66-летнего общественника из Саратовской области Олега Непеина подозревают в распространении "фейков" о российской армии. Первого декабря в его доме прошел обыск — у мужчины изъяли флешки, компьютеры, жесткие диски и телефоны. Уголовное дело возбуждено из-за нескольких комментариев в местном Telegram-канале, в которых речь шла в том числе о трагедии в городе Буча Киевской области.
Олегу Непеину — 66 лет. По образованию он радиоинженер. В Саратовской области мужчина осел не сразу — Непеин родился в Новосибирске. В перестройку вместе с товарищами он пытался организовать в тайге общину. У них было много последователей, но тяжелую жизнь натуральным хозяйством выдержали не все — и через год община развалилась, сообщало ранее Радио Свобода.
С 2000 года Непеин живет в Саратовской области. Он купил дом в селе Хопёрское в Балашовском районе — в 220 километрах от Саратова. С октября 2021 года Непеин — депутат Хоперского муниципального образования. В Саратовской области он прославился в 2016 году, когда решил устроить пеший поход к губернатору в Саратов с петицией за отставку тогдашней главы Балашовского района Елены Щербаковой. Поход так ничем и не закончился. По словам Непеина, на проходной областного правительства на него насела охрана, с губернатором Валерием Радаевым ему увидеться не удалось. Однако в декабре 2016 года — через четыре месяца после пешего похода — Щербакова всё-таки покинула пост главы Балашовского района. Еще через год она стала министром в правительстве Радаева. Министерское кресло Щербакова покинула в 2019 году, после того как её осудили на два года условно за превышение полномочий.
За пару месяцев до знаменитого похода Балашовский район бунтовал — активисты, в том числе и Непеин, всерьез говорили о необходимости отделения района от Саратовской и присоединения к Воронежской области. Активистов тогда многие осуждали, но большинство жителей области им всё-таки сочувствовали. Некоторые члены региональной Общественной палаты даже просили губернатора Радаева прислушаться к народу. "Это не потому, что люди действительно хотят выйти из Саратовской области. Они просто обращают ваше внимание на проблемы", — объясняла тогда губернатору настроения балашовцев член саратовской общественной палаты Светлана Мартынова.
До конца 2018 года Олег Непеин выступал также организатором всех протестных митингов в Балашовском районе, в том числе акций в поддержку Алексея Навального. В том — 2018 году — по мнению общественника, "что-то как будто сломалось": "Акции и митинги нам просто перестали согласовывать под самыми дурацкими предлогами".
Непеин отмечает, что всегда был неугоден власти из-за своей активной гражданской позиции, но добавляет: давление усилилось после неудачного похода к губернатору Радаеву.
В 2021 году Непеин организовал в своем районном центре народную общину. Тогда им заинтересовалась прокуратура, увидев в этом признаки "экстремистской" деятельности. Надзорное ведомство потребовало предоставить сведения об участниках общины — Непеин предоставлять персональные данные отказался. Все закончилось возбуждением административного дела за "умышленное неисполнение требований сотрудников прокуратуры" (статья 17.7 КоАП РФ), судом и штрафом в тысячу рублей.
Административное дело
29 июня 2022 года в Telegram-канале "Энгельс-Саратов" был опубликован пост с изображениями символики и атрибутики гитлеровской Германии. Авторство поста принадлежит некоему человеку с ником "Олег Непеин". Сам Непеин отрицает причастность к публикации и уверен, что его подставили.
— В посте были фотографии свастик и многомиллионного митинга, который в свое время собирал Гитлер. А также призыв к шествию у нас в области, который я якобы организовал, — объясняет общественник. Непеин всерьез не воспринял эту публикацию и посчитал ее глупостью и шуткой.
— В августе ко мне приезжали сотрудники полиции, звали на разговор с начальником нашего местного отдела МВД. Говорили, что на меня что-то заведено. Я ответил, что ничего не совершал и отказался с ними проследовать, — вспоминает Непеин. Он утверждает, что никаких повесток не получал, однако через три дня сотрудники полиции снова приехали к нему и, как утверждает мужчина, насильно забрали его в суд.
Выяснилось, что на Непеина завели административное дело. Суд оштрафовал его на 1 000 рублей за пропаганду нацистской символики (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ). По словам активиста, судья не учел никакие доводы в его защиту. Непеин обжаловал решение суда, однако успеха не добился. Сейчас он ждет рассмотрения кассационной жалобы.
Штраф общественник не оплачивал. "У меня 30 тысяч штрафов: за ЖКХ, за ношение маски, за это административное дело — я отношусь к этому философски", — объясняет он.
Непеин уверен, что административное дело было сфабриковано, чтобы в дальнейшем можно было завести уголовное.
— Уголовное дело заводится, только если точно такой же проступок был по "административке". Сначала они сделали фальсификацию, а теперь завели на меня уголовное дело. Сфабриковать уголовное дело сложно — оно развалится в суде. А вот административное проще, они знали, что я его всерьез не восприму, — говорит Непеин.
Уголовное дело
В ноябре Непеину пришла повестка — его обязали 14 ноября явиться в следственный отдел к следователю Пугач О. В. Мужчина был уверен, что его вызывают по прошлому административному делу.
— Она [следователь] хотела меня допросить. Я ответил, что уже все указал во всех своих жалобах: в материалах дела голос не мой, а IP-адрес, с которого был сделан пост, не установлен, да там даже свастика в публикации правосторонняя, она вообще не имеет отношения к нацистской Германии. Не говоря уже о том, что я ничего этого не публиковал. В общем, я встал и ушел, — вспоминает Непеин.
В дальнейшем выяснилось, что речь шла о возбужденном 22 ноября уголовном деле, по которому Непеин проходит в качестве подозреваемого. Общественник утверждает, что ему об этом известно не было.
Первого декабря, в 6 утра, к Олегу Непеину пришли с обыском. Первой проснулась жена, он и разбудила мужа. Активист вспоминает, что спросонья ничего не понял: было много машин, весь дом осветили фонарями, а его собака истошно лаяла. Мужчина взял видеокамеру, вышел во двор и попытался все снимать. Камеру забрали в первую очередь, объяснив это тем, что идут следственные действия.
— Вы кто такие? Откуда взялись все? Я вас в первый раз вижу, — сказал Непеин силовикам. С обыском пришли два сотрудника Центра по противодействию экстремизму, молодой айтишник, который забрал всю технику, трое полицейских, следователь Пугач, а также два человека из администрации в качестве понятых.
Непеин подписал постановление об обыске, поскольку в случае отказа, говорит он, его грозились заковать в наручники и увести в полицейскую машину. Вместе с тем в документе он сделал отметку: "Под принуждением". После недолгого спора следственная группа его приняла.
При обыске изъяли все флешки, два жестких диска, два компьютера, два мобильных телефона. По словам Непеина, силовики перерыли все его вещи, но сделали это поверхностно. Больше всего, рассказывает активист, их интересовала техника. Один старый жесткий диск следственная группа оставила — на нем хранится книга Непеина, которую он написал пять лет назад.
Обыск длился около двух часов. После окончания следственных действий Непеина увозить не стали: разрешили ему позавтракать, собраться — и заехали за ним через час, чтобы доставить в отдел полиции.
Супруги Непеины были уверены, что обыск — это продолжение административного дела, поэтому особого стресса никто не испытал. Только на допросе, куда после обыска доставили активиста, ему стало понятно, что заведено уголовное дело.
На допрос Непеин попал все к тому же следователю Пугач. Ему предоставили адвоката по назначению, который, по словам общественника, предложил заплатить ему 20 тысяч рублей, а взамен пообещал, что его не арестуют до конца следствия. Непеин взял время обдумать предложение и попросил адвоката объяснить суть уголовного дела.
В постановлении Балашовского районного суда Саратовской области, который 29 ноября санкционировал обыск, сказано (документ имеется в распоряжении "Idel.Реалии"), что уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 207.3 Уголовного кодекса России ("Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности").
Поводом к возбуждению дела, говорится в документе, стали комментарии в Telegram-канале "Энгельс-Саратов", "содержащие заведомо ложную информацию об использовании Вооруженных сил РФ , а именно о том, что военнослужащие Вооруженных сил РФ расстреливали живущих в Буче украинцев, что не соответствует действительности, а также недостоверных сведений о причинах указанной специальной военной операции".
— Чисто политическая статья. Тебя кто-то заказал. Права человека не нарушены, ты никого не оскорбил. По международным судам это проигрыш полный. Но в нынешнее время в нашей стране может быть опасно, — так адвокат, по словам Непеина, объяснил ему суть уголовного дела.
На допросе Непеин по совету защитника взял 51 статью Конституции ("Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников"). Вопросы следователя касались антивоенных комментариев под постами в Telegram-канале "Саратов-Энгельс", которые, по мнения следствия, оставлял Олег Непеин.
Общественнику показали результаты экспертизы, но скопировать документ ему запретили, поэтому Непеин переписал их от руки. Вот лишь некоторые фразы из экспертизы, которые, по мнению следствия, и стали поводом к возбуждению уголовного дела:
- "В Буче расстреляли 410 украинцев озлобленные русские перед отходом; и приезжали 200 представителей Красного Креста, чтобы это зафиксировать".
- "Путин проводит геноцид украинцев".
- "Россия — бандитская малина, уничтожаемая путлером".
- "Ребята из ЛНР и ДНР — казачья шваль".
- "На Украину напал путлер, а не наоборот".
- "Бучанскую резню устроил международный террорист Путин".
- "Откуда информация, что жилые районы Донецка и Луганска бомбят украинцы? Украинцы свои территории не бомбят".
- "Украина — это спасение России. Если сломает хребет русским, то Россия получит ориентир и указание, куда двигаться и как бороться с кремлевскими имперцами".
- "На 300 мирных жителей драмтеатра Мариуполя сбросили килотонную бомбу, когда возле него было написано огромными буквами "дети" — и предупреждены русские войска".
Непеин рассказывает, что после увиденной экспертизы адвокат по назначению ему заявил: "За такое явно надо наказывать". После этой фразы активист решил, что с этим защитником он дальше работать не будет.
Допрос в общей сложности длился около полутора часов. После него Олега Непеина отпустили. Следователь обещал, что свяжется с ним по повестке — пока он ее не получал.
После обыска Непеин направил апелляционную жалобу в районный суд, в которой просит признать обыск незаконным. Суд отказал в ее принятии. Общественник направил жалобу в областной суд.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.