После публикации "Idel.Реалии" о массовом применении насилия в ИК-6 Кировской области в редакцию обратился отец ещё одного пострадавшего. Житель Йошкар-Олы, пенсионер Айказ Хачатрян рассказал, что его сын Ваган подвергся пыткам в колонии — ему сломали ногу в четырех местах. По жалобе отца заключенного завели уголовное дело, однако позднее прекратили из-за отсутствия состава преступления. Сейчас Ваган Хачатрян находится в СИЗО Йошкар-Олы, но в ближайшее время его могут этапировать в ИК-6 Кировской области для дальнейшего отбывания наказания. Айказ Хачатрян опасается — если это случится, сына вновь ждут пытки.
Ритмо де ля ночи
Айказу Хачатряну 70 лет, он родился в селе Артаван Апаранского района Армянской ССР, окончил Ереванский университет, работал на инженерно-строительном заводе. В 1993 году он с семьей переехал в Йошкар-Олу и занялся бизнесом.
— Мой сын Ваган окончил лицей при Марийском государственном университете, — рассказывает Айказ Хачатрян. — Работал менеджером в семейной торговой компании в Йошкар-Оле. Летом 2014 года Ваган отправился в соседнюю Чувашию встретиться с друзьями — они пошли отдохнуть в ночной клуб "Ритмо де ля ночи", там возник конфликт, началась драка. Вагана избили, он рассказал об этом своему другу, вместе они поехали в Новочебоксарск, остановились у ночного клуба, там тоже возник конфликт, в их машину кидали камнями. Друг Вагана, чтобы защититься, стал стрелять из охотничьего карабина свинцовой дробью в воздух. Так получилось, что попал в людей, ранил несколько человек, одному свинцовым зарядом повредило глаз.
31 июля 2015 года Новочебоксарский районный суд признал Вагана и его друга Никиту виновными в покушении на убийство по предварительному сговору (ч.3 ст.30 ч.2 ст. 105 УК РФ), а также причинении тяжкого вреда здоровью (ч.3 ст. 111 УК РФ). Их приговорили к 14 годам колонии строгого режима. Позднее
из приговора исключили обвинение по ст. 111 УК РФ — срок лишения свободы сократили с 14 до 9,5 лет.
С 2015 до 2020 годы Ваган Хачатрян отбывал наказание по месту жительства — в исправительной колонии строгого режима №6 в Йошкар-Оле.
— Мы ходили к брату на свидание, приносили передачи, переводили деньги, — вспоминает жена брата Вагана Жанна Мелконян. — Ваган ни на что не жаловался, проблем не было. Вдруг мы узнаем, что на него завели новое уголовное дело по обвинению в том, что он несколько лет занимает высшее положение в преступной иерархии в колонии в Йошкар-Оле. А потом нам объявили, что из-за конфликта с вором в законе азербайджанской национальности его переводят в ИК-6 в Кировскую область — якобы для его же собственной безопасности. Ну, а там началось…
ИК-6 — особый режим
Первые сообщения о пытках в ИК-6 семья Хачатрян получила после того, как в колонии побывал марийский адвокат Александр Котляров. Во время беседы с защитником Ваган сунул ему в руку скомканный листочек бумаги с подробным описанием того, что с ним происходит в ИК-6:
Периодически мою голову опускали в ведро, продолжали при этом бить по голове
"24.07.2020 года меня завели в помещение, где лежали матрасы, и начали бить по голове. Избиения были даже после того, как я *** (здесь описывается способ совершения самоубийства, закон запрещает нам публиковать информацию об этом —"Idel.Реалии") станком для бритья. Помимо сотрудников ФСИН, били сами осужденные, но в присутствии них. Один из методов пытки — раздевали полностью, ложили на спину, руки и ноги связывали скотчем, на лицо ложили тряпку и поливали соляркой или керосином. Продолжалось это, пока я не начинал биться в конвульсиях. Периодически мою голову опускали в ведро, продолжали при этом бить по голове. Утром 25.07.2020 года пришел начальник оперативной части и несколько раз ударил меня, сказав "лучше бы ты сдох ночью". Через час меня вывели в прогулочный дворик, где другие осужденные начали снова избивать меня. Они связали мне руки и ноги и топили в воде, пока я не потерял сознание. Периодически в ИК-6 заставляли подписывать бумагу о том, что у меня нет никаких претензий".
20 декабря 2020 года в камеру к Вагану Хачатряну зашел сотрудник колонии и потребовал проследовать за ним якобы для того, чтобы сменить постельные принадлежности. О том, что случилось дальше, Хачатрян рассказал другому своему адвокату Игорю Панкову, подробно описав события той ночи.
"После 20:00 в камеру зашли сотрудник колонии П. и сотрудник колонии Б., которые сказали Хачатряну, что зря он не слушает сотрудников колонии, которые предлагают подписать документы об отсутствии претензий. Хачатрян сообщил, что будет жаловаться адвокату, прокурору и требовать правозащитника. После этого в камеру забежал сотрудник К. и стал избивать моего сына. В ходе этого избиения К. тяжелым ботинком нанес удар Хачатряну сзади по ноге в области коленного сгиба. Избиение продолжалось продолжительное время. В ходе избиения сотрудник К. уронил моего сына на стол, разорвал штаны и сказал, что сейчас изнасилует Хачатряна. Спустя некоторое время сотрудник Б. остановил сотрудника К. и они, поняв, что сломали ногу, выбежали из камеры. Через 20-30 минут в камеру зашли заключенные колонии с носилками и унесли моего сына в санчасть", — указывал в жалобе в СК и прокуратура отец пострадавшего.
Из санчасти избитого Вагана Хачатряна перевели в Лечебно-исправительное учреждение №12 в Кирово-Чепецке, а оттуда — в кировский Центр травматологии, ортопедии и нейрохирургии. Гражданские медики провели компьютерную томографию и установили, что Хачатряну наносились удары такой силы, что нога сломалась в четырех местах.
"…Определяется перелом средне верхней трети большой берцовой кости, внутри суставный перелом межмыщелкового возвышения, импрессионный перелом наружного мыщелка большой берцовой кости, с вдавлением ставной поверхности до 5 мм. Перелом малой берцовой кости", — говорится в медицинском заключении специалистов Центра травматологии.
Хачатряну сделали операцию, его ногу буквально собрали по частям и вставили металлические пластины. 33-летний мужчина стал инвалидом — даже спустя год после случившегося он вынужден передвигаться, опираясь на костыль.
Сломал ногу "в рамках закона"
По заявлению Айказа Хачатряна завели уголовное дело по ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Однако вскоре оно было прекращено в связи с "отсутствием состава преступления".
Сотрудник ИК-6, чтобы успокоить заключенного, применил "расслабляющий удар стопой правой ноги, обутой в форменный ботинок, по левой голени Хачатряна"
Следствие установило, что "Хачатрян стал вести себя неадекватно, размахивал руками на законные требования сотрудника администрации К.". Старший следователь, майор юстиции Михаил Телицин указал, что сотрудник ИК-6, чтобы успокоить заключенного, применил "расслабляющий удар стопой правой ноги, обутой в форменный ботинок, по левой голени Хачатряна, при этом наступил правой ногой на его левую ступню и произвел загиб левой руки за спину, отчего он повалился на пол, произвел загиб руки за спину и прислонил Хачатряна к стене, после чего он прекратил свои противоправные действия и пожаловался на боль в ноге".
По мнению майора юстиции, сотрудник ИК-6 действовал в рамках закона: "Применение сотрудником К. в отношении Хачатряна физической силы было законным и обоснованным, соответствовало требованиям, предусмотренным ст. 13, 14, 28, 29 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
С выводами следствия согласились сотрудники районной и областной прокуратуры, осуществляющие надзор за местами лишения свободы: "Изучение уголовного дела показало, что следствие проведено полно, объективно и всесторонне. Оснований для отмены постановления о прекращении уголовного дела не имеется".
Изучение уголовного дела показало, что следствие проведено полно, объективно и всесторонне
Позднее — по заявлениям отца потерпевшего Айказа Хачатряна — уголовное дело ещё дважды возбуждали и снова прекращали, так и не обнаружив "состава преступления". Единственное наказание, которое понесли сотрудники ИК-6, — это дисциплинарное взыскание.
"В связи с тем, что сотрудниками исправительного учреждения в ходе применения физической силы к Хачатряну не были включены видеорегистраторы, кировской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ 15.01.2021 было внесено представление об устранении нарушений закона начальнику УФСИН Кировской области, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности", — говорится в ответе начальника отдела по надзору за процессуальной деятельностью кировской прокуратуры Руслана Саркитова.
Сейчас Ваган Хачатрян находится в СИЗО Йошкар-Олы, куда его перевели в качестве подозреваемого в рамках расследования уголовного дела по ст.210.1 УК РФ ("Занятие высшего положения в преступной иерархии"). После избиения у мужчины не сгибается коленный сустав, он передвигается, опираясь на костыль или трость, и нуждается в дальнейшем хирургическом лечении.
После завершения следствия Хачатряна могут вновь этапировать в ИК-6 Кировской области для дальнейшего отбывания наказания. Зная об этом, Ваган Хачатрян заявил своему адвокату, что готов добровольно уйти из жизни, но больше никогда не вернется в эту колонию.
Основная задача ИК-6 в Кировской области — это "ломка" тех заключенных, которые не согласны с предъявленным им обвинением
Работающий по делу Хачатряна адвокат Владимир Самарин считает, что "ИК-6 в Кировской области — это зона, где постоянно нарушаются законы РФ, не соблюдаются нормы уголовно-исполнительного права и совершаются преступления против самого понятия человечности".
— Основная задача ИК-6 в Кировской области, на мой взгляд, — это "ломка" тех заключенных, которые не согласны с предъявленным им обвинением. Я думаю, для следственных органов такая колония нужна, потому что признание обвиняемого, как известно, — "царица доказательств". Но под пытками любой человек признается в чем угодно. Так случилось и с моим подзащитным Ваганом Хачатряном — его жестоко пытали, чтобы выбить признательные показания в преступлении, которое он не совершал, — говорит Самарин.
По его словам, "в результате изуверских пыток молодой человек стал инвалидом, не может передвигаться без костыля, получил физические и психологические травмы, а уголовное дело на тех, кто его пытал, закрыто в связи с отсутствием состава преступления".
— Но мой подзащитный — не из тех, кто сдается, мы продолжаем борьбу и намерены добиться справедливого решения суда и заслуженного наказания для виновных в преступлениях против человечности. Честно говоря, я первый раз сталкиваюсь с таким вопиющим случаем нарушения законности в местах лишения свободы. Очень важно, чтобы все факты пыток были преданы гласности, и расследование велось под контролем общественности. Только это даст гарантию, что такое больше никогда не повторится, — подытоживает Владимир Самарин.
О пытках в ИК-6 доложили Путину
Девятого декабря в Москве состоялась онлайн-встреча членов Совета по правам человека при президенте РФ с Владимиром Путиным. В своем докладе журналист Ева Меркачева рассказала о поездке членов президентского СПЧ по российским колониям.
— Этот год многим запомнится сообщениями о пытках, — заявила Меркачева. — И не просто сообщениями, а страшными, шокирующими кадрами видео. Члены СПЧ после этого объехали несколько колоний, в том числе ту самую Саратовскую тюремную больницу, которая стала синонимом слова "пытки". И где вплоть до последнего момента занимались расчеловечиванием. Мы получили массу свидетельств, собрали данные о разных способах пыток, и не только в саратовской ОТБ, но и, например, в кировской колонии.
Меркачева предложила президенту "поддержать инициативу о внесении изменения в УК и появлении отдельной статьи "Пытки". По мнению члена СПЧ, важно "все дела о
пытках поручить расследовать центральному аппарату СК, потому что на уровне региона все дела обычно заканчиваются ничем".
Ева Меркачева отметила, что "многие заключенные говорили, что жаловаться в ОНК, прокуратуру не имело смысла, некоторые вообще согласились рассказать о новых фактах пыток только членам СПЧ, потому что не доверяли больше никому" (это произошло в ИК-6 Кировской области — "Idel.Реалии").
"Нужно внимательно с этим разобраться, — заявил президент России, комментируя доклад правозащитников. — И центральный аппарат Следственного Комитета как раз проводит предварительное следствие по вопросам, которые стали известны и рассматриваются сейчас в рамках возбужденных уголовных дел. Но здесь, конечно, я с вами согласен, нужны системные меры. Все, что вы перечислили, подлежит самому внимательному рассмотрению, и после такого рассмотрения — принятию".
Также Владимир Путин отметил, что "Совет Федерации уже начал работу по внесению изменений в законодательство, закрепляющие само понятие состава преступления — пытки".
- 9 ноября "Idel.Реалии" опубликовали статью "Пытки с молитвой" о массовом применении насилия к заключенным ИК-6 в Омутнинском районе Кировской области.
- После публикации в кировской колонии побывали члены президентского Совета по правам человека Ева Меркачева, Андрей Бабушкин и Игорь Каляпин.
- С конца ноября в ИК-6 проходит масштабная проверка Следственного Комитета и прокуратуры Кировской области.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram.