Колумнист Руслан Айсин считает, что в настоящее время можно констатировать одно — и без того узкое пространство возможностей для сохранения идентичности народов РФ сузилось донельзя. Огромную роль в этом, как отмечает автор, сыграла война в Украине.
Периодизация истории вещь не календарная, она событийная. В ее ритме отчётливы те явления, которые оказали влияние на нас и на ход настоящего и будущего. К концу года принято подводить какие-то итоги, так уж завелось. Но стоит оговориться, что
2022 год начался не 1 января, это всего лишь фиксированная формальность датировки, но 24 февраля, когда Москва развязала военную агрессию против суверенной Украины.
Если известный историк Эрик Хабсбаум назвал ХХ век "коротким" и загнал его в рамки 1914–1991 годов, от начала Первой мировой войны до крушения СССР, то по аналогии и мы можем обозначить 2022-й год "длинным". Он не завершится, пока война против Украины не прекратится. Так и надо ощущать и воспринимать историческое время — от одного эпохального события до другого.
Я же попытаюсь подвести промежуточные итоги года, исходя из того, как он отобразился на положении прав и состоянии коренных народов Российской Федерации. С уверенностью можно констатировать одно: и без того узкое пространство возможностей для сохранения идентичности народов РФ сузилось донельзя. Особенно после начала войны в Украине.
Пропаганда взяла в оборот главный тезис: "мы воюем за русский мир". В этом подходе кроется ужасная бездна ненависти ко всем, кто не желает умирать за него и путинские амбиции. Идея "русского мира" и его цивилизаторский миссии стали основой внешней и внутренней политики московских властей. Все это в истории России всплывало неоднократно, и неизменно несло в себе пылкий заряд неприятия к инородцам. Но ладно бы простое неприятие, нет же! — оно оборачивалось геноцидом, насильственной русификацией, гонениями, забвением собственных корней.
Сталинский период был таковым. До него имперские власти занимались тем же. Внутренняя колонизация сомкнулась с внешней убийственной петлей. Под маховик попало все: система национального образования, языки, культуры народов, их самобытность. Им запрещено иметь собственную субъектность. Как итог — политический разгром национальных республик.
Татарстан последний из регионов России, кто сопротивлялся Москве в политическом поле. Сейчас по требованию Путина из Конституции Татарстана удаляют последние символы государственности. Должность президента Татарстана переименовывают в раиса. На очереди и другие поправки: по ним нельзя будет иметь гражданство Татарстана и нельзя будет именовать республику "суверенным государством", как было записано в конституции. Москва боится Казани. Она считает, что та может стать очагом сепаратизма. Рано или поздно татарская нация будет вновь искать возможность для обретения государства. Пока что это трудноисполнимо. Но, напомню, в 1990 году никто не думал, что Советский Союз развалится. Никто не думал, что в 1917 году Российской империи не будет. Но они исчезли с политической карты мира.
С началом войны Москва сознательно пошла на создание национальных батальонов для войны с Украиной. Цель проста — привязать народы страны кровью к этой колониальной войне, чтобы мы и думать забыли про свои права, свободу и перестали думать, что в новой постпутинской России удастся создать другое — полноценное демократическое общество, учитывающее интересы всех групп населения.
Совет безопасности РФ, который заведует сейчас всем, заменил собой все институты государства, еще обозначенному в конституции как "многонациональное". Видимо, и это несоответствие скоро исправят. В СБ сидят люди, воспитанные в советское время. Они бывшие работники спецслужб. Соответственно, они мыслят как разведчики. Во всем видят заговор и угрозу. Никакие другие проблемы их не интересуют. Они живут эпохой Холодной войны. Для Путина, Патрушева, Бортникова и других главное — это возродить советскую империю. Но они плохо понимают, что историю нельзя повернуть назад. Они борются против будущего, прогресса, цивилизации.
Для них национальные республики — это источник сепаратизма. Они хотят сделать Россию унитарной страной. Но это невозможно, потому что Россия сложная страна. Там проживают свыше ста национальностей, есть мусульмане, христиане, буддисты, анимисты. Она разная географически, климатически и политически. Но они не хотят видеть этого. У них колониальное мышление. Они мечтают об империи, одной религии, одной нации. Я напомню, что девиз "Ein Volk, ein Reich, ein Führer" был лозунгом нацистской гитлеровской Германии. Чем все это кончилось для Третьего Рейха — известно.
Милитаризация охватила все стороны жизни общества и государства. Да и общества по сути уже нет. Россия скатывается в тоталитаризм. Структуры гражданственности разгромлены. Даже лоялисты не могут чувствовать себя в этих условиях безопасно. О политике говорить нельзя, культура также встроена в милитаристский и клерикальный формат. Церковь и спецслужбы теперь опоры путинизма.
К сожалению, школа превращена в очередной тоталитарно-надзорный институт. Цель которого — воспитание лояльного государству солдата, не имеющего свою точку зрения, а принужденного к беспрекословному следованию линии партии и правительства. Уже вводятся предметы патриотического воспитания и начальной военной подготовки. Система образования стала довеском к армии, словно в эпоху Павла I.
С особой болью в сердце я воспринял решение VIII съезда Всемирного конгресса татар, поддержавшего войну против Украины. Цвет татарской нации мгновенно поблек, после того, как проголосовал за проект резолюции, подготовленный властями. Татарская общественность неоднозначно восприняла этот демарш. Нация раскололась. Диаспора, составляющая значительную часть татарского массива, однозначно осудила данное решение. Между официальной Казанью и диаспоральными содружествами возникла пропасть. Интеллигенция, как совесть и ум нации, была шокирована и до определенного времени парализована. Потрясение сравни с тем, что татары испытали более века назад, во время и после революции 1917 года. Встал вопрос — как жить дальше?
Конечно, здесь есть историческая закономерность. Схлопывается эпоха, судя по всему, это последняя колониальная война для Москвы. Она уносит со своими мутными водами вдаль, в прошлое, все то, что составляет ее ткань. В том числе и псевдоценностные элементы, структуры, институции, встроенные в ее имперский проект. Они тоже ведь соучастники всего этого
Кризис накрывает всех и вся. Должно вырасти что-то принципиально новое, и наши национальные системы, общности тоже будут другими. В будущность уже трудно станет войти со старым багажом, захламлённым пылью имперских сапог.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.