В Башкортостане несколько семей — родителей призывников — обратились в военную прокуратуру с жалобой на то, что их сыновей незаконно удерживают на сборном пункте республиканского военного комиссариата. По их данным, в ближайшее время молодых людей могут отправить в граничащую с Украиной Ростовскую область. Родители новобранцев опасаются, что их сыновей могут заставить или уговорить подписать контракт и направить для участия в боевых действиях в Украине.
— Моего сына — Дмитрия Малышева забрали в армию внезапно, не дав даже получить диплом юридического колледжа, который он только что закончил, — рассказала "Idel.Реалии" мать призывника, уфимка Алла Папусова. — Сказали, что утром 3 июля их должны отправить в Ростовскую область, хотя сначала говорили, что отправят для прохождения службы в Челябинскую область. Мы боимся, что его там заставят подписать контракт — и он попадет в Украину.
Родители Дмитрия Малышева, а также некоторых других находящихся на сборном пункте призывников — в частности, Никиты Федорова из Салавата (он — учащийся Салаватского индустриального колледжа) обратились в военную прокуратуру Уфимского гарнизона с просьбой вмешаться в ситуацию. В своих заявлениях (копии есть в редакции) они указали, что не согласны с решениями призывных комиссий, так как для их сыновей действует отсрочка от призыва в армию в связи с учебой. Родственники призывников потребовали, чтобы их сыновей не удерживали на сборном пункте и обеспечили им возможность оспорить решения призывных комиссий в судебном порядке, а до тех пор — не отправлять в части.
Заявление в военную прокуратуру написал и дед уфимского призывника Тимура Рафикова — Ильшат Рафиков.
— Моего внука, получается, направляют на границу с "ДНР", в Ростовскую область, а эта территория является местом досягательства артиллерии Вооруженных сил Украины, районом боевых действий. Мой сын Ильнур Рафиков, отец Тимура — инвалид II группы. Если внук вдруг погибнет, кто позаботится о его отце? Мы требуем обеспечить нашим сыновьям, внукам возможность проходить службу на территории Башкортостана. Военный прокурор сказал нам, что они этот вопрос поднимут и доведут наше мнение до сведения военкоматов, но решение находится не в их — органов военной прокуратуры — компетенции.
Аналогичное заявление написал и сам призывник, добавив только, что он по убеждениям — пацифист. Молодой человек просил "определить [его] на альтернативную службу".
После военной прокуратуры родители призывников направились на сборный пункт, чтобы потребовать от работников военкомата обеспечить их сыновьям возможность написать доверенность на представление их интересов в суде. Родственники также пытались вручить дежурным заявления на имя военного комиссара республики, однако сперва им порекомендовали положить свои обращения в ящик для писем.
— До тех пор, пока мы не положили руки на окошко и не сказали, что не уберем их, дежурные даже начальству отказывались звонить, — рассказала Вера Попова, приходящаяся дальней родственницей одному из призывников.
Пока родители ждали приема в Башвоенкомате, Попова встала в пикет с плакатом "Срочникам Башкортостана нечего делать в прифронтовых зонах!"
— Пока я стояла в пикете, возле здания сборного пункта собрались так называемые добровольцы из батальона имени Шаймуратова. Они всячески улюлюкали, ухмылялись в мой адрес, что-то шипели. Когда дед Тимура Рафикова попытался их пристыдить, один из них заявил, что он "специально уволился с Севера, чтобы попасть в батальон", — рассказала Попова.
В итоге — встреча родителей с руководством призывного отделения Башвоенкомата все же состоялась. Как заявил позднее "Idel.Реалии" отец призывника Никиты Федорова — Александр Федоров, его сына "направят служить во Владикавказ". Мужчина добавил, что удовлетворен результатами встречи.
— Родителям Дмитрия Малышева тоже обещали поменять место службы. Насколько я знаю, другим призывникам также предлагали написать заявления в военную прокуратуру и военный комиссариат, но ребята испугались. А мы считаем, что любого срочника нельзя отправлять в прифронтовую зону. И мне непонятно, почему к решению этой проблемы не подключились другие родственники призывников, — констатировала Вера Попова.
Она также отдельно отметила, что, судя по опыту, призывникам "нужно заранее оформлять нотариальные доверенности на родителей, чтобы те могли представлять их интересы в суде и других инстанциях в тех случаях, когда их ребенок изолирован на сборном пункте".
В Башкирском военном комиссариате не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. В пресс-службе военкомата заявили, что у них нет электронной почты и порекомендовали направить запрос по факсу или по почте.
— Со слов родителей, которые также обратились к нам, нарушения в действиях призывных комиссий, действительно, были, — прокомментировал ситуацию руководитель общественной организации "За альтернативную гражданскую службу" Виль Тухватуллин. — Нельзя в течение всего лишь одного дня "прогнать" призывника и через военно-врачебную комиссию, и через призывную комиссию, и тут же отправить на сборный пункт и готовить к отправке в часть. Есть разумные сроки, установленные законодательством. А Малышеву, например, даже время на обжалование решения не дали. К тому же у него действовала отсрочка по учебе — и никакие комиссии в это время он не должен был проходить.
Правозащитник предположил, что такая спешка военкоматов объясняется тем, что в республике "очень много уклонистов".
— Очевидно, в ближайшее время готовится к отправке эшелон. Поэтому ребятам, призывникам даже не дают опомниться, делая все очень быстро, — добавил Тухватуллин.
Он также отметил, что для участия в так называемой "специальной военной операции" в Украине срочников "могут, согласно законодательству, отправить только после "учебки" и если они подпишут контракт".
— Как реально на месте сложится ситуация, никто не может сказать. Всем известно, что раньше факты отправки срочников для участия в боевых действиях уже были, — резюмировал правозащитник.
В ходе весеннего призыва в Вооруженные силы России, заканчивающегося 15 июля, Башкортостан должен поставить в войска более 5 000 новобранцев. Виль Тухватуллин в связи с этим ранее заявлял, что план для республики "сильно завышен", а основной системной проблемой в работе призывных комиссий является "занижение" медицинских диагнозов заболеваний у призывников. "Основные заболевания, с которыми у нас "списываются", — это заболевания сердечно-сосудистой системы, зрения, опорно-двигательной системы, в частности плоскостопия", — отмечал правозащитник.
С начала войны России с Украиной погибло, по данным на сегодня, 123 военнослужащих из Башкортостана, смерть которых так или иначе признала российская сторона. Республика по этим показателям находится на первом месте среди регионов Приволжского федерального округа.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.