В Кировском районном суде Уфы 13 апреля продолжилось рассмотрение уголовного дела по обвинению экс-координаторки бывшего уфимского Штаба Навального Лилии Чанышевой в "создании и руководстве экстремистским сообществом". На процессе весь день выступали свидетели защиты. Подробности — в материале "Idel.Реалии".
Первым гособвинение и защита допросили мужа Лилии Чанышевой — Алмаза Гатина.
— Я поведал о том, как моя супруга в течение всех лет, пока она была на свободе, боролась за соблюдение законных прав граждан, — рассказал "Idel.Реалии" Гатин. — К ней обращались очень многие — и она всем старалась помочь. Она защищала права жителей на уфимской улице Руставели, дому которых грозило обрушение из-за начавшегося рядом незаконного точечного строительства. По ее обращению в антимонопольную службу были возвращены в бюджет 115 миллионов рублей, которые республиканские власти потратили на неконкурентной основе на закупку пиксельных елок. Она внесла свой вклад в защиту шихана Куштау, приняв участие в гражданских акциях у горы, опубликовав петицию за присвоение шихану статуса природного памятника. Вообще, борьба за сохранение нашей природы для будущих поколений занимала в деятельности Лилии значительное место. Я процитировал суду статью 61 Конституции нашей республики — "В Республике Башкортостан каждый обязан сохранять окружающую среду, животный и растительный мир, бережно относиться к природным богатствам" — и заявил, что именно этим моя жена в своей деятельности и руководствовалась.
Гатин добавил, что его жена "была в прекрасном, бодром духе" и благодарила всех за поддержку. Он также выразил уверенность, что "в будущей России материалы исторического процесса по делу Лилии Чанышевой будут включены в учебники по праву и изучаться на юридических факультетах".
— Вся жизнь Лилии на протяжении последних шести лет прошла у меня перед глазами. Ничего предосудительного, незаконного она не делала. Она — настоящий лидер, исповедующий идеалы свободы и ценности человеческой жизни, идеалы, которые будут определять будущее развитие Башкортостана. Как прогрессивный политик она во всей своей деятельности стремилась к тому, чтобы республиканская Конституция, определяющая Башкортостан как "демократическое правовое государство в составе Российской Федерации", наполнялась реальным смыслом в принимаемых законах, в решениях органов власти, а не оставалась лишь на бумаге, — заявил муж активистки.
Экс-волонтерка Штаба Алина Ханнанова сообщила, что вопросы гособвинения и защиты подсудимых в большинстве своем касались работы Штаба, а также обстоятельств проведения в Уфе антикоррупционного митинга в июне 2017 года .
— Я рассказала, что первый раз прочитала посты Лилии Чанышевой в Facebook в 2013-2014 году. Очень умная, грамотная и порядочная девушка, очень интересно пишущая. Затем я встретила Лилию на митинге против "пакета Яровой", который она организовала. Рассказала, как впервые пришла в штаб: мне стало интересно, что у нас в республике появилось какое-то новое движение, помогающее гражданам. Действительно, в штаб приходили отчаявшиеся люди с вопросами, с которыми им не смогли помочь ни суд, ни прокуратура, ни приемные президентов или "Единой России". Это были и многодетные семьи, и обманутые дольщики, и жители, борющиеся против уплотнительной застройки, и многие другие. Кроме того, в штабе проводилось много интересных мероприятий — лекции и семинары по проблемам ЖКХ, ТСЖ, здравоохранения, поэтические вечера, — подчеркнула Ханнанова.
Она также отметила, что гособвинитель особенно интересовался обстоятельствами выступления на митинге в июне 2017 года активиста Рустема Мулюкова (он — второй обвиняемый на процессе — "Idel.Реалии").
— Я сказала, что стояла на счётчике — сначала на главном входе, когда митинг только начался, а потом меня отправили на дальний вход, откуда мне вообще ничего не было слышно. Но когда мы вернулись в штаб и начали обсуждать, как прошёл митинг, я отметила про себя, что Лилия была очень удручена и огорчена риторикой выступления Мулюкова, заметив, что оно [выступление] вообще было не по теме митинга. В ответ на вопросы адвокатов я сказала, что никогда не видела Мулюкова в штабе, — рассказала Ханнанова.
Экс-волонтерка также добавила, что гособвинитель отдельно спрашивал ее, почему Штаб Навального проводил "несанкционированные" акции:
— Я заявила, что в нашей республике невозможно провести санкционированную акцию из-за бестолковых местных нормативных актов, совершенно не соответствующих 31 статье Конституции России ("Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование"), гарантирующей свободу собраний. При этом я отметила, что эти нормативные акты не выполняются самими же чиновниками. Мне пришлось рассказать, как мы с двенадцати ночи занимали очередь в администрацию главы республики и уфимскую мэрию, чтобы первыми подать заявку на согласование публичного мероприятия. Я подчеркнула, что несмотря на все наши старания, всегда почему-то оказывалось, что на намеченную площадку уже кто-то подал заявку раньше нас. Я рассказала также, как сама была свидетелем того, что Лилия прямо по карте выверяла маршруты шествия, определяя, как можно пройти, чтобы не нарушить местные законы. Ведь эти законы специально были составлены таким образом, что, казалось, невозможно пройти по городу, чтобы их не нарушить. Везде, на любой улице есть какое-то государственное, медицинское, образовательное, спортивное или иное учреждение, мимо которого нельзя проходить шествием — аптека, стоматология, школа, детский сад, художественная студия, какая-то администрация. И тем не менее наши мирные шествия проводились с соблюдением даже этих драконовских норм.
