По данным Йельского университета, с начала российского вторжения на территорию Украины более 400 зарубежных компаний заявили о том, что ограничивают или прекращают свою работу с Россией. Среди ушедших с российского рынка оказались и IT-компании, которые начали перевозить своих специалистов в другие страны. Уже в июне власти заявили, что в России не хватает 170 000 IT-специалистов, и причина нехватки — массовый отъезд из страны сотрудников IT-компаний. Грузия стала одним из самых популярных направлений для эмигрировавших россиян — по данным департамента пограничной полиции МВД Грузии в августе 2022 года в страну прибыло 260 810 граждан России. Таким образом, количество приезжающих из России выросло в годовом выражении на 475%.
Как компания приняла решение о релокации
Дмитрий из Саратова, долгое время жил в Санкт-Петербурге, работая на зарубежного поставщика облачных продуктов. После 24 февраля сотрудники компании, не дожидаясь официального решения руководства, начали уезжать.
— Люди с первых дней в компании начали сами организовывать свой переезд, уже понимания, что жить в России не могут. Плюс были страхи, что дальнейшие санкции повлияют на Россию еще больше: будут проблемы с оборудованием и техникой. Некоторые боялись, что и правительство ужесточит меры, и Интернет вообще закроют. В компании боялись, что будет мобилизация, поэтому быстро уезжали, — вспоминает Дмитрий. — Спустя две недели руководство компании тоже начало это обсуждать. Наши американские заказчики стали беспокоиться о том, что они работают с российскими работниками. Они были этим недовольны, кто-то начал даже отказываться от наших услуг. В общем, компания начала задумываться о том, чтобы закрывать офис в России.
Компания оплачивала билеты и давала бонусы для переезда, сама занималась вопросами открытия банковской карты и налогами, повысила зарплаты тем, кто уезжал
Компания оплачивала билеты и давала бонусы для переезда, сама занималась вопросами открытия банковской карты и налогами, повысила зарплаты тем, кто уезжал. Однако были и те сотрудники, кто принял решение остаться в России.
— В основном люди оставались по своим идеологическим соображениям. Кто-то в рабочем чате выступал в поддержку войны, все, кто остались, ушли работать в государственные компании. Некоторые оставались по семейным обстоятельствам: у кого-то родственники, за которыми надо было ухаживать, у кого-то дети, которые только пошли в школу, — делится работник. — Изначально компания планировала открыть офис в Европе, но из-за недавних законов, которые приняли эти страны, это оказалось невозможным. Многие именно поэтому не захотели уезжать, люди не хотели жить в Грузии, хотя были согласны на переезд в Европу. Люди, которые остались в России, стали даже больше поддерживать Россию из-за санкций. Они чувствовали обиду за притеснение русских, и приняли совсем другую сторону, стали поддерживать внешнюю политику государства. При том, что раньше эти люди были настроены против власти.
По словам Дмитрия, одна из главных причин, почему люди уезжали вслед за компанией, — снижение количества вакансий по специальности в России. С начала 2022 года количество вакансий в сфере IT сократилось на 25%, а существенное снижение числа вакансий началось в марте.
Люди, которые остались в России, стали даже больше поддерживать Россию из-за санкций
— Большинство людей уехали, потому что были туманные перспективы с поиском работы, так как большинство крупных зарубежных компаний покинули Россию. Из вариантов оставались только российские компании с меньшими зарплатами и перспективами. Многие уходили целыми командами в другие компании. С работой в России сейчас не очень понятно, рынок перенасыщен специалистами из сферы IT, людей на место стало гораздо больше, чем было до этого, отбор проходит жестче.
"Откладывал переезд до последнего"
Решение о переезда для Дмитрия было довольно тяжёлым. По его словам, он надеялся, что уезжать в другую страну не придется.
— Не хотелось уезжать от родственников, друзей, от девушки, которая осталась в России. Я откладывал переезд до последнего, надеясь, что ситуация как-то разрешится, и уезжать в другую незнакомую страну не надо будет. До этого я ни разу не был за границей в принципе, и уезжать было просто страшно. Со временем я адаптировался, потому что русскоговорящего населения много, как такового языкового барьера нет: говорят либо на русском, либо на английском. Первое, что замечаешь, когда переезжаешь в Грузию, — это огромное количество украинских флагов и надписей "F..k russia". Я не сталкивался с какими-то ситуациями, но один раз ко мне подошла женщина (не грузинка), начала говорить, что у меня ген нацистов, потому что я из России. Когда искал квартиру, некоторые хозяева отказывали, потому что я из России, — признался он.
До этого я ни разу не был за границей
Сравнивая условия жизни в России и Грузии, Дмитрий делится, что в новой стране нет многих услуг и товаров, к которым он привык.
— Есть определенные проблемы с сервисом услуг, например, приложения банков или мобильных операторов работают со сбоями. Многое из того, к чему я привык в России, здесь недоступно: например, выбор техники намного хуже, не развиты онлайн-магазины. Но с другой стороны, мне нравится в Грузии, — добавляет он. — Здесь много зелени, хорошая погода, вкусные фрукты и ягоды. Здесь я чувствую себя свободнее, чем в России, и более безопасно.
О том, есть ли планы вернуться в Россию, Дмитрий отвечает отрицательно, но с поправками — "если отменят санкции, обстановка в России как-то изменится, то возможно". Дальше у него в планах уезжать в Европу, куда сейчас нацелена компания.
— Мне кажется, что санкции не влияют на людей, которые поддерживают Россию в этой ситуации. Главная причина, почему я уехал, — это из-за работы. Зарубежные компании поддержали "флешмоб" и ушли из России, скорее всего, причина — многие зарубежные компании стали против того, что на них работают специалисты из России. Но при этом если ты уехал и ты россиянин, то ты можешь продолжать работать, — рассказывает он.
"Решение неокончательное"
Российская компания, в которой работает другой собеседник — Рустам из Саратова — не перевезла своих сотрудников. Однако молодой человек принял решение уезжать по личным причинам, при этом не меняя работу. Ему удалось договориться с руководством компании по поводу временного переезда.
Из-за санкций не работают многие зарубежные сервисы, люди остались без работы, особенно те, кто работал на зарубежные компании
— Когда начались февральские события, я начал задумываться об условиях жизни в стране. Меня постигла мысль: почему бы не попробовать пожить в других странах? Учитывая, что сейчас там развивается комьюнити российских разработчиков. В целом, затея интересная. Пожить в других условиях, посмотреть, как люди живут в других странах. Из-за эпидемии коронавируса у меня не было опыта путешествия в другие страны, — рассказывает он. — Я принял решение временно переехать в другую страну. Из-за санкций не работают многие зарубежные сервисы, люди остались без работы, особенно те, кто работал на зарубежные компании. Многие друзья остались без работы. Я автолюбитель, меня сильно беспокоят цены на запчасти и на машины в целом.
Для саратовца решение для переезда далось легче — Рустам относится к этому как к командировке.
— Решение неокончательное. Это можно назвать командировкой, когда ты знаешь, что в случае чего, ты можешь вернуться обратно в Россию. Изначально летом я приехал в Грузию просто на какое-то время, чтобы отдохнуть. Потом мне понравилось и я остался. Здесь комфортно выходить из дома, я живу в небольшом городке в России и гулять там по центру не приносит столько удовольствия, как гулять по центру Тбилиси. Конечно, Санкт-Петербург и Москва — это другое, там тоже можно гулять с комфортом, — поделился он.
"Очень много приезжих людей с разными историями"
Не было проблем и с адаптацией: некоторые друзья Рустама к моменту его переезда уже какое-то время находились в Грузии. Они же помогли ему заняться открытием банковской карты и поиском жилья.
— В первую очередь, как приехал, начать исследовать местные достопримечательности, культуру и кухню, остался очень доволен. Мне нравится относительно невысокие цены на еду, на такси, природа и кухня. Нравится, что здесь можно разговаривать и на английском, и на русском. Очень много приезжих людей с разными историями, завести знакомства здесь как-то проще, чем в России. — При этом Рустам отмечает, что есть определенные минусы. — Я вижу, что инфраструктура хуже, чем в России. Скудный выбор табаков для кальяна, электронных испарителей и жидкостей для них. Даже сигарет с кнопкой нет. Не нравится, что летом здесь очень жарко, интернет провайдеры предлагают условия гораздо хуже за те же деньги, чем в России.
Компаниям в большинстве все равно, какой у тебя паспорт, главное, чтобы ты географически не находился в России
Планы на будущее у Рустама неопределенные. По его словам, найти работу из Грузии на иностранную компанию гораздо легче, чем из России.
— Из России многие компании ушли, а из Грузии ты можешь устроиться куда угодно. Компаниям в большинстве все равно, какой у тебя паспорт, главное, чтобы ты географически не находился в России. Все санкции, которые наложены на Россию, по сути ни на что не повлияли. Это ухудшение условий жизни. Самыми тяжелыми санкциями для айтишников является уход зарубежных компаний, потому что это была движущая сила развития инфраструктуры России. Думаю, что вернусь в Россию и подумаю над дальнейшими планами: увольняться и переезжать окончательно или оставаться.
"Наибольшая часть уехавших — специалисты из сферы IT"
Научный сотрудник Александровского института Университета Хельсинки и сотрудник некоммерческой организации "Ok Russians" Маргарита Завадская отмечает, что нехватка специалистов из сферы IT может привести к замене более конкурентных на международном рынке кадров на менее конкурентных, однако необязательно менее квалифицированных.
— Наибольшая часть уехавших — специалисты из сферы IT — 45,4%. Также офисные работники, работники искусства и культуры, образования, журналисты. Практически нет госслужащих, медиков и работников производственной сферы, — рассказывает Маргарита, опираясь на исследование"Ok Russians". — Профессия уехавшего важна в том смысле, что некоторые профессии востребованы независимо от государства, так называемые мобильные навыки (transferrable skills). То есть айтишник — везде айтишник, врач — везде врач. Однако, например, юриспруденция привязана к законодательству страны. Также некоторые профессии заведомо более интернационализированы — наука или журналистика.
Данные, которые представлены центром "Ok Russians", собирались через ссылки в релокационных группах и группах помощи в соцсетях. Завадская отмечает, что репрезентативная выборка невозможна, потому что никому неизвестны параметры генеральной совокупности, поэтому организация старалась компенсировать объемом респондентов (более 2 тысяч человек), которая смещена в сторону более молодых респондентов.
Официально подсчитать число уехавших IT-специалистов из России затруднительно, потому что миграционные службы, как правило, не спрашивают профессию при выезде из страны. В конце марта глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко сообщил, что страну покинуло 50-70 тысяч человек. Другая ассоциация, "Руссофт", заявила, что в период с февраля по май уехало примерно 40 тысяч IT-специалистов, включая 13 тысяч сотрудников софтверных компаний и центров разработки зарубежных корпораций.
Сентябрьский опрос HR-холдинга Ventra показал, что более 30% специалистов либо уже уехали из России, либо планируют релокацию. При этом опрос проводился до объявления Владимиром Путиным "частичной мобилизации". 23 сентября Минцифры назвали не попадающие под мобилизацию категории сотрудников, где главным критерием было "соответствующие высшее образование и работающих полный рабочий день". Директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев заявил, что отток IT-специалистов из России может оказаться в два-три раза больше, однако точных оценок пока что нет.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.