Ссылки для упрощенного доступа

Не барсом единым — что может стать новой татарской национальной символикой


Обозреватель "Idel.Реалии" Ильнар Гарифуллин рассуждает о том, что может служить символам татарской нации.

Существует запрос на проявление этнической идентичности татар в массовых масштабах

В современном мире постмодернизма всё большее значение обретают символы. Хотя и раньше в эпоху модерна, когда внутреннее содержание как бы главенствовало над внешним (тут вспоминается сталинское выражение "национальное по форме, социалистическое по содержанию"), символы имели большое значение.

Символы и символика чрезвычайно важны в деле консолидации татарской нации, проживающей вне пределов Татарстана, с татарами из самой республики. Безусловно, у региональных групп татар могут быть и свои символы. Они вполне могут приспособить существующие официальные символы Татарстана — но этого не достаточно. Ведь именно по символам человек находит себя в безграничном потоке информации, который его окружает и довольно часто поглощает.

Символика способна не только обозначить идентичность, она обладает и важным психологическим воздействием: символика способна зарядить энергией, уверенностью, принадлежностью к чему-то важному, а, может быть, и величественному.

Существующие символы визуально слабы и не несут в себе характер брутальности и боевого духа

Переписная кампания 2020-2021 годов показала, что существует огромный запрос на проявление этнической идентичности татар в массовых масштабах. А массовость может дать только простота, доступность и понятливость символики. Кроме того, общенациональная символика, претендующая на массовость, не может быть безликой, серой — она должна внушать некую гордость, "крутость". То есть демонстрация символики должна нести не только внутреннюю (идеологическую), но и внешнюю привлекательность — что называется, цеплять взгляд.

При этом нельзя забывать и о преемственности. Символ не может быть взят с потолка. Образ должен быть привычным для наших предков, а, значит, символ — это нечто сохранившееся как минимум в генетической памяти.

Чем же, по моему мнению, несовершенны нынешние символы, активно применяемые в татарской среде? Слишком большой разбросанностью. Что именно чаще всего приходит на ум при вопросе о татарских символах? Прежде всего, это герб Татарстана — Ак (белый) барс.

Затем в качестве символа татарской нации можем вспомнить башню Сююмбике, цветок тюльпана, который уже стал отличительной чертой национальной индустрии моды... Ну, и для татаро-мусульманской аудитории таковым еще можно назвать мечеть Кул-Шариф.

И, пожалуй, все.

Все эти символы отражают только определенный сегмент татарского сознания. При этом отсутствуют общетатарские символы, которые были бы связаны не только с территорией Татарстана. И самое главное — за исключением Ак барса — существующие символы визуально слабы и не несут в себе характер брутальности и боевого духа.

Барадж фигурирует во множестве татарских легенд и преданий в качестве защитника татарской земли

По-моему, лучше всего в качестве общетатарского символа, учитывающего все эти нюансы, подходит Барадж (дракон). Именно этот символ предполагался в качестве первого варианта герба современного Татарстана. Он имеет и историческую преемственность, так как использовался в качестве военного символа уже во времена Волжской Булгарии. Был изображен на флаге Казанского ханства. Барадж фигурирует во множестве татарских легенд и преданий в качестве защитника татарской земли. По одной из легенд, он обитал в Чертовом городище вблизи Елабуги и улетел через окно этой башни накануне падения Казанского ханства. После чего — по татарским народным сказаниям — Казань была взята Иваном Грозным, и татары потеряли свою государственность. Поэтому популяризация этого образа отвечает не только критерию преемственности символов, но и воплощает идею о защите родной земли, народа и возрождении татарской нации.

Вместе с тем появление этого символа связано и с переселением в Поволжье и в Приуралье, на территорию Волжской Булгарии, татаро-кипчакских племен в конце XI века. Поэтому он также символизирует симбиоз уже на тот момент городской булгарской и кочевой татарской цивилизаций, который и породил современную татарскую нацию.

Он символизирует симбиоз уже на тот момент городской булгарской и кочевой татарской цивилизаций, который и породил современную татарскую нацию

Во-вторых, этот символ обладает изрядной долей боевой харизмы, необходимой брутальностью и поэтому идеален в качестве привлекательного образа для молодежной аудитории.

Существует также большой запрос на новые символы и от татарских общественных организаций, которые нуждаются в ребрендинге своих флагов, гербов и прочей символики.

Также в качестве массовой и простейшей символики можно продвигать трехцветную ленточку с цветами татарстанского флага. Данная символика может распространяться на всех национальных мероприятиях, она представляет собой единство татарской нации с Татарстаном. Она же может стать и простейшим визуальным обозначением принадлежности к большой татарской нации — вне зависимости от места проживания.

Таким образом, мне кажется, что изображение Бараджа идеально в качестве универсальной эмблемы, очень подходит для нанесения на флаги, для создания наклеек, значков и другой наглядной продукции. А ленточка с цветами татарстанского флага идеальна в качестве инструмента для массовых публичных акций национальной солидарности.

Ведь в условиях все более сужающегося поля сохранения национальной идентичности одним из наиболее эффективных инструментариев остается символический активизм.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.

XS
SM
MD
LG