Ссылки для упрощенного доступа

"Домашнее насилие — это самая большая боль". Новый фильм о сексизме


Гендерное неравенство на работе, сексизм — эти и многие другие темы, знакомые каждой женщине в России, затрагивает в своих фильмах уфимская режиссерка Алиса Хайретдинова. Вдохновение она берет из реальной жизни. Что и для кого она снимает, сталкивалась ли сама с сексизмом в своей работе — Алиса Хайретдинова рассказала в интервью "Idel.Реалии".

В составленном Всемирным экономическим форумом рейтинге стран по уровню гендерного равенства в 2021 году Россия заняла 81 место. В докладе организации отмечалось, что в России почти сократился разрыв в уровне образования и увеличилось количество женщин на руководящих постах. Тем не менее, доход женской части населения всё еще меньше, чем у мужчин, и составляет менее 60% от мужской зарплаты. В марте 2021 года согласно докладу Всемирного банка Россия заняла 129 место в рейтинге гендерного равенства, наряду с Бурунди и Угандой.

На счету у Алисы Хайретдиновой уже два документальных авторских фильма, и ещё один находится на стадии съёмок.

— Алиса, можете рассказать, с чего начался ваш путь как режиссерки?

— Я училась в Уфе в школе, после поступила в Москву в Высшую школу экономики на факультет журналистики в 2015 году. Пока училась на журфаке снимала документалки, писала курсовые про документальное кино и сняла два авторских документальных фильма. Авторские документалки очень сильно отличаются от телевизионных, это совершенно другое. Первый фильм, который я сняла, был про абитуриентов-актеров. У меня подружка поступала в театральный, и я сняла такой фильм. Просто сидела в очередях с абитуриентами, слушала их истории. Фильм был посвящен оценке внешности актеров, как им тяжело поступать, с чем это связано, как их выбирают. Это был курсовой фильм, а на дипломе я уже снимала документальный фильм про башкирских феминисток. Я им написала сама, спросила, готовы ли они вообще сниматься. Снимала в два захода: в январе и 8 марта. Я снимала их пикеты, как у них проходил Фембайрам, отдельно ходила к девочкам, которые приняли участие в съёмках. Этот фильм прошел на "Артдокфест" в 2019 году в Москве. У них была внеконкурсная программа "MeToo" как раз про женщин. После обучения я работала редактором, это не было никак связано с кино, а через год поступила в Московскую школу кино снова благодаря своим фильмам, которые я снимала. Я училась у Алексея Попогребского и Павла Бардина, это мои кураторы. Там познакомилась с людьми, операторами, художниками-постановщиками, актерами, и мы начали снимать вместе этюды. А сейчас мы снимаем мой первый короткометражный фильм.

— А как пришла идея снимать фильм именно про башкирских феминисток?

— В Москве про всех людей, о которых можно было снять и рассказать, уже сняли и рассказали, достаточно трудно найти что-то новое. Бывает, конечно, что-то новое и интересное, что-то выстреливает, но на самом деле тяжело. Однако очень многое не снято про регионы и в регионах. Я снимала именно про башкирских активисток, потому что я из Башкортостана родом, мне было это проще сделать. Идея появилась случайно вообще. Я просто думала, про что же снять, и поняла, что в Башкирии тоже есть феминистки, и про них никто не знает. Очень мало освящена вся эта история региональных активисток и феминисток, поэтому я решила взять эту тему.

— А как вы продвигаете свои работы? Вы упомянули, что участвовали на кинофестивале, а в каких-то еще мероприятиях подобных вы участвовали?

— "Артдокфест" был единственным фестивалем, на который я попала (В 2021 году в Уфе впервые прошел "Артдокфест" — ред.) Когда я снимала этот фильм, я была абсолютно одна, то есть я весь фильм снимала как оператор, продюсер, режиссёр, всё в одном. Это был с одной стороны абсолютно маленький проект, а с другой — я вообще не знала ничего про кино, фестивали, как на них надо подаваться, то есть у меня не было абсолютно никакого опыта. Единственное, что я знала, — что есть "Артдокфест", потому что про него говорила моя преподавательница в Высшей школе экономики. Я решила просто попробовать. Она всем, кто снимал, говорила, чтобы мы попробовали отправить свои работы. Я попробовала, отправила, кучу ошибок наделала, пока отправляла, но по сути это был единственный фестиваль. "Артдокфест" на самом деле не маленький фестиваль, это международный фестиваль документального кино, один из лучших, если не лучший из того, что мы имеем в России. Пока больше я никуда не пробовалась, но вот с этим новым фильмом, конечно, я постараюсь куда-нибудь поехать и продвинуть его.

Алиса Хайретдинова
Алиса Хайретдинова

— Как раз про новый фильм "Мир других мужчин". Я так понимаю, что он связан с феминизмом и сексизмом, и идея такая, что мужчина попадает в обратный мир сексизма. Как пришло решение обыграть тему именно таким образом?

— Я всегда хотела снимать про дискриминации. Когда ты учишься на режиссуре, ты снимаешь какие-то этюды и работы, и глаз у тебя всегда затачивается на то, что ты должен замечать что-то, какие-то идеи, составлять что-то из новостей, из всего. На самом деле я просто листала TikTok, там есть такие зеркалки про девушек, когда они оборачивают какую-то ситуацию, которая чаще происходит с женщинами, на мужчину. Как вот представьте, что было бы, если бы это происходило с мужчиной. Я смотрела эти зеркалки и думала: "Блин, было бы круто снять такой фильм". Потому что этих ситуаций много, и если это обрамить в такую неплохую историю, то может получиться классный фильм. Сценарий мы писали вместе с командой, тоже из Московской школы кино. Я пришла к сценаристке с этой идеей, набросала примерно, что я хочу, чтобы было в фильме. Мы засели писать вместе с Сашей Шапоровой и Сашей Кожемяченко, писали очень долго, два месяца, и прям каждую строчку обговаривали. Очень классный был опыт, все было здорово. Мы увидели, что не единственные, кто такую тему поднимал. Есть ещё индийский сериал, его делала индийская феминистская организация. В сериале тоже рассказывается про парня, который попадает в мир обратного сексизма. По сути, идея такая же, но у нас, понятно, по-другому всё получилось, то есть главные моменты и развязка, то, к чему кто пришел герой, совершенно другие. Есть еще французский фильм с такой же идеей. То есть, есть уже фильмы на эту тематику, но в России я не видела такого.

— Получается, что этот фильм больше будет в комедийном ключе?

— Изначально мы планировали комедию, но по ходу работы поняли, что всё равно нельзя о драматической составляющей совсем уйти, учитывая, что у нас финал будет достаточно драматический. Мы можем сказать, что это драмеди, но так как это авторское кино, оно не совсем жанровое, нет никаких клише. Пока могу сказать, что жанр будет драмеди, но посмотрим по ходу, как на монтаже это будет получаться. У нас есть комедийные ситуации, их много, и изначально планировалась комедия, но достаточно всё-таки финал драматический, потому что мы все равно говорим про дискриминации, и это совсем не весело.

— Кроме платформы "Планета", где открыт сбор средств на съемку фильма, вы как-то привлекаете бюджет?

— Нет, у нас только на "Планете", потому что сама платформа запрещает открывать где-то еще сбор на других похожих сайтах. Максимум я даю свою карту для тех, кому лень или кто не может зарегистрироваться на этой платформе. У нас мало времени, чтобы собрать необходимую сумму через "Планету", так что будем продлевать сбор ещё на три недели. Нужно собрать всё, чтобы хоть чуть-чуть облегчить участь оператору и художнику-постановщику, которые вложили очень много своих средств. Я сама вложила много средств на организацию, но оператор и художник-постановщик очень многое вложили, чтобы это было красиво и хорошо.

— А какими способами вы продвигаете этот сбор?

— Мы пытаемся продвигать через знакомых, феминисток и активисток, пока только так. Мы отсняли большую часть сцен, просто сейчас сидим в долгах и ждем закрытия сбора. Чуть позже попытаемся со СМИ договориться. Понятно, что это моя дебютная работа. Из всего, что у меня есть, можно посмотреть только документальный фильм и этюды, которые есть в Instagram. Доверие аудитории не такое высокое, и я это понимаю, но команда у нас собралась очень большая и очень классная.

— Насколько сложно молодой режиссерке продвигать свое авторское кино? Есть ли какое-то, например, предвзятое отношение в сфере кинематографа из-за гендера и нет ли стереотипа о том, что у мужчин снимать кино получается лучше, чем у женщин?

— В этой сфере тяжелее всего операторкам, как мне кажется, потому что в операторском цехе есть очень большая проблема, связанная с тем, что девушке там нужно очень сильно стараться. На нее смотрят с мыслью "ты же девушка, как ты можешь снимать, как ты можешь таскать эти камеры". Что касательно режиссуры, мне повезло, потому что моя научная руководительница в университете, которая мне помогала, сама была женщиной-режиссеркой В Московской школе кино у нас очень классные преподаватели, на курсе условно 13 мальчиков и столько же девочек. У нас нет никакого сексизма во время обучения, нас супер поддерживают как девочек, так и мальчиков, никакого подтрунивания нет. Я сама в профессии не могу сказать, что долго. Я бы сказала, что поддержки не очень много из-за темы, что это профем-кино. Это не всем нравится, не все это понимают, даже когда я снимала свой первый фильм про башкирских феминисток. Я уже привыкла к критике и всякому, но когда критика идет именно касательно темы — это не обидно, но ты понимаешь, что так просто устроено сейчас всё в этом обществе. Когда я снимала свой первый фильм, я выступала перед преподавателями, и там были разные преподаватели. Они завалили меня несмешным сексистским юмором, было много агрессии именно потому, что это профем-кино. Сейчас я не знаю, какая будет реакция. Мы все равно стараемся выбирать дружественные площадки и платформы, чтобы публиковать этот сбор. Я понимаю, что может быть разный отклик, и я к нему готова. В конце концов обиднее всего, наверное, будет получать отклик касательно режиссуры, когда фильм уже выйдет.

— Может быть такое, что критика была не столько из-за феминистической повестки, которая была в предыдущих фильмах и в будущем фильме тоже будет, но еще из-за того, что у нас в принципе довольно предвзятое отношение к российскому кино, тем более к российскому авторскому кино?

— Мне кажется, что предвзятое отношение к российскому кино — да, может быть, но авторское кино… У нас очень много классных режиссёров, и я считаю, что в России авторское кино достаточно хорошее. Оно особенное, понятно, что оно отличается от зарубежного, но оно в своей особенности прекрасно. Я очень люблю авторское кино российское, не вижу ничего в нем плохого. Жанровое — да, многие не любят, но это абсолютно разные вещи: когда жанровая аудитория, агитированная на сбор средств и денег, и когда это просто талантливые люди, которые пытаются снимать то, о чём они хотят говорить. Недальновидно сразу всё российское кино под одну гребенку грести. У нас есть невероятные талантливые режиссёры, тот же самый Кантемир Балагов, который у нас ездил на Каннский фестиваль, или Кира Коваленко. Говорить, что совсем всё плохо, я не согласна. Нас просто недостаточно поддерживают. Условно, когда вышел фильм Балагова "Дылда", я была в Москве и ни одного плаката не видела вообще. Потом как раз полетела во Францию, и спускаюсь в метро, а там везде огромные постеры с этим фильмом. Просто у нас не хотят поддерживать, но талантливые люди всегда есть везде.

— Какие вообще актуальные проблемы для женщин не только в Башкортостане, но и в целом в России вы видите на данный момент? Какие проблемы хотелось бы в дальнейшем поднять?

— Домашнее насилие — это самая большая боль, закон о домашнем насилии и его отсутствие — это самое страшное и распространенное. Пугает то, в какой ситуации оказываются женщины. Сейчас я сняла фильм с социальной проблематикой, но с моей точки зрения я не могу назвать себя активисткой, потому что не могу сказать, что всегда буду снимать какое-то социальное кино. Кроме домашнего насилия, меня трогает то, как женщины воспринимают себя в принципе, как они относятся к себе, то есть тематика бодипозитива, например. Я этюды про это снимала и в принципе стараюсь про это говорить, потому что эта тема лично меня волнует. Неравенство зарплат в работе, неравенство в позиции женщины, — все эти вещи, которые будут в будущем фильме "Мир других мужчин", меня задевают. Я бы про каждую из них снимала бы отдельный фильм. Даже про просто безопасность женщин, потому что, мне кажется, у нас недостаточно безопасно в принципе жить и выходить на улицу.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG