Ссылки для упрощенного доступа

Старые байки "нового евразийства": нужно ли защищать народы Евразии от Европы?


Александр Дугин во время поездки в Скопье. 3 марта 2018 г. Архивное фото
Александр Дугин во время поездки в Скопье. 3 марта 2018 г. Архивное фото

В апреле 2021 года лидер партии "За правду" Захар Прилепин принял участие в презентации общественно-политической инициативы под названием "Новая Евразия". Колумнист Харун Сидоров — о новых евразийцах России.

Для тех, кто не в курсе, евразийцами себя в России обычно называют те, кто призывая к возрождению империи и видя угрозу в субъектности народов, которыми она претендует управлять, позиционируют себя не врагами этих народов, как это делают честные шовинисты, а их защитниками.

Именно так действует главный современный апологет евразийства Александр Дугин, который одновременно призывает к ликвидации национальных республик в России или государства Украина и заверяет всех в том, что этническая идентичность и самобытность их титульных народов будет лучше защищена в российской "Евразии", а не, допустим, в Европейском Союзе, где их, по его словам, ждет исчезновение.

Вот и в манифесте "Новая Евразия — Ноев ковчег XXI века" утверждается, что "евразийство остаётся единственной живой и активной доктриной, утверждающей ценность и привлекательность идеи Союза стран и народов". Те, кто озабочен сохранением народов Евразии и их самобытности, зазываются в этот "союз" так: "Новая Евразия" — это пространство, где юридически и неформально защищаются права народов и культур, где нет колониализма и принудительной ассимиляции. Это то место, где каждый народ, язык, религия могут получить автономию и защиту в рамках общего дела". То есть, все это может быть обеспечено этим народам только в рамках "Новой Евразии", которая в указанном манифесте называется "Большой Россией", в то время как из Европы, как это постоянно утверждают "евразийцы", для них исходит смертельная угроза.

Правда, с защитой народов старыми евразийцами вроде Дугина как-то не сложилось. Ведь те, кто поначалу с интересом воспринимали его призывы к союзу этно-традиционалистских сил Евразии для совместного противостояния вызовам глобализации, в своем большинстве уже давно поняли, чего они стоят. Но может быть, то, что не получилось у старых евразийцев, получится у новых?

Увы и ах — если Александр Дугин в свое время хотя бы начинал построение своих международных коалиций с обхаживания этно-традицционалистских сил народов Евразии, то инициаторы "Новой Евразии" уже на старте ведут себя так, что их декларации о защите народов ничего кроме сарказма вызывать не могут. Так, Захар Прилепин, видимо, решил проиллюстрировать поддержанный им тезис о необходимости защиты народов от колониализма и принудительной ассимиляции борьбой за присвоение аэропорту Тобольска имени атамана Ермака, не считаясь с чувствами коренного народа сибирских татар и без всякой в том необходимости для сибирских русских. А на сайте другого инициатора "Новой Евразии" Павла Зарифуллина висит новость с рекламой проекта "православных татар", шовинистическо-ассимиляторская сущность которого давно уже очевидна.

В то время, как "евразийцы", что старые, что новые демонстрируют реальным народам Евразии, как они их собираются "защищать", это все чаще пытаются делать из той самой Европы, от которой они их якобы хотят защитить. В свое время антагонизм Кремля в отношении Украины был спровоцирован тем, что вступлению в Таможенный Союз и Евразийский Экономический Союз украинцы предпочли сближение с ЕС. Меж тем, на "Idel.Реалии" уже писали о том, что Украина, включив его в свою делегацию, позволила выступить на Постоянном форуме ООН по вопросам коренных народов представителю народа эрзя Сыресю Боляеню и озвучить там проблемы не только своего народа, но и других народов России, а также все активнее сама поднимает эти вопросы.

Несомненно, "евразийцы" попытаются возразить на это тем, что Украина использует дискурс защиты коренных народов исключительно "на экспорт", чтобы ослабить таким образом Россию. Однако принятие недавно закона "О коренных народах Украины" наглядно демонстрирует, что эта страна руководствуется идеологией защиты их прав и на своей территории. Так, согласно этому закону за коренными народами Украины признаются право на самоопределение, собственную национальную символику, создание собственных учебных заведений или сотрудничество с другими заведениями для обеспечения изучения своего языка, истории, культуры и обучения на языке коренного народа. Помимо этого новый закон предоставляет коренным народам Украины право представлять Украину на международной арене в составе украинских делегаций — оно уже давно предоставляется крымских татарам для озвучивания на международных площадках их проблем, так что предоставление такой возможности представителям коренных народов России вполне соответствует украинской практике, а теперь еще и духу нового закона.

К слову, показательно, какую реакцию этот закон вызвал в России, в том числе среди ее "евразийцев" и персонально Захара Прилепина, пообещавшего уничтожить Украину как государство за этот закон. А именно из-за того, что коренными народами Украины в нем были признаны крымские татары, караимы и крымчаки, но не были признаны русские, что в очередной раз было представлено как свидетельство "этноцида русских" в Украине. Правда, по этой же логике Украину следовало бы обвинить в этноциде и других народов, не включенных в число коренных, что объективно сложно сделать при президенте Зеленском и министре внутренних дел Авакове. Поэтому критики поумней заняли менее уязвимую позицию и обвинили украинские власти в делении народов страны на коренные и некоренные, что впрочем тоже не может вызвать ничего кроме недоумения после принятия в России "государствообразующей" поправки для одного-единственного народа.

Украинское законодательное определение коренного народа страны весьма логично. Под таковым в новом законе понимается "автохтонная этническая общность, сформировавшаяся на территории Украины, является носителем самобытной языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительные органы, самоосознает себя коренным народом Украины, составляет этническое меньшинство в составе ее населения и не имеет собственного государственного образования за пределами Украины". Следуя этим критериям, в России ее коренными народами следовало бы признать наряду с русскими татар, башкир, чувашей, якутов, бурятов и другие самоопределившиеся в ее составе народы, но не народы, имеющие свои государства за ее пределами. Последние бы считались национальными меньшинствами, в чем нет ничего зазорного, особенно, если их права должным образом будут защищены, в частности, соответствующими европейскими конвенциями.

Но может быть такой этно-автохтоннистский колорит Украины обуславливается как раз тем, что она еще не вошла в ЕС, и исчезнет, как только там окажется? Такое "евразийское" возражение опровергает пример другой страны, в которой в последнее время не менее активно поднимается вопрос о защите прав коренных народов России, но которая при этом уже давно находится в ЕС — Эстонии. Опять же, можно было бы возразить, что и эта страна поднимает этот вопрос только "на экспорт", но не у себя дома. Но и это не так — в Эстонии действует государственная программа поддержки языков и культур уральских (финно-угорских и самодийских) народов, согласно которой она обязывается оказывать им содействие, в частности на своей территории.

Весьма показательно, что Эстония, как и еще две страны — Финляндия и Венгрия, несмотря на свое членство в ЕС культивируют собственные евразийские корни. Так, в упомянутой эстонской программе родственных народов говорится: "Эстонская культура базируется наряду с ее европейскими началами и на старой финно-угорской народной культуре, имеющей много общих черт с культурами других уральских народов. В связи с этим родственные народы представляют собой необходимый для нас культурный тыл, особенно существенный в настоящее время, когда западные влияния становятся доминирующими". Активно поддерживает связи с финно-угорскими собратьями в Северной Евразии и Финляндия, а Венгрия — страна не только ЕС, но и НАТО, наряду с этим в последнее время еще и участвует в сотрудничестве тюркских народов и государств.

Впрочем, в последнее время даже Франция, которая начиная с XVIII века была своего рода анти-примером в сфере этнического плюрализма и стремилась к максимальной ассимиляции локальных этнических культур и групп, начала ощутимо менять свою политику в этой сфере, в то время, как Россия явно движется в противоположную сторону. Судя по всему, это движение в сторону унификации хотят продолжить и "новые евразийцы", в своем манифесте утверждающие, что "необходимо единое гуманитарное, культурное и образовательное пространство на основе русского языка и высокой русской культуры". Правда, потом добавляют, что "в симбиозе с национальными языками и культурами", но не поясняют, ни как будет выглядеть этот симбиоз, ни что нужно делать, чтобы "высокая культура" в нем окончательно не поглотила "национальные". Кстати, занимательно, что русские язык и культура в такой формулировке как национальные не воспринимаются, но это уже тема для отдельного разговора.

Так что, обещания "евразийцев" защитить коренные народы Евразии от "европейских посягательств", выглядят не более убедительно, чем другие пропагандистские приемы, разрабатывающиеся в том же цеху, что и российское "евразийство".

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!

❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG