За прошедший год на "Idel.Реалии" было немало публикаций о процессах, происходивших внутри российских оппозиции и национальных движений. Примерно год назад это была публикация о диалоге регионалистов и националистов на Форуме свободной России в Вильнюсе. В мае 2022 года — о поиске новых форматов в этой среде и их взаимоотношении между собой. В сентябре — о развилке, возникшей на этом пути. В ноябре — о своеобразной кульминации этих процессов и поляризации "русской" и "нерусской" оппозиций. И наконец, уже в декабре — о прошедшем Форуме свободных народов пост-России. Колумнист Харун Сидоров подводит итоги года.
Фактов в них было приведено достаточно и каких-то новых значимых событий, о которых бы требовалось писать отдельно, пока не произошло. Поэтому впору на основании уже написанного проанализировать главные тенденции в этой сфере. На мой взгляд, их было три
Российская оппозиция не смогла дать адекватный ответ на вызов войны
Если год назад, когда отравленный Алексей Навальный заявил о своем намерении вернуться в Россию, можно было спорить о целесообразности такого решения, то сегодня можно уверенно констатировать — это была серьезная политическая ошибка. С этической точки зрения, решения отдельных политиков до конца оставаться со своим народом понять можно, но политически во всех подобных случаях они привели только к одному — их выбытию из борьбы, причем, в тот момент, когда их потенциал мог быть востребован. В случае с Алексеем Навальным — народом, ради которого он возвращался, его жертва, судя по количеству вышедших на протесты и их характеру, оценена не была, сеть его штабов была разгромлена, а в эмиграции ему не появилось равносильной замены, которой никто из его соратников не стал ни поодиночке, ни вместе.
Начало большой войны драматически изменило политическую реальность вообще и все, что связано с Россией, в частности. Сутью политики стала война в ее различных проявлениях, неучастие в которой оказалось равносильно отказу от участия в политике в принципе. Что и произошло с мейнстримом российской либеральной оппозиции, которая в условиях такой тотальной войны решила занять "антивоенную" позицию если не по содержанию, то по форме. Так называемые "хорошие русские", попытавшись было организоваться в одну из колон такой войны на стороне Украины и ее союзников, в итоге так и остались в формате "антивоенного движения", оказавшегося под перекрестным огнем своих и чужих. Причем, как показала история с "Дождем", неочевидным (по крайней мере в ряде случаев) является то, кто для таких "хороших русских" в этой войне свой, а кто — чужой.
Исключением из этого тренда оказался Илья Пономарев и его медийные, политические и милитарные структуры. Но, видимо, в силу этого — под предлогом различных претензий к нему — он так и не был понят и принят "антивоенным" мейнстримом российской либеральной оппозиции и "хороших русских".
Русские" и "нерусские", российские и пост-российские
Отсутствие жизнеспособной и убедительной альтернативы российскому режиму со стороны российской оппозиции стало тем фоном, на котором получил распространение подход — никакой принципиально иной России, чем та, что в очередной раз явила себя миру, не может быть, а значит, все, кто стремятся ее возглавить, представляют потенциальную угрозу для окружающих.
Не Путин, а сам имперский характер российской государственности представляют собой главную проблему — у некоторых лидеров российской оппозиции хватило понимания, чтобы констатировать это в теории. Но тех выводов из этого на практике, которые позволили бы перезагрузиться российской оппозиции, сделано не было. Та панель регионалистов и националистов, которая состоялась на Форуме свободной России год назад, при всех нареканиях была неплохим трамплином для прыжка в этом направлении и развития таких инициатив. Однако национальные и региональные движения так и остались в предбаннике российского либерального бомонда, да и сам он не прошел той трансформации, которую требовали большая война и порожденная ей новая реальность. Поэтому национальные и регионалистские движения, не видящие в российской оппозиции альтернативы ни в каком отношении, именно в 2022 году окончательно определились со своим курсом, противоположным курсу не только нынешней России, но и "прекрасной России будущего".
Отождествление российской оппозиции с русской и непоявление неимперской русской национальной оппозиции — еще один аспект этого процесса. В такой ситуации как минимум часть русских регионалистов, не желающих плыть в одной лодке с "хорошими русскими", скорее всего перейдет не только на построссийскую, но и пострусскую платформу отстраивания своей идентичности, которая впрочем в некоторых случаях может оказаться не "пост-", а "до-" - в плане обращения к тем историческим и субстратным корням, на которых она формировалась.
Киев как построссийский центр
Год назад, в связи с упомянутой уже не раз панелью регионалистов и националистов на Форуме Свободной России я писал о двух подходах к их взаимодействию с российской оппозицией — украинском и литовском, и преимуществах второго, подразумевающего такое взаимодействие.
В тот момент литовский подход действительно обладал преимуществом благодаря своей инклюзивности, а мероприятия, проходившие в Вильнюсе, выглядели как более перспективные на фоне инициатив, которые выдвигались из Украины теми, кто выступал против взаимодействия нерусских националистов и регионалистов с российской оппозицией.
Однако война радикально изменила политическую реальность вообще и роль в ней Украины в частности. И Киев, превратившийся в безусловный авангард противостояния Москве, уверенно взял на себя роль главного партнера и модератора нерусских национальных и регионалистских движений. Ни для кого не секрет, что две основные площадки в данной сфере — Лига свободных наций и Форум свободных народов пост-России были инициированы именно из Киева. А выход из тени организатора последнего Олега Магалецкого (принципиально считаю нужным указать на то, что он состоялся еще до моей публикации с его упоминанием — во время его интервью украинскому каналу "Исландия") и публичная презентация им своей позиции продемонстрировали серьезный рост качества украинской "восточной политики".
Киев сделал ряд важных шагов в этом направлении и на государственном уровне. Ичкерия была признана временно оккупированной территорией, аналогичные инициативы были озвучены в отношении Татарстана и Башкортостана, а в рядах Вооруженных сил Украины появились национальные подразделения народов, представители которых ведут борьбу за независимость от России. Совершенно точно как о реальных можно говорить об ичкерийских подразделениях, но также заявлены дагестанское, башкирское, черкесское и тюркское подразделение "Туран".
Впрочем, несмотря на установку на то, что "хороших русских" не бывает, они у Украины тоже есть — свои. Именно Киев стал площадкой медиаструктур Ильи Пономарева, в рядах Вооруженных сил Украины действует аффилированный с ним легион "Свобода России", который в последнее время стал приобретать более реальные очертания, и в них же существует еще и Русский добровольческий корпус. Последний вместе с черкесскими лидерами присоединился к еще одной, недавно возникшей инициативе — Гражданский Совет, спикером которой стал Денис Соколов.
"Хорошие русские" для Украины, таким образом, все же существуют, но в лице тех, кто однозначно и деятельно поддерживает ее борьбу. При этом в отличие от маргинальных российских ультраправых групп вроде продолжающего стоять на имперских позициях "Русского центра", новые проекты украинских "хороших русских" отличает не только поддержка Украины, но и комплиментарность к антиимперским нерусским национальных силам, без которой на благосклонность Киева уже рассчитывать нельзя.
Тот же Пономарев открыто провозглашает и что регионы сами должны решать, оставаться им после свержения режима в одной стране или нет, и что политический ландшафт России после Путина (или же уже пост-России) должна и будет формировать Украина как победитель в войне. В таком случае логично, что именно ей придется взять на себя роль главного медиатора различных национальных сил на этой территории, как нерусских, так и "хороших русских".
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.