Чекмагушевский межрайонный суд РБ в четверг, 5 августа, отменил регистрацию известного активиста, защитника Куштау Руслана Нуртдинова, баллотировавшегося на довыборах в райсовет. Заявление в суд с требованием снять Нуртдинова с выборов, как лицо, "причастное к деятельности экстремистских организаций" написал один из конкурентов активиста, директор МУП "Чекмагушевский сельскохозяйственный рынок" Айдар Насыров.
В иске Насыров утверждал, что Руслан Нуртдинов "не вправе быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления", поскольку "причастен к деятельности экстремистских организаций" — некоего "Общественного движения "Штабы Навального" (такого "движения" не существовало и не существует — "Idel.Реалии") и башкирской национальной организации "Башкорт".
Как ранее сообщал Руслан Нуртдинов, ему также стало известно, что схожее заявление на него в прокуратуру направил уфимский провластный видеоблогер Арслан Нигаматьянов, попросивший надзорное ведомство "провести проверку на предмет участия активиста в деятельности организации "Открытая Россия", которая признана в РФ "нежелательной организацией", а также участия в движении "Штабы Навального".
4 августа Первый апелляционный суд в Москве признал законным июньское решение Мосгорсуда о признании экстремистскими организациями "Фонда борьбы с коррупцией" и штабов Навального, и запрете их деятельности. Башкирская национальная организация "Башкорт" признана экстремистской и запрещена Верховным судом Башкортостана в мае 2020 года; в сентябре того же года это решение вступило в законную силу.
В судебном заседании, прошедшем в четверг, представитель Айдара Насырова — адвокат Фаягуль Зиакаева, в основном, повторила аргументы своего доверителя (сам Насыров на заседание не явился), приведя, в качестве примера, отказ одного из московских избиркомов зарегистрировать кандидатом в Госдуму экс-координатора московского штаба Навального Олега Степанова.
Председатель Чекмагушевской территориальной избирательной комиссии Миляуша Гимаева заявила в суде, что избирком направлял положенные запросы в управление минюста РФ по республике и в МВД по Башкортостану. По словам Гимаевой, минюст ответил, что в отношении Руслана Нуртдинова нет никаких сведений о его причастности к экстремистским, запрещенным организациям, либо его принадлежности к числу иноагентов. МВД, в свою очередь, сообщило, что у активиста нет судимостей, которые препятствовали бы его участию в избирательных кампаниях.
"На основании этого, а также ввиду отсутствия претензий к представленным Нуртдиновым подписям избирателей комиссия единогласно зарегистрировала его кандидатом", — сообщила председатель ТИК.
Руслан Нуртдинов заявил, что считает незаконными и неконституционными принятые изменения в избирательном законодательстве, имея ввиду подписанный в июне Владимиров Путиным закон о временном запрете баллотироваться на выборах для участников и сторонников организаций, признанных в России экстремистскими.
— Я считаю вот эти изменения сделанными специально накануне предвыборной кампании, чтобы ни один независимый кандидат не смог участвовать в этих выборах. Цель этих законов одна — чтобы Владимир Путин и его шайка и дальше продлили свое присутствие во власти. Это неконституционный закон. Нельзя лишать человека пассивного избирательного права только за то, что он имеет свое собственно мнение. Я считаю, что в нашей стране должны быть честные выборы, не должно быть коррупции, кумовства, воровства бюджета. Вот, за то, что я так думаю, меня и хотят лишить возможности избираться, — сказал активист.
Нуртдинов сравнил последние репрессии "с временами, когда в 1930-х годах к власти в Германии пришла фашистская партия", которая, по его мнению, "действовала ровно такими же методами, как нынешняя "Единая Россия".
— Всех своих оппонентов они [власти Германии] либо вынудили уехать из страны, либо пересажали просто за слова, либо просто не допускали до выборов. Еще и убивали — как у нас убили Бориса Немцова, — добавил активист.
— Поближе к делу, — потребовала судья Райля Галикеева.
Нуртдинов заметил, что "ближе уж некуда". После этого активист перешел к сути иска, который он охарактеризовал как "складно звучащий бред".
— Я не имею никакого отношения к ФБК, штабам Навального или же к организации "Башкорт". Я там никогда не работал, не был их волонтером, какие-то организационные функции, роли в их мероприятиях не выполнял. Да, до признания "Башкорта" экстремистской организацией я следил за их деятельностью, поддерживал их. Они защищают свою национальность, свой язык, свою культуру, природу своей республики. То же самое касается ФБК и штабов Навального: до признания их экстремистскими организациями я следил за ними, участвовал в их мирных митингах — открещиваться от этого считаю бессовестным. Я приветствовал их деятельность, потому что они боролись за честные выборы и за справедливость и конституционность в нашей стране. После того, как и ту, и другую организацию признали [экстремистскими] нигде, никаких публикаций у меня не было, поскольку они прекратили свою деятельность. Насчет бывших руководителей и участников организации "Башкорт" — их лично никто не признавал экстремистами, и я свободен в выражении своего мнения о них, — заявил активист.
В заключение Руслан Нуртдинов заявил, обращаясь к суду, представителям истца и прокуратуры, что каждый из них "сейчас участвует в политических репрессиях".
— Вы лишаете простых людей возможности защищать свои права хотя бы через одного депутата. И вы создаете прецедент, что если кто-то проявляет хоть какую-то гражданскую активность, то его посадят, убьют, не допустят до выборов. И люди поэтому разочаровываются в официальных возможностях как-то влиять на свою жизнь через участие в управлении своим городом, районом, республикой. Этим вы подогреваете накал людей. Вся страна, как скороварка, которая сейчас кипит и бурлит! А вы, власть, затыкая вот эти "конструкции", дающие возможности выпускать пар, ведете к тому, что она рано или поздно взорвется и ошпарит каждого из нас, — завершил свое выступление Нуртдинов.
После небольшого перерыва судья Райля Галикеева объявила, что удовлетворяет иск Насырова и отменяет решение теризбиркома о регистрации активиста кандидатом.
Бывший координатор уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, комментирую отстранение активиста от выборов, заявила, что власти, снимая независимых кандидатов под предлогом их причастности к "деятельности экстремистских организаций", тем самым намеренно понижает будущую явку в дни голосования.
— Руслан не был волонтером штаба и никогда у нас не работал. Он, как и многие другие жители Башкирии, был и остается сторонником демократических ценностей и свобод, мирных перемен в нашей стране. За то же самое выступал и наш штаб. Доказывать причастность Руслана к его [штаба] деятельности постами в соцсетях, которые пишут десятки и сотни людей, или участием в митингах, на которые выходили до десяти тысяч человек — это абсурд. Ведь тогда всех, кто писал что-то в защиту демократии и здравого смысла или возмущался правовым беспределом в нашей стране, могут также признать "причастными к деятельности штаба". То же самое сейчас произошло с кандидатами в депутаты города Бердск Новосибирской области — там снимают с выборов даже тех, кто оказывал юридическую помощь задержанным на митингах или публиковал stories о протестных акциях в Инстаграм. Так власть "сушит явку" на выборах в сентябре, — сказала активистка.
Один из бывших лидеров организации "Башкорт" Руслан Габбасов заявил, что ему жаль, что имя этой организации используют для того, чтобы расправляться с неугодными.
"Очень жаль, что теперь имя организации "Башкорт" используют для того, чтобы расправляться с неугодными. Но я глубоко убежден, что придет время, когда люди будут гордиться, что когда-то так или иначе были причастны к ней. Сейчас, например, так башкиры гордятся, когда говорят, что их прадеды участвовали в составе башкирского войска Первой Башкирской республики под командованием Валидова", — так отреагировал на снятие Руслана Нуртдинова Габбасов в своих соцсетях.
Руслан Нуртдинов заявил, что не будет обжаловать решение суда. "Думаю, это бессмысленно из-за абсолютного отсутствия правосудия в России", — сказал активист.
В 2020 году Руслан Нуртдинов также был снят с довыборов в Чекмагушевский райсовет по иску регионального отделения партии "Справедливая Россия". Перед этим, с очевидной целью запутать избирателей партии "Патриоты России" и "Справедливая Россия" выставили против активиста его "двойников" — одновременно тезок и однофамильцев Нуртдинова. Активист отмечал, что против его выдвижения "работал весь госаппарат", действия которого, по убеждения активиста, координировались из администрации главы республики.
В январе 2021 года Нуртдинов был арестован Кировским райсудом Уфы на семь суток за "участие в несанкционированном публичном мероприятии" — протестном шествии в Уфе 23 января в поддержку Алексея Навального и за освобождение всех политзаключенных.
В апреле активист был арестован Кировским райсудом Уфы на восемь суток за "призывы к участию в несанкционированном публичном мероприятии" — протестном шествии в Уфе 21 апреля в защиту Алексея Навального. В самой акции активист не участвовал, поскольку накануне мероприятия был задержан сотрудниками ЦПЭ.
В мае Руслан Нуртдинов был оштрафован мировым судом Чекмагушевского района РБ на пять тысяч рублей за участие в форуме "Муниципальная Россия", проходившего в Москве в середине марта. Тогда активист был задержан московской полицией вместе с еще почти 200 участниками форума — силовики заявили, что к проведению мероприятия причастна "организация, признанная нежелательной на территории РФ".
В июне активист был допрошен в СКР по делу арестованного экс-директора организации "Открытая Россия" Андрея Пивоварова. Активист заявил, что не имеет отношения к "Открытой России", а дело Пивоварова считает политически мотивированным.
❌ Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.