Ссылки для упрощенного доступа

Одна на всех. Но не победа, а могила


Так выглядит "санитарное захоронение", обнаруженное поисковиками из Татарстана в последней экспедиции под Ржев. Тела по меньшей мере 11 советских солдат были свалены в воронку от взрыва. Установить имена погибших не удалось.
Так выглядит "санитарное захоронение", обнаруженное поисковиками из Татарстана в последней экспедиции под Ржев. Тела по меньшей мере 11 советских солдат были свалены в воронку от взрыва. Установить имена погибших не удалось.

С началом войны в Украине наиболее значимым стал антивоенный мотив поисковой работы. Эта работа высвечивает, какой хрупкой является человеческая жизнь, что происходит с человеческими телами на войне и с каким безразличием относилось государство к живым и погибшим. Поисковик и колумнист "Idel.Реалии" Искандер Ясавеев на примере экспедиции в Ржевский район Тверской области объясняет, почему "можем повторить" и "деды воевали" звучит неуместно и даже оскорбительно по отношению к миллионам погибших, многие из которых так и останутся неизвестными солдатами — теперь уже навсегда.

Для значительной части поисковиков главным мотивом остается стремление устранить несправедливость по отношению к погибшим и забытым солдатам: найти их, собрать останки, установить имена, сообщить родственникам об их судьбе и достойно похоронить.

Но вот как раз опознать останки солдат, которые удаётся найти участникам поисковых экспедиций, удаётся всё реже. И это несмотря на то, что самих останков меньше не становится.

Этой весной наш поисковый отряд выехал на новое для него место работы: в лес у деревни Мончалово Ржевского района Тверской области. В 2021 году здесь во время поисковой экспедиции "Калининский фронт" были найдены санитарные захоронения с останками десятков советских солдат, погибших во время боев под Ржевом в 1942–1943 гг. По оценкам одного из участников той экспедиции, поисковика из нашего отряда Эмиля Загыртдинова, в этом лесу еще остаются санитарные захоронения с останками солдат.

29 апреля 2023 года объединенная поисковая группа — отряды "Снежный десант истфака КГУ — гимназии 122" (Казань) и "Поиск" (Зеленодольск) — прибыла на место: в урочище Перхурово, в двух километрах от деревни Мончалово. Лагерь поставили рядом с местом работы. Проселочная дорога была непроходима даже для УАЗа, поэтому снаряжение, палатки, продукты, оборудование поисковики доставили до лагеря в несколько заходов пешком.

В первый же рабочий день командир "Поиска" Рамиль Гирфанов нашел останки на краю воронки диаметром около полутора метров. Его металлоискатель дал сигнал — позже выяснилось, что это была гильза от снаряда. При закладке шурфа Рамиль наткнулся на большеберцовую кость голени. Прощупав поверхность вокруг воронки, поисковики обнаружили множество крупных останков: бедренные и плечевые кости, голени, фрагменты черепов. Останки были как в воронке, так и вокруг нее. Следующие четыре дня поисковики во главе с командиром объединенного отряда Жаудатом Садыковым поднимали останки солдат: расчищали грунт, определяли положение останков и собирали их.

Иногда возникают сомнения: надо ли раскапывать санитарные захоронения? Поисковики не любят слово "эксгумация", поскольку этот термин означает извлечение из земли похороненных тел, а поисковое движение нацелено на поиск и погребение непохороненных солдат, тела которых остались на месте гибели. Но в случае с нашей поисковой экспедицией слово "эксгумация" является точным.

Тела погибших были снесены в одно место и присыпаны землей. Однако вид "санитарного захоронения" сам по себе является аргументом в пользу эксгумационных работ. Обнаруженное нами "санитарное захоронение" — это яма (воронка) в лесу, залитая водой. Ни обелиска, ни какого-либо иного памятного знака рядом не было. Останки потревожены — часть из них находилась на поверхности под тонким слоем дерна. Кто и когда их потревожил, неизвестно. Это могли сделать люди или животные. Не исключено, что останки размыло водой — местность низменная, рядом протекает ручей, а в 100 метрах — река Ракитня.

