Солдатский котелок с надписью "Чемерис" удалось найти поисковикам из Татарстана у деревни Мясной Бор в 2022 году. Офицер с такой фамилией 80 лет считался без вести пропавшим. Если речь именно о младшем лейтенанте Петре Чемерисе, то его родственники, наверное, уже отчаявшиеся узнать что-либо о нем, могут жить сейчас в Уфе и Одессе. Но официальные лица в России предпочитают говорить не о непохороненных и пропавших без вести людях, а о новых врагах, с сожалением констатирует наш колумнист Искандер Ясавеев, вернувшийся из поисковой экспедиции у Мясного Бора.
Недавняя экспедиция у деревни Мясной Бор Новгородской области по поиску и установлению имён непогребённых солдат оказалась самой тяжелой из тех, в которых я участвовал. И дело не в том, что наш поисковый отряд нашел только фрагментированные останки солдат, погибших в 1942 году: в разных местах леса были обнаружены голени, фрагмент черепа, бедро, плечо и предплечье.
Психологически трудно собирать фрагменты тел. Но гораздо тяжелее понимать, что прямо сейчас, пока мы в экспедиции, идут военные действия, которые начала наша страна. Точно так же, как 80 лет назад, гибнут люди: военнослужащие, мирные жители, дети. Точно так же есть непохороненные и пропавшие без вести.
Происходящее в Украине обессмысливает работу поисковиков по восстановлению и сохранению памяти о трагедии Второй мировой войны. Война не должна была повториться — именно это было сущностью памяти о ней — но она повторяется.
Ещё тяжелее стало в самом конце экспедиции — на похоронах найденных солдат, которые состоялись 8 мая на воинском мемориале в Мясном Бору. Как и в предыдущие годы, перед погребением состоялся траурный митинг, в котором участвовали губернатор Новгородской области и другие чиновники. Все выступавшие: губернатор Андрей Никитин, председатель Новгородской областной думы Юрий Бобрышев и митрополит Новгородский и Старорусский Лев говорили как о Великой Отечественной войне, так и о войне в Украине.
Андрей Никитин:
"Солдаты до сих пор возвращаются, возвращаются к своим семьям, находят последний покой. Мне казалось, что наша главная задача, моя главная задача как губернатора — это сделать так, чтобы вот эта память она сохранилась и эта память она осталась с нами... Я никогда не думал, что фашизм проявится снова. Никогда не думал, что то, что сделали советские воины, нужно будет продолжать нашим с вами ровесникам в специальной военной операции, которая сегодня проходит. Тем не менее, это так. А раз это так, то память становится еще более важной, память для каждого из нас. Понимая, что нацистская дрянь, она проступает, она никуда не уходит, к сожалению, да. И всегда находится кто-то, кто хочет вернуться к этой гадости, из-за которой погибло столько людей в нашей стране. Я очень хочу, чтобы мы все это помнили. Я вас заверяю, что со своей стороны я буду делать все для того, чтобы солдаты, которые сражались и погибали на Новгородской земле, получили достойную память и достойное место для вечного покоя".
Но особенно меня и других поисковиков поразил митрополит Новгородский и Старорусский Лев, который вместо слов о скорби по погибшим и о горе, каким является война, стал говорить об угрозе со стороны Запада.
Новгородские чиновники, к которым, видимо, можно отнести и митрополита, повторяли пропагандистские штампы о нацизме, фашизме и военной спецоперации в Украине, не понимая, как неуместно они звучат над гробами с останками солдат, погибших в 1942 году и оставленных на поле боя или в санитарных захоронениях. Уместно было бы попросить прощения у погибших и их семей, что солдат хоронят только сейчас и что мы не смогли предотвратить новую войну.
РОССИЙСКАЯ ДОЛИНА СМЕРТИ
"Долина смерти" — военное и послевоенное название местности северо-западнее деревни Мясной Бор Новгородской области, в которой в июне 1942 года находился узкий коридор прорыва 2-й Ударной армии из окружения, а 52 и 59 армий к ней навстречу.
Число погибших советских солдат во время наступательной Любанской операции (действий 2-й Ударной, 52 и 59 армий в январе–июне 1942 г. по деблокированию Ленинграда) историк Борис Гаврилов оценивал как 158 тысяч человек. Непосредственно в июне 1942 года при выходе из окружения пропали без вести 27139 человек из состава 2-й Ударной армии. Часть из них попала в плен.
Потери 59 армии, пробивавшейся навстречу 2-й Ударной, только в июне 1942 года составили 13779 погибших. К этим числам следует прибавить не менее значительные потери 52 армии, также пытавшейся деблокировать 2-ю Ударную в том же коридоре. В течение месяца на небольшом пространстве к северо-западу от Мясного Бора погибли и остались непохороненными несколько десятков тысяч советских солдат и офицеров, большую их часть сочли пропавшими без вести (Источник: Гаврилов Б.И. В Мясном Бору, в "Долине смерти": трагедия и подвиг воинов 2-й Ударной армии. М.: Кодекс, 2010. 488 с.). В настоящее время "Долину смерти" разрезает скоростная автомагистраль М-11 Москва — Санкт-Петербург, открытая в 2019 году. Поисковики по-прежнему находят останки солдат в непосредственной близости от нее.
За несколько часов до митинга, когда мы снимали лагерь и выносили снаряжение из леса, поисковик Эмиль Загыртдинов, проходя мимо воронки от снаряда, нашел котелок, отмыл его от грязи и обнаружил надпись: "Чемерис". В Обобщенном банке данных "Мемориал" есть данные о Чемерисе Петре Яковлевиче 1913 года рождения, младшем лейтенанте из 1708 отдельного саперного батальона Второй ударной армии. Он пропал без вести здесь, в районе деревни Мясной Бор 25 июня 1942 года. Петр Чемерис был призван из Уфы, в архивных документах указаны имя жены и её одесский адрес: Богнич Екатерина Степановна, Одесса, ул. 15-летия Рабоче-крестьянской милиции (ныне улица Троицкая), д. 32. Дом этот существует до сих пор.
Очень вероятно, что мы нашли место гибели Петра Чемериса. В следующей экспедиции обследуем воронку, попытаемся определить, есть в ней останки или нет. В любом случае мы будем искать родственников в Уфе и Одессе, чтобы сообщить им о предположительной судьбе младшего лейтенанта и передать котелок в память о нем.
Это не первый случай, когда наш отряд находит непохороненные останки красноармейцев из Украины или ищет там родственников офицеров и солдат. Среди найденных нами Червец Лев Моисеевич из Киевской области (имя установлено по ордену Красной Звезды, обнаруженному с останками в апреле 1998 года), Скида Константин Кириллович из Сумской области (найден в августе 2013 года, имя установили по надписи на ложке), Мартыненко Иван Корнеевич из Донецкой области (останки и медальон найдены в 2019 году). Родственники Ивана Мартыненко недавно сообщили нам из Украины, что его дочь жива, но второй раз в жизни испытывает все ужасы войны.
Для Украины и России Вторая мировая война — это общая беда, общие страдания и судьбы. И каким ужасным абсурдом является тот факт, что сейчас мы ищем родственников солдат, погибших в 1942 году, по ту сторону военного фронта, в обстреливаемых городах, а над гробами с останками солдат, погибших в 1942 году, включая украинцев, звучат политические речи о фашизме и нацизме, якобы существующих в Украине.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.