Организация Human Rights Watch 19 апреля опубликовала отчет по политике Китая в Синьцзяне. Изучив ситуацию в регионе, исследователи правозащитной структуры пришли к выводу, что правительство КНР совершает преступления против человечности, проводя массовые репрессии против уйгур и других тюркских народов Восточного Туркестана. "Idel.Реалии" изучили доклад.
53-страничный отчет составлен при содействии структуры по правам человека и разрешению конфликтов Стэнфордской школы права. Документ основан на недавно полученных из Китая правительственных документах, информации правозащитных групп, СМИ и ученых. Эти данные проанализированы с точки зрения международного права.
"Китайское руководство несет ответственность за широко распространенную и систематическую политику массовых задержаний, пыток и преследований по этно-конфессиональному