Вид "санитарного захоронения" до начала раскопа
Вид "санитарного захоронения" до начала раскопа

В любом случае такое захоронение не является достойным людей и человеческой памяти. В "санитарные захоронения" во время войны попросту стаскивали тела погибших красноармейцев. Их было так много, что сил хоронить каждого погибшего у полуголодных измотанных солдат не было. Об этом писал участник боев под Ржевом Вячеслав Кондратьев в автобиографической повести "Сашка".

В начале произведения есть эпизод, когда главный герой ведет пленного немецкого солдата в штаб, они видят непогребенные тела убитых советских солдат и пленный говорит: "шлехт... зэр шлехт" ("плохо... очень плохо"). Кондратьев пишет: "Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету... Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах". В некоторых случаях солдат стаскивали в "санитарные захоронения" местные жители, сил у которых на это было ненамного больше, чем у красноармейцев.

В "санитарном захоронении" и вокруг него мы обнаружили и подняли останки 11 солдат. Личных вещей не было, за исключением нескольких монет, компаса и красноармейской звездочки. Солдаты, предположительно, были раздеты, мы нашли только четыре пуговицы от гимнастерок. С останками был найден один солдатский медальон, но его капсула оказалась разбитой, бумажный вкладыш не сохранился.

Плечевые кости одного человека были значительно тоньше по сравнению с костями других. Возможно, это была женщина, санитарка или санинструктор. У другого солдата малая берцовая кость была расколота пулей или осколком. Возможно, красноармеец погиб из-за ранения в ногу и болевого шока. К сожалению, это все, что мы знаем и можем предположить о погибших.

В 2021 году в этом же месте, но в другом "санитарном захоронении" в нескольких десятках метров от нашего раскопа был найден медальон, по которому удалось установить имя погибшего: Габов Александр Николаевич, 1910 года рождения, уроженец Коми АССР, красноармеец из 77 лыжного батальона, пропал без вести в феврале 1943 года. Возможно, солдаты, которых мы нашли, тоже из этого батальона.

Останки найденных солдат будут похоронены на кладбище советских воинов в Ржеве 22 июня 2023 года. Это большой мемориал с общими могилами и стелами, на которые нанесены имена погибших. К сожалению, таких имен совсем немного, большинство похоронены как неизвестные солдаты.

Рядом расположено кладбище немецких солдат. Имен погибших там гораздо больше, хотя вермахт потерял в боях под Ржевом значительно меньше солдат. Однако учет потерь у вермахта был несопоставимо более точным по сравнению с Красной армией. Металлические жетоны с выбитыми на них номерами были у каждого немецкого солдата в отличие от красноармейцев, часто не имевших солдатских медальонов, которые представляли собой эбонитовую капсулу с бумажным вкладышем.

Вместе кладбища солдат вермахта и советских солдат образуют Парк Мира, который символизирует общую скорбь и горе по погибшим. Перед входом на кладбище немецких солдат установлены скульптура скорбящих родителей и камень со словами Альберта Швейцера: "Солдатские могилы — величайшие проповедники мира". Ниже на камне написано: "Погребенные здесь призывают к миру".

Мемориальная плита у входа на немецкую часть кладбища под Ржевом.
Мемориальная плита у входа на немецкую часть кладбища под Ржевом.

Поисковая работа способствует пониманию, какой трагедией является война, и тоже призывает к миру. Она показывает, что так часто звучащие сейчас в России высказывания "деды воевали", "они победили, и мы победим" неуместны по отношению к памяти и скорби по миллионам погибших, по гражданам, погибшим от голода, болезней, бомбежек и артналетов, по солдатам, оставленным на поле боя или стасканным в воронки. По женщине-санинструктору с хрупким телосложением или солдату с перебитой ногой, которые навсегда остались пропавшими без вести.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG