Колумнист Харун Сидоров рассуждает о позиции Михаила Ходорковского, который считает, что если в будущем какие-то регионы захотят отделиться от России, то необходимо будет их "уговаривать" не уходить.
Михаил Ходорковский сделал очередное заявление, вызвавшее резонанс у национальной общественности ряда республик, включая Татарстан. Отвечая на вопрос подписчика: "Если в том будущем, которого мы все ждем, некоторые регионы захотят все-таки отделиться от России, не дожидаясь реформ, их нужно будет отпускать или уговаривать?", он сказал следующее:
"Мое мнение — конечно, уговаривать. И именно уговаривать, потому что, люди имеют право решить каким образом им устраивать свою дальнейшую жизнь. Базовый вопрос, что это должно быть именно решение всех людей, а не какой-то маленькой части элиты, которая решила устроить на той или иной территории свое личную Кущевку, свое личное ханство".
Если смотреть на суть этого заявления, то можно сказать, что в сравнении с заявлениями Ходорковского по этой теме прошлых лет имеет место некий прогресс. Раньше Ходорковский не скрывал своего амплуа ястреба территориальной целостности России внутри российской несистемной оппозиции, сейчас он апеллирует к самоопределению регионов и рассуждает о том, как его правильно осуществить.
Но в политике, особенно в сфере национальных чувств и отношений форма и символы не менее важны, чем содержание. И особенно они важны в том случае, когда за политиком тянется шлейф высказываний, не располагающих доверять ему. В такой ситуации символические проговорки особенно опасны и рискуют воспроизвести известный анекдот о том, как бывший супруг ответил друзьям о причинах развода: "Хотел сказать, дорогая, дай мне соль, а сказал, ты мне, тварь, всю жизнь испортила". И такой оговоркой для многих, в частности, в Татарстане, как нетрудно догадаться, стала демонизация Ходорковским образа ханства.
Известный чешский исследователь феномена наций и национализма Мирослав Грох в своих работах различает "государственные народы", национальное развитие которых происходит в рамках непрерывно существующей государственности, и "малые народы", лишенные своей государственности, чьи национальные мобилизация и развитие происходят иначе.
Если говорить об отношении к средневековым монархиям, этнорегиональной разновидностью которых были и различные ханства, надо понимать, что оно у народов может отличаться и в зависимости от этого. Например, для народа, прошедшего в своем историческом государстве путь от абсолютной монархии к ее свержению и установлению республики, отождествление кого-то из современных национальных политиков с королями или царями может играть сугубо негативную роль, как ассоциация с тем, что было отвергнуто нацией. Иначе будут работать исторические ассоциации у народа, лишенного своей государственности, для которого то же ханство осталось в его памяти как последний образ собственной власти, ликвидированной завоевателем.
Игнорируя это, российские либералы в своих рассуждениях о регионах с прерванной их страной исторической традицией государственности, повторяют одну и ту же ошибку. В сентябре 2020 года я уже писал об этом, комментируя расследование Штаба Навального о руководстве Татарстана: "...изначально была выбрана неправильная тональность. Характеристика нынешнего Татарстана как "султаната" и "ханства" уже могла быть воспринята многими татарами как уязвляющая их национальное достоинство, постольку поскольку исходила из уст москвичей, которым присуще рассуждать об "азиатчине", "ордынстве" и "татарском иге", ставя их в один ряд. Что многими татарами воспринимается как маркер чужого и недружественного отношения". Прошло несколько лет, за которые многие лидеры российской либеральной оппозиции оценили значимость национальных и региональных интересов и чувств, но и сегодня, как видно, такие их лидеры как Ходорковский, рассуждая о будущем регионов, пытаются пугать ханствами, в том числе народы, в исторической памяти которых они остались как последняя разновидность их исторической государственности.
Впрочем, помимо формы тут важна и сама суть. Российские либералы продолжают вести себя так, как будто бы для регионов и народов нынешней России, гарантом недопущения в них "кущевок" и "личных ханств" может быть только федеральный центр, если не нынешний, то будущий. Долгие годы именно под этим углом они преподносили кейс кадыровской Чечни как чего-то абсолютно дикого, где "не действуют российские законы", по сравнению с остальной Россией, где они, получалось, вроде как действуют. После 24 февраля прошлого года хотя бы эта риторика ушла в прошлое, так как стало очевидно, что именно "федеральный центр", олицетворяемый ядерными и обычными террористами и военными преступниками, является источником одичания народов и регионов страны, а не попустительствует этим процессам в них, как нам хотели представить.
Послание российских оппозиционеров, видимо, заключается в том, что уж при них-то это изменится, и федеральный центр станет не таким как сейчас, и вот тогда-то из источника дикости он превратится в гаранта от нее для остальной страны. Однако не так давно через все это уже проходили, когда воспринимавшийся как надежда российских демократов и многих на Западе Борис Ельцин, используя риторику борьбы с бандитизмом и терроризмом, "как гарант Конституции и прав человека в России", начал войну в Чечне. Ту, в которой российскими силовыми структурами обкатывались практики стирания с лица земли городов и сел, фильтрационных лагерей, зачисток и т.д., "успешно" применяемые теперь уже и в Украине.
Данный пример я привел не ради красного словца. У многих в памяти остались именно те высказывания Ходорковского, в которых он с истовой убежденностью говорил о своей готовности взять в руки автомат и пойти воевать, чтобы не дать Чечне отделиться. Тогда он откровенно признавался почему: "Это наша земля, мы ее завоевали". Сейчас говорит уже о том, что "уговаривать" надо, чтобы не допустить в регионах "кущовок и личных ханств". Но политическая история как его самого, так и постсоветской России в целом внушают серьезные опасения относительно того, как на практике будут проходить подобные "уговоры".
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.