25-летняя Анастасия (просила не указывать ее фамилию) шесть лет назад уехала из небольшого города в Удмуртии в Екатеринбург — получать образование. "В Можге не было никаких вариантов, а Ижевск для переезда меня не устраивал, как и Казань", — рассказывает она. Прожив на Урале шесть лет, девушка переехала в Москву. Но уже через два года — 24 февраля 2022 года — российские войска вторглись в Украину. Анастасия признается, что стала остро ощущать чувство несвободы. Сейчас она в Ереване, но скоро отправится в Тбилиси.
Можга находится в 80 километрах от Ижевска. Проживает здесь, по официальным данным, порядка 48 750 человек.
— Тяжело было оставить своих родных и уехать в большой город?
— Мне было не тяжело — наверное, потому, что это была целенаправленная поездка. Я ехала в Екатеринбург учиться. Кажется, что я привыкла к такому [к разъездам и переездам]. Наоборот, я хотела уехать из Удмуртии — новые люди, город, знакомства. Это всегда интересно для меня. Тем более мне не было страшно. Я чувствовала себя достаточно комфортно в Екатеринбурге: сразу появились друзья, началась учеба. Все было нормально. А училась я в Уральском госуниверситете на матмехе, профессия — математик. Образование у меня хорошее.
— Почему вы решили уехать из Удмуртии?
У меня был вариант уехать в Казань, но этот город мне тоже не нравился. И потом все мои одноклассники уехали в Татарстан — мне хотелось чего-то другого.
— Мне не нравился Ижевск [все вузы Удмуртии сосредоточены здесь, в столице республики]. Это, наверное, связано с личными воспоминаниями. Не люблю этот город с детства. Мне не нравится туда ездить, не нравится там находиться. Если там находилась или оказывалась, старалась максимально быстрее оттуда уехать. Люди здесь как люди — как и везде, хороших больше. Просто сам город неприятен. В Можге мне нравилось больше — здесь чище и спокойнее. В Можге и близкие, и родственники, и друзья. Но оставаться там было не вариант, потому что там нет ничего.
У меня был вариант уехать в Казань, но этот город мне тоже не нравился. И потом все мои одноклассники уехали в Татарстан — мне хотелось чего-то другого. По качеству образования Ижевск так себе. Даже если взять какой-то математический факультет, то там точно не преподают так хорошо, как, например, в нашем матмехе в Екатеринбурге.
— Можга, Екатеринбург, Москва — как вам жилось в этих городах? Почему в конечном счете вы уезжали?
— В Можге мне было просто комфортно, потому что здесь мои родственники. У нас небольшой город, в стране едва ли кто знает его. Но если вспомнить деревянные линеечки, которые были практически у всех российских школьников, там была как раз надпись "Можга". Эти деревянные линеечки изготавливают как раз у нас.
Я очень люблю Екатеринбург, но в какой-то момент поняла, что будто получила от него все возможное
Я очень люблю Екатеринбург, но в какой-то момент поняла, что будто получила от него все возможное — в плане учебы, работы, каких-то обучений, досуга, развлечений. Екатеринбург — город компактный и небольшой. Здесь все равно есть какое-то ограниченное количество развлекательных штук, например. Москва мне виделась огромной, а про Екатеринбург я думала, что полностью его изучила — и все от него получила. Я там поработала в самых классных местах (Анастасия работает в IT-cфере — "Idel.Реалии"), которые там есть. И я подумала, что пора двигаться дальше.
Как мне кажется, в Москве — даже в первые дни переезда — не было тяжело. Потому что переезжала я тогда в большой город со своим молодым человеком. Мы как-то быстро собрались, приехали — все было очень быстро. Первую неделю мы жили в отеле. И в первый же день нашли высококлассную квартиру — повезло, наверное. Сложно было, наверное, без друзей. Мы жили одни, но в целом было нормально. А из Москвы уехала, потому что стала чувствовать себя несвободно…
— Когда появилось это чувство несвободы, что стало триггером?
