как я понимаю, если будешь защищать себя и свои права, то получишь по самое не хочу.

Я надеюсь, что не возьму что-либо из этой службы в плане моральных навыков. Я не хочу быть мужланом, у которого из достижений — только армия. В моих планах на жизнь есть мечта стать дизайнером одежды и запустить свой бренд. Надеюсь, что я буду жить и работать не в России — подальше от войны и гомофобии. Единственный плюс армии, который я вижу, — это коллектив, состоящий из кучи молодых парней. А так, конечно, все печально.

Иван, 18 лет, Казань, выпускник школы. Планирует взять кредит в банке, чтобы оплатить учебу в вузе и не служить

— Я сразу говорю, что я не раб. И в армию не пойду. Я это понял, когда наш учитель по ОБЖ повел мальчиков в военкомат. Перед этим было куча мороки — анализы, документы, фотографии. Все это было в недельный срок. Я все сдал и пошел в военкомат.


Там мы час ждали на улице — людей было полно. Там были и ровесники, и отслужившие, забирающие свой военный билет. Раньше я вообще не задумывался о службе. Побывав в военкомате, я убедился, что это место — полный зашквар. Это место — полное дерьмо.

Во-первых, когда мы туда пришли, там был какой-то вояка, он нас построил в линию и сказал "Стойте ***** на месте, не рыпайтесь, соблюдайте тишину. Кому сказал!" и так далее в таком роде. Сказал грубо — и мне это не понравилось. Я начал задумываться о целесообразности посещения этого заведения.

В военкомате к нам подошла тетка из отдела кадров, всех мальчиков собрала в аудитории и начала говорить: "Мужик должен служить, особенно когда война. Кто будет окопы рыть?" и так далее. Сколько она там — в отделе кадров — послала пацанов в армию. Может, кто-нибудь погиб уже. А она продолжает заниматься такой работой. Мне кажется, это преступление. Да, к сожалению, наше государство использует контрактников как пушечное мясо. Есть бесплатный раб — призывник, а это раб за пайку — контрактник.

Да, я не сдал ЕГЭ на высокие баллы и не смогу пройти на бюджет. Но я возьму образовательный кредит на университет от "Сбербанка" и пойду учиться. Поступаю на архитектора и планирую работать по специальности. Это творческое направление, и армия мне никак не поможет в развитии. Так что я ничего не теряю.

Если честно, если бы не армия, то я бы пересдал ЕГЭ и пошел бы на бюджет. Но сейчас такой возможности у меня нет, так что придется тратить деньги. Но у меня большие планы — надеюсь, смогу их осуществить. Никакая армия и война в них не входит.

Михаил, 22 года, Казань, выпускник вуза. Поступает в магистратуру, чтобы не идти в армию

— Я закончил институт и теперь могу работать педагогом. Я не совсем хочу работать по этой специальности, планирую пройти курсы и заниматься веб-дизайном на фрилансе. О получении педагогического образования я не жалею. Это корочка будет давать мне чувство безопасности.

А вот то, что мне не дает чувство безопасности, — так это армия. Я понимаю, что срочная служба — это не служба по контракту, и шансов погибнуть там немного. Но думаю — никто отрицать не будет — что эти шансы, к сожалению, есть. В селе, куда я приезжал к бабушке в детстве, в начале "спецоперации" погиб один срочник. После этого я понял, что никакой армии мне в жизни не надо.

Я призывного возраста и годен к службе. Но я пойду в аспирантуру — очно. Не могу сказать, что она мне очень нужна. Скорее, не нужна вовсе, но если выбирать между армией и образованием, то выбор очевиден.

Мой отец поддерживает президента и не раз говорил мне — так сказать, советовал — пойти добровольцем. Я был в шоке. Для меня "иди добровольцем" звучит как пожелание смерти. Я долго не мог простить это отцу, хотя признаков обиды не подавал. Мои родители думают, что я тоже поддерживаю "спецоперацию", хотя, как вы можете понять, это не так.

После магистратуры мне снова придётся думать, как избежать армии. Я буду обращаться в компанию по типу "Призыва.Нет" и искать у себя хронические заболевания. Как минимум какой-нибудь невроз на фоне последних новостей я точно себе заработал, придумаю, но косить буду точно.

Ярослав, 21 год, Казань, выпускник вуза. Будет уклоняться от службы через психиатрическую больницу

— Еще до поступления в вуз, где я учился на направлении "Информатика", я решил, что не пойду в армию. Как вы понимаете, это было еще до начала так называемой "СВО", но теперь я не сунусь в ряды служащих однозначно.

Учился я хорошо; если бы чуть больше поднапрягся, закончил бы университет с красным дипломом. В качестве хобби занимаюсь рисованием на графическом планшете, со второго курса работаю в IT-компании и менять направление деятельности не собираюсь.

Мои родители поддерживают меня в моем выборе не служить, но немного напряжены выбором метода "откоса". Я буду "косить" через дурдом — вот такой вот выбор. Но не все так страшно, не надо считать меня сумасшедшим. Есть несколько реально рабочих методов "откоса": хроническое заболевание, найденное с помощью платных услуг или самостоятельно, а также взятка. Денег, как и хронических заболеваний, у меня нет. Но есть способность говорить — и я скажу на приеме у психиатра, что испытываю невероятные тревоги при одной только мысли об армии, а еще у меня есть симптомы депрессии и панические атаки. Вообще, всего этого у меня нет. Но как обычный рядовой и наверняка не самый лучший психиатр это проверит?

Он направит меня в психиатрическую больницу на Ершова. Там я еще не был, но по опыту товарищей, которые так же косили, к людям из военкомата там нормально относятся. Две-три недели потерплю — все же не год — и получу военный билет. Конечно, довольно неприятно, но зато потом мое имя не всплывет в расследованиях журналистов о каких-нибудь погибших срочниках.

С начала войны в Украине погибли не менее 47 тысяч российских военных. Такие данные получили журналисты "Медузы" и "Медиазоны", которые вместе с исследователем избыточной смертности Дмитрием Кобаком подсчитали потери российской армии. Для подсчета расследователи использовали данные реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты и данные Росстата.

По подсчетам "Idel.Реалии", с начала полномасштабного нападения России на Украину на войне погибли минимум 5 917 мужчин из Поволжья — это те, чья гибель подтверждена по открытым источникам; реальное число может быть больше.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG