Эксперты рассказали "Idel.Реалии" о том, как интерпретировать решение Москвы ввести войска в Казахстан в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Следует ли видеть в этом спланированные шаги Кремля перед переговорами последнего с Западом и как на этот шаг может отреагировать казахстанское общество — обо всем об этом — в материале "Idel.Реалии".
Как отмечает политолог Аббас Галлямов, опрошенный "Idel.Реалии", ввод российских войск в рамках Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстан казахстанским обществом будет воспринят как иностранная интервенция.
Нельзя исключать того, что казахские силовики сами начнут оказывать пришельцам сопротивление
— Очевидно, что казахи воспримут появление иностранных войск как внешнюю оккупацию. Нельзя исключать того, что казахстанские силовики сами начнут оказывать пришельцам сопротивление, — отмечает он.
Основания полагать, что ход событий будет развиваться в таком ключе, имеются. Так, 5 января в СМИ и телеграм-каналах появлялись сообщения о том, что к митингующим частично присоединилась и полиция. На опубликованных в сети кадрах видно, что полицейские не препятствуют протестам. В городе Актобе они отказались задерживать протестующих. Полицейские заявили, что они с народом и не будут поднимать на него руку.
Галлямов категоричен, отвечая на вопрос о возможном использовании Кремлем ввода войск в Казахстан как инструмента давления на Запад перед переговорами.
— Демонстрацию неадекватности сложно назвать демонстрацией мускулов, — отвечает он.
По его мнению, Москве в данной ситуации не стоило бы вмешиваться в дела Казахстана вовсе.
В свою очередь эксперт аналитического журнала Riddle Павел Лузин считает, что такого протестного всплеска в Казахстане Москва вряд ли ожидала.
— Для России в целом это тоже неожиданность, поэтому искать связь того, что происходит в Казахстане, с ее отношениями с Западом не стоит, — говорит он.
ОДКБ является инструментом сохранения военного и политического доминирования России на постсоветском пространстве
Аналитик также предлагает не спешить с оценками возможных последствий, так как пока непонятно то, по какому сценарию будут развиваться события.
— Какие-то последствия могут быть, но надо сначала понять, как события будут развиваться, — отмечает он.
При этом Лузин дает однозначную оценку миссии Организации Договора о коллективной безопасности.
— Что касается ОДКБ, то она является инструментом сохранения военного и политического доминирования России на постсоветском пространстве, — заключает он.
Американский эксперт по постсоветским странам Пол Гобл не исключает того, что активные действия Москвы в странах бывшего СССР могут быть инструментом давления на Запад перед важными переговорами.
— Возможно, Путин использует СНГ в качестве инструмента, но вмешательство в дела Казахстана на самом деле может заставить его отложить действия на украинском фронте, — делится эксперт.
Гобл также добавляет, что успешность реализации замыслов Кремля в значительной мере зависят от реакции западных стран.
— Все может пойти не по его плану, это зависит от того, насколько жесткая реакция Запада последует на действия Кремля, — подытоживает он.
2 января в Казахстане с Мангистауской области начались протесты против резкого скачка цен на сжиженный газ. Уже к 4 января выступления охватили практически все крупные города страны. Власти объявили о снижении цен на газ. Касым-Жомарт Токаев отправил правительство в отставку, но это не остановило демонстрантов. Они начали требовать ухода из политики Назарбаева, который, как считают участники митингов, передал власть своему преемнику Токаеву лишь формально.
Эпицентром начавшихся по всему Казахстану столкновений и беспорядков стала Алма-Ата, где в среду было захвачено и подожжено здание городской администрации и представительство генеральной прокуратуры.
Токаев ввел чрезвычайное положение сначала в отдельных областях и городах, а затем и по всему Казахстану. В стране были отключения интернета.
В ночь на 6 января стало известно, что Организация Договора о коллективной безопасности отправит военных в Казахстан по запросу президента Токаева. Об этом в фейсбуке написал премьер-министр Армении Никол Пашинян, возглавляющий Совет коллективной безопасности организации.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.