Екатеринбург — тот город, в котором можно задуматься: в нашей стране происходит что-то не то
— Это чувствовалось и в Екатеринбурге. Среди моих друзей очень много оппозиционно настроенных. И сама я ходила на митинги. Меня не задерживали, но друзей задерживали. Я же не попадалась, потому что старалась быть предельно аккуратной, не хочется где-то там сидеть. Екатеринбург — город довольно с сильным гражданским обществом. Помните, наверное, историю, когда город отстаивал свой парк, когда заинтересованные лица хотели там построить храм. Екатеринбург — тот город, в котором можно задуматься: в нашей стране происходит что-то не то. Это стало предельно понятно после событий 24 февраля 2022 года. Может, если бы не события в Украине, я бы не предпринимала столь скоропостижных решений об отъезде из страны. У меня был хороший заработок, я себя ни в чем не ограничивала, путешествовала.
— Сложно далось решение об отъезде из страны?
Я подумала: если есть билеты, нужно ехать сейчас
— Я планировала до всего этого уехать, но позже — думала уехать летом. У меня был план посмотреть мир, пожить в других странах на неопределенное время. Но когда я начала понимать, что происходит какая-то жопа, я подумала: если есть билеты, нужно ехать сейчас. А вдруг "железный занавес" и больше свалить не удастся, в магазинах ничего не будет, останусь в России и ничего не смогу сделать. Я боялась, что просто все сломается — привычная для меня жизнь. Помню, когда все произошло, я днями сидела на новостях, читала о происходящем. Это все ужасно. Меня будто парализовало. Мне страшно об этом высказываться в соцсетях, но думаю об этом постоянно.
— Теперь вы в Ереване. Как вам здесь?
— Здесь я временно. Потом я еду в Грузию, где уже успела снять себе жильё с друзьями. Причем она мне вышла дешевле в два раза. В Ереване мне не тяжело. Мне вообще везде комфортно. У меня в голове есть план на любой случай, если что-то пойдёт не так. Помогает мне то, что у меня есть друзья. Мы общаемся — и мне хорошо. А ещё здесь хорошо.
В Ереване я подала заявку на открытие счета в местном банке. Но там мне отказали, толком не объяснив причину.
— Были какие-то проблемы с обустройством за границей?
— В Ереване я подала заявку на открытие счета в местном банке. Но там мне отказали, толком не объяснив причину. Сейчас буду просить открыть счёт в другом банке.
— Вы контактировали с властями? Как местные жители здесь относятся к эмигрантам из России?
— Я здесь неделю. Пока не контактировала. Здесь все достаточно приветливы и открыты, здесь чувствуется свобода. Как минимум можно сходить на митинг и не бояться. Вообще нет негатива. Однажды я была с подругой в магазине, и к нам подошла бабушка-армянка. Она услышала, что мы говорим на русском и ей захотелось поинтересоваться, все ли у нас хорошо, может ли она как-то помочь. Мне кажется, все армяне — по крайней мере с которыми я взаимодействовала — хотят помочь. Меня много раз провожали до нужного места, помогали, если я не могла найти дорогу. Здесь — в Ереване — очень неудобные Google-карты.
Остальные родственники негативно отнеслись. Бабушка назвала меня предателем родины.
— Как ваши родные отнеслись к переезду?
— Мне нравится, что моя мама адекватно относится ко всему происходящему. Она понимает, что происходит какая-то жесть, но при этом не верит пропаганде и независимым СМИ. Мама меня поддержала, но есть подозрение, что она не хочет со мной спорить и ссориться. Остальные родственники негативно отнеслись. Бабушка назвала меня предателем родины. Она постоянно задает маме вопросы, зачем я уехала, чем там занимаюсь. Бабушка не особо "шарит", что можно работать удаленно. Она не знает, что так можно. Бабушка думает, что я бомжую и сплю где-то на вокзале. А мама, конечно, меня защищает.
— Вы планируете вернуться в Россию?
— Думаю, все равно сгоняю к семье. Но жить и оставаться там — точно нет в ближайшие годы. Теперь для меня Россия — это Можга, куда я захочу приехать к родным. Ещё можно в Екатеринбург к друзьям.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.