Войну в Украине некоторые россияне называют братоубийственной. История Аделии (имя изменено по ее просьбе) из Татарстана — тому подтверждение. Ее семья, в которой раньше дружно жили представители разных народов, оказалась по разным фронтам войны. Часть родственников живет в Украине, другая — в России. Пока одни слышат звуки обстрелов и ракетных ударов, другие живут в Германии в качестве беженцев, а один — офицер российской армии — посылает "грузы 200" на родину. История семейного раскола — в материале "Idel.Реалии".
"ВО МНЕ ТОЖЕ ТЕЧЕТ УКРАИНСКАЯ КРОВЬ"
Аделия — студентка из Татарстана. У нее интернациональная семья: папа — татарин, а мама — русская, на четверть украинка. "Получается, во мне тоже течет украинская кровь", — говорит девушка.
У ее мамы есть воспоминания из детства, связанные с Украиной — она ездила туда со своими родителями, еще будучи школьницей. В СССР тогда был дефицит — семья копила деньги на поездку весь год. "Они приезжали и покупали одежду — по тем временам в Украине было большое разнообразие товаров", — вспоминает Аделия.
В детстве вся семья девушки ездила в город Орехов в Запорожской области. Тогда Украина уже была суверенным государством — Аделии было не больше четырех лет, поэтому воспоминания о поездках у нее достаточно смутные. "Помню только жару, много сочных фруктов и двор дома", — говорит девушка.
Теперь неизвестно, когда жители России смогут увидеть своих родственников-украинцев. Война разлучила семьи и физически, и морально.
"СТАРАЮТСЯ ИЗБЕГАТЬ РАЗГОВОРОВ О ПОЛИТИКЕ. СТАРАЮТСЯ ПРОСТО ВЫЖИТЬ"
Аделия держит связь с родственниками из Запорожья. Ее бабушка и дедушка рассказывают про постоянные взрывы и стрельбу. До 24 февраля темы для общения не ограничивались войной и вопросами безопасности. Но сейчас, когда у людей по ту сторону телефонной трубки слышны взрывы, трудно разговаривать на отвлеченные темы.
Мнения разделились даже внутри одной семьи: бабушка Аделии считает, что бомбят русские, а дедушка уверен, что это дело рук ВСУ. "По словам дедушки, они стараются избегать разговоров о политике, чтобы не ссориться. Просто стараются выжить", — констатирует Аделия.
Дедушка рассказывает ей, что пока продуктов в магазине достаточно, аптеки работают в штатном режиме. Иногда есть перебои с водой, а в доме достаточно холодно.
Семья Аделии предлагала помощь родным, находящимся в Украине, но они отказались — говорят, что деньги пока есть. "Но мы всегда будем готовы им помочь", — добавляет Аделия. Они с друзьями собирают деньги и перечисляют их в благотворительные гуманитарные организации, но осознанно помогать украинской армии девушка точно не будет.
География украинских родственников Аделии не ограничивается только Запорожьем. У нее есть родные из Киева — тетя и ее дочь: Оксана и Милана (имена изменены).
Столица Украина серьезно пострадала от войны. В целях безопасности часть жителей Киева эмигрировала в Европу. Оксана и Милана сейчас находятся в Германии. Аделия рассказывает, что они никогда не были патриотами — и еще задолго до февральских событий мечтали уехать за границу. "С какой-то стороны можно сказать, что война даже пришлась им на руку", — отмечает девушка.
В Германии Оксана и Милана живут в статусе беженцев. Они не владеют ни английским, ни немецким языками, но языковой барьер не мешает проживанию. Возвращаться они не планируют. Со временем Оксана будет пытаться перевезти и своих родителей из Запорожья. "Но уезжать они точно не планируют, только в экстренном случае", — говорит Аделия.
Война разлучила и семью Оксаны — ее мужа из страны не выпускают, как и других мужчин. "Но к военным действиям его не привлекают, а идти в добровольцы у него желания нет", — рассказывает Аделия. Сейчас он в Киеве и находится в безопасности.
"ОН ВИДЕЛ СВОИХ БОЕВЫХ ТОВАРИЩЕЙ МЕРТВЫМИ"
Родственники со стороны отца Аделии живут в России. Один из них — офицер российской армии, служит по контракту. На границу с Украиной их перебросили еще в середине января. Тогда уверенных заявлений по поводу начала войны еще никто делал.
Мужчина впервые находится в Украине. "Понятно, что другого выхода не было. Сложно сказать о его личном отношении к "спецоперации": об этом он просто не имеет права говорить", — уточняет Аделия.
Офицер не воюет в "горячих точках". Его работа заключается в перевозке "грузов 200".
— Говорит, что трупов очень много, вывозят по 200-300 человек в сутки. Он видел своих боевых товарищей мертвыми, — рассказывает Аделия. Она добавляет, что увидев их, офицер, кажется, впервые за эти годы заплакал.
Морально он очень подавлен. "Мы уверены, что с войны он приедет совершенно другим человеком. Это первые реальные боевые действия, в которых он участвует", — объясняет Аделия.
Дома мужчину ждут жена и трое маленьких детей, которые думают, что папа просто в командировке.
"НАМ НИЧЕГО НЕ ОСТАЕТСЯ ДЕЛАТЬ, КРОМЕ КАК НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ВСЕ ОСТАНУТСЯ ЖИВЫ"
Аделия очень переживает и постоянно следит за новостями. Но открыто выражать свою точку зрения в социальных сетях девушка не может. Она учится в подведомственном госоргану вузе в одном из крупных российских городов (девушка просила не указывать его в целях безопасности). За открытое несогласие с решением властей студента могут отчислить в любом российском университете, а в учебном заведении, где приоритет — подготовка кадров для госслужащих — оппозиционные мнения пресекаются и наказываются сильнее. "Поэтому ни на какие митинги и акции я ходить не буду", — объясняет девушка.
Аделия пытается рассуждать о войне с Украиной с научной точки зрения.
— У меня есть некоторое представление о международных отношениях. Я понимаю, что Украина всегда была буферной зоной. Я верю, что она должна оставаться таковой, — говорит девушка. — Война рано или поздно закончится. Возможно — даже скорее всего — конфликт снова перейдет в "тлеющее" состояние. Но национальные отношения между нашими странами прежними уже точно не будут, — констатирует Аделия.
О том, как будут складываться ее отношения с родственниками и когда она сможет их увидеть, также пока неизвестно.
"Раскол в нашей семье налицо", — говорит Аделия.
Она уточняет, что ее сестра из Германии выкладывает посты в Facebook с явной антироссийской направленностью, а "бабушка и дедушка из Запорожья, несмотря на тяжелое положение, обвиняют только наше правительство, а не всех граждан". "Но на личных отношениях это никак не сказывается — сейчас людей больше волнует сохранность жизни, чем политические взгляды", — добавляет девушка.
— Конечно, это безумно сложная ситуация, когда члены твоей семьи оказались по разным фронтам войны. Но, к сожалению, нам ничего не остается делать, кроме как надеяться, что все останутся живы. Что муж сестры [Оксаны] вернется целым и невредимым. И что тот дом в Запорожье из моего детства не будет разрушен, — подытоживает Аделия.
24 февраля российские вооруженные силы вторглись в Украину. Так началась война, которую сама Россия назвала "спецоперацией". Значительное число развитых стран очень жестко отреагировало на агрессию и осудило Россию. На Россию были наложены беспрецедентные в мировой истории санкции. По количеству введенных ограничений Россия оставила позади Иран и даже Северную Корею. Для России закрыли воздушное пространство все европейские страны, международные платежные системы Visa и Mastercard перестали работать в ее границах, ЕС отключил крупнейшие российские банки от системы SWIFT. И это далеко не все, что случилось. Сотни международных компаний ушли из России.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.