Алина Ханнанова также поведала суду, что работа Штаба периодически прерывалась из-за различных провокаций, которые чаще всего устраивали активисты провластного "Национально-освободительного движения". Ханнанова подчеркнула, что сотрудники Штаба вели себя сдержанно, "никаких стычек с провокаторами" не устраивали, а просто вызвали полицию, которая, по замечанию активистки, "вообще никак не реагировала".
Другая экс-волонтерка уфимского штаба Навального — Ольга Комлева рассказала, что в первый раз встретила Лилию Чанышеву на открытии Штаба в 2017 году.
— Я никогда ни от нее, ни от Алексея Навального не слышала никаких призывов к насилию. Все, что делалось командой Навального, уфимским Штабом, было в рамках правового поля. Я сама раздавала листовки с приглашением на публичные мероприятия, которые были согласованы, — констатировал Комлева.
На суде она также подтвердила, что Рустем Мулюков не был волонтером штаба.
— Я принимала участие во многих мероприятиях Штаба и никогда не видела там Мулюкова. А его друзья, кстати, рассказывали, как с ним обошлись более десяти лет назад — отняли бизнес, завели на него уголовное дело, избивали, из-за чего он стал инвалидом, — напомнила активистка.
Комлева, по ее словам, заявила на суде, что антикоррупционные митинги, организованные Штабом Навального, приносили "зримую пользу" обществу.
— На том самом митинге в июне 2017 года я со сцены попросила мэра Уфы Ирека Ялалова уволить главного архитектора и начальника земельного агентства города. Я привела примеры, как люди много лет не могут оформить права на земельные участки. До этого митинга я направляла по этому поводу десятки писем в органы власти, на которые не получала ответа. А после того митинга я на все эти письма получила ответы буквально в течение недели, да и главный архитектор вскоре был уволен. В общем, после этого митинга чиновники стали лучше слышать людей, — констатировала Комлева.
Она также рассказала, что гособвинитель спросил ее, по какой причине она писала посты в соцсетях с призывами выйти на шествия 23 и 31 января 2021 года.
— Я сказала, что тогда арестованному Алексею Навальному не предоставляли медицинскую помощь — и была прямая угроза его жизни. Он обращался к прокурорам, в Следственный комитет — и его не слышали. Тогда он уже обратился за помощью к людям. Разумеется, я не могла остаться в стороне, когда, человека пытаются убить. Я написала, что нужно спасти Алексея и выйти в его защиту. Я от этого не отказываюсь, — подчеркнула Ольга Комлева.
Активистка отметила, что из-за превентивных задержаний она не смогла попасть ни на один митинг, но тем не менее стала "рекордсменом" по числу предъявленных к ней исков со стороны МВД.
Еще один экс-волонтер бывшего уфимского штаба — Николай Сынковский, по его словам, также сообщил суду, что никогда не слышал от Лилии Чанышевой призывов к "свержению власти и вооруженным выступлениям". Другой экс-волонтер — Антон Белоусов заявил, что считает деятельность Штаба и лично Чанышевой законной.
— День прошел очень продуктивно. Полагаю, сторона защиты представила убедительные доказательства необоснованности обвинений против Лилии Чанышевой, — заявил по завершении судебного заседания адвокат активистки Рамиль Гизатуллин.
Следующее заседание пройдет во вторник, 18 апреля.
- Лилия Чанышева была арестована Кировским райсудом Уфы 10 ноября 2021 года и затем этапирована в московское СИЗО №6, где она во время предварительного следствия провела 453 дня.
- В декабре 2021 года Правозащитный центр "Мемориал" признал Чанышеву политзаключенной. В январе 2022 года Европейский Союз призвал немедленно освободить активистку.
- Дело по обвинению Лилии Чанышевой в "создании и руководстве экстремистским сообществом" расследовалось главным следственным управлением Следственного комитета России (ГСУ СКР) под руководством следователя по особо важным делам Романа Видюкова. В качестве главных фигурантов в деле, наряду с Чанышевой, фигурировали Алексей Навальный, Леонид Волков, Иван Жданов, Любовь Соболь и другие соратники оппозиционера. Позднее дело Чанышевой выделили в отдельное производство.
- Согласно окончательной версии обвинения, Чанышеву обвиняют по ч. 3 ст. 282.1 УК РФ ("Организация экстремистского сообщества с использованием служебного положения"), ч. 1 ст. 280 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности") и ч. 3 ст. 239 УК РФ ("Пропаганда деяний некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан"). "Idel.Реалии" подробно анализировали обвинительное заключение по делу активистки.
- Судебный процесс стартовал в Кировском райсуде Уфы 1 марта. Судья Азамат Бикчурин по ходатайству гособвинения объявил процесс закрытым, продлил срок содержания активистки под стражей до 14 августа 2023 года и отказался предоставить ей дополнительное время для ознакомления с материалами дела. Вместе с тем судья разрешил Чанышевой свидания и телефонные разговоры с родственниками.
- Соратники арестованной активистки создали сайт "Дело Лилии Чанышевой", на котором подробно рассказывается о ее биографии, политической деятельности и преследовании властями.
- Своей вины Лилия Чанышева не признает. Ей грозит до 18 лет лишения свободы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.