Верховный суд Татарстана 13 апреля планирует огласить приговор Ильназу Галявиеву, которого обвиняют в расстреле казанской гимназии №175, в ходе которого были убиты 9 человек, в том числе 7 детей. Галявиев свою вину признал, однако просил не наказывать его строго: он согласен на пожизненное заключение, но не хочет, чтобы первые пять лет его держали в тюрьме, как того потребовала прокуратура. Его адвокат считает, что Галявиева должны признать невменяемым и принудительно лечить. Подсудимый на последнем слово попросил прощения у потерпевших и обещал выплатить им компенсацию морального вреда — для этого он хочет написать в заключении книгу, а затем продать ее.
В понедельник, 10 апреля, обвиняемый в расстреле казанской гимназии №175 Ильназ Галявиев и его защитник выступили в прениях по уголовному делу в Верховном суде Татарстана. Галявиева обвиняют в совершении пяти преступлений, в том числе в убийстве девяти человек, семь из которых были дети.
На предыдущем заседании 29 марта гособвинение в лице прокурора Татарстана Илдуса Нафикова запросило для "казанского стрелка" пожизненное заключение. При этом в надзорном ведомстве настаивают, что первые пять лет Галявиев должен просидеть в тюрьме, а затем до конца жизни — находиться в колонии особого режима. Также гособвинение потребовало полностью погасить иски потерпевших (более чем на 100 млн рублей) и назначить подсудимому штраф в размере 240 тысяч рублей.
Отметим, что ранее Галявиев практически не выступал по своему делу, часто ограничиваясь однословными ответами. Кроме того, он всячески показывал, что ему не нравится внимание журналистов. В этот раз, еще до начала заседания, когда в зал пустили корреспондентов для фотосъемки, он крикнул прессе: "На*** [к черту] идите отсюда".
Свою речь в прениях Галявиев зачитал, подглядывая в тетрадь. Он попросил судью "убрать из запрошенного приговора пять лет тюрьмы", напомнив, что ему и так предстоит провести в заключении всю жизнь. "Тогда не имело смысла идти на сделку со следствием", — сказал он. Судья Айрат Миннуллин вынужден был прокомментировать это, заявив, что пока рано говорить о том, какое будет наказание, поскольку приговор еще не вынесен.
Также Галявиев попросил прощения у потерпевших. Его адвокат Руслан Нуриахметов заявил, что не согласен с тем, что подсудимому инкриминируют "уничтожение имущества", то есть здания школы. Он отметил, что оно было повреждено лишь частично, а позднее мэрия отремонтировала его на спонсорские средства. При этом власти Казани потребовали, чтобы Галявиев заплатил за ремонт 1,4 миллиона рублей. Также Нуриахметов заявил, что у Ильназа Галявиева не было умысла уничтожить школу: бомбу подсудимый взрывал, чтобы причинить вред людям.
Адвокат также вернулся к вопросу о том, был ли вменяем Галявиев, когда совершил нападение на школу. Он напомнил, что в деле по этому поводу есть две экспертизы. Одну из них проводил институт им. Сербского в Москве, который пришел к выводу, что Галявиев тогда страдал параноидной шизофренией, что мешало ему "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий". Однако повторная экспертиза в горбольнице Санкт-Петербурга пришла к обратным выводам: Галявиев вменяем и понимал, что делает, хоть у него и есть шизоидное расстройство личности.
Защитник просил суд руководствоваться именно первой экспертизой. Он напомнил, что Галявиев давал показания, что "возомнил себя богом, пришел в этот мир в облике человека для того, чтобы избавиться от всех живых существ во Вселенной, ненавидел всех людей, считал их своими рабами". "Полагаю, что психически здоровому человеку такие мысли в голову прийти не могут", — сказал адвокат.
Нуриахметов считает, что как психически нездоровый человек подсудимый подлежит освобождению от уголовной отвественности — и Галявиеву следует назначить принудительное лечение.
При этом адвокат оговорился, что если суд все же признает Галявиева вменяемым, то при вынесении ему приговора следует учитывать его "признание вины, раскаяние в содеянном, активное содействие расследованию". Также Нуриахметов сообщил о плохом состоянии здоровья его подзащитного и перечислил множество заболеваний, которые есть у "казанского стрелка".
Нуриахметов добавил, что считает запрошенное гособвинением наказание "чрезмерно суровым", хотя "никакое наказание не способно исправить то, что случилось".
— Знаю, что никакие слова и деньги не вернут погибших, инвалидов не сделают здоровыми, — сказал уже сам Галявиев, выступив после перерыва в судебном заседании с последним словом. В этот момент его слушали потерпевшие, в том числе дети, которые прятались от его пуль, были ранены и проходили длительное лечение.
Галявиев обещал, что погасит все иски о компенсации вреда, которые заявили потерпевшие. А к этому заседанию сумма исков уже превысила 120 млн рублей. Галявиев пояснил, что не только готов работать в колонии, но и хочет "написать книгу", деньги от продажи которой он передаст потерпевшим.
В конце он решил опровергнуть ранее данные им показания, что считал себя богом. "Богом я не был и таковым себя не считал", — сказал он, а затем еще раз попросил прощения.
Родители школьников вряд ли простят Галявиева, сказала журналистам мать погибшей ученицы. "У нас нет прощения", — заплакала она.
Судья Айрат Миннуллин объявил перерыв в заседании до 13 апреля — тогда планируется огласить приговор "стрелку".
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.