10 декабря — в Международный день прав человека — в ИК-6 Кировской области покончил с собой 29-летний заключённый Константин Долгих. Об этом его родителям сообщили в исправительном учреждении. За месяц до этого в кировской колонии побывали члены президентского Совета по правам человека, получившие сообщения о пытках. В ИК-6 началась масштабная проверка Следственного Комитета и прокуратуры. Но это не помешало Долгих уйти из жизни при подозрительных обстоятельствах. Родители считают, что их сына убили.
В редакцию "Idel.Реалии" обратились жители города Шахты Ростовской области Наталья и Олег Долгих. Наталья — техник-технолог, работала на Шахтинском машиностроительном заводе, Олег трудился на шахте и служил в ГАИ. Их сын — 29-летний Константин Долгих, программист по профессии, отбывал наказание в исправительной колонии №6 особого режима в Омутнинском районе Кировской области.
Долгих был осуждён к длительному сроку заключения по ст. 228 УК РФ ("Незаконное приобретение, хранение наркотических средств") и ждал ответа суда кассационной инстанции. По словам родителей, сын рассчитывал на пересмотр приговора и не собирался сводить счёты с жизнью. Однако 10 декабря Наталья и Олег Долгих неожиданно получили телеграмму из ИК-6 Кировской области: "Ваш сын Константин Олегович Долгих, 1992 года рождения, скончался…"
Сотрудники колонии проломили грудную клетку, когда пытались делать искусственное дыхание
— В телеграмме был указан номер телефона, куда можно обратиться, — рассказывает отец погибшего заключённого Олег Долгих. — И я моментально стал звонить, но со мной отказались разговаривать: "Не телефонный разговор, не комментируем!" Тогда я нашел телефоны прокуратуры и Следственного Комитета Омутнинского района. Там в первую очередь поинтересовались: "А вы будете тело сына забирать?! Тогда приезжайте во вторник!" Я нашел в интернете телефон начальника ИК-6 Александра Бибика. Начальник мне сказал: "Осужденный Долгих *** ("Idel.Реалии" не могут описывать способ совершения самоубийства, согласно российскому законодательству) на полотенце в одиночной камере, куда сам попросил его перевести…"
Родители Константина Долгих заказали гроб, арендовали в бюро ритуальных услуг машину-катафалк и поехали за две тысячи километров в Кировскую область.
Я уверена, что мой сын не кончал жизнь самоубийством, его убили!
— Приехали рано утром 13 декабря, сразу пошли в Следственный Комитет, — продолжает Олег Долгих. — Нас встретила следователь, которую зовут, если я не ошибаюсь, Алеся Махнева. Она мне показала посмертные фотографии моего сына. На этих фотографиях он был голый, на шее — чёрная полоса, след от *** ("Idel.Реалии" не могут описывать способ совершения самоубийства, согласно российскому законодательству), а на спине рубцы — следы от решетки. Кроме того, у него были посмертные травмы. Как сообщил мне патологоанатом, сотрудники колонии проломили грудную клетку, когда пытались делать искусственное дыхание. А на руке сына я заметил след от укола, причем ранка была заклеена пластырем, то есть шла кровь, значит, кололи ещё живому. Я сам работал в правоохранительных органах, знаю основы криминалистики.
Согласно медицинскому свидетельству о смерти, выданному родителям, Константин Долгих скончался 10 декабря 2021 года в камере в ФКУ ИК-6, точное время смерти не указано. Причиной смерти явилась "механическая асфиксия от сдавления органов шеи *** при *** ("Idel.Реалии" не могут описывать способ совершения самоубийства, согласно российскому законодательству)" (документ имеется в распоряжении редакции).
— Я уверена, что мой сын не кончал жизнь самоубийством, его убили! — говорит, едва сдерживая слезы, мать погибшего Наталья Долгих. — Сын мне всё время писал: "Мамуля, сделай всё, но только забери меня из этой чудной колонии! А то может быть поздно. Всё, что ты читала в интернете об этой колонии, — правда!" Он намекал, прямо не мог сказать, что в ИК-6 людей пытают!
С середины ноября 2021 года в ИК-6 Омутнинского района проходит масштабная проверка прокуратуры и Следственного Комитета Кировской области, которая началась после публикации "Idel.Реалии", в которой бывшие заключённые ИК-6 рассказали о массовом применении насилия.
18 ноября в ИК-6 Кировской области побывали члены президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин, Ева Меркачева и Игорь Каляпин, которые также получили сообщения о пытках.
Если бы мой сын действительно решил свести счёты с жизнью, он бы написал матери!
"Про пытки "тазом с экскрементами", про обливание мочой, про насилие различными инородными предметами, про связывание скотчем, надевание "шлема" на голову, про кормление фекалиями рассказали ещё несколько осуждённых. Все они из разных отрядов, в том числе отряда со строгими условиями, где содержатся нарушители. Их рассказы совпадают во многих деталях. Во время повествования осужденные плакали, тряслись — было видно, что они боятся, воспоминания о пытках вызывают у них боль. Никто из них не был похож на фантазера. Осуждённые называли одни и те же фамилии сотрудников ИК и "активистов", которые применяли по отношению к ним насилие", — написала в своем репортаже в "Московском комсомольце" Ева Меркачева.
Родители Константина Долгих рассказали, что их сын также дал показания следователям и прокурорам о пытках, после чего на него пытались завести уголовное дело по ст. 306 УК РФ ("Заведомо ложный донос").
— Он рассказал, что в ИК-6 бьют, мучают, насилуют заключённых, но не назвал имён, потому что боялся, — уточняет Олег Долгих. — После этого на него хотели завести дело о ложном доносе, а его самого поместили в одиночную камеру. В этой камере идёт постоянная видеофиксация. Как мне сообщили сотрудники ИК-6, 10 декабря заключённого 40 минут не было на экране мониторов, он якобы зашёл в "мертвую зону". А когда они открыли камеру, он уже был мертвый — *** на вафельном полотенце длиной 60 сантиметров, *** его к решётке ("Idel.Реалии" не могут описывать способ совершения самоубийства, согласно российскому законодательству). Оставил очень странную короткую записку: "Прости", а дальше непонятно какое слово: то ли "жена", то ли "Жэка". У нас в семье нет никого с именем Жэка, а с женой он развелся три года назад. Если бы мой сын действительно решил свести счёты с жизнью, он бы написал матери!
Родители Константина Долгих обратились в Следственный Комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 105 УК РФ ("Убийство"), но сомневаются, что сотрудники межрайонного отдела в Омутнинске проведут проверку профессионально, честно и беспристрастно.
— Все эти кировские и омутнинские следователи, прокуроры и сотрудники ФСИН из одной кормушки едят и под одним одеялом спят! — уверен Олег Долгих. — Друг против друга не выступят. А начальник ИК-6 Александр Бибик очень любит хвастать, что его никто не тронет — он под крылом у Путина!
Девятого ноября во время заседания Совета по правам человека и развитию гражданского общества президент России Владимир Путин выслушал доклад правозащитника и журналиста Евы Меркачевой о пытках в российских колониях. Президент призвал "внимательно с этим разобраться" и принять "системные меры".
Уже на следующий день после встречи Путина с правозащитниками в кировской колонии погиб заключённый. 29-летнего Константина Долгих похоронили 15 декабря на Даниловском кладбище недалеко от города Шахты Ростовской области. У него осталась шестилетняя дочь Арина.
"Idel.Реалии" обратились с запросом в УФСИН Кировской области. Редакция просит уточнить обстоятельства смерти Константина Долгих и сообщить, были ли другие подобные случаи в ИК-6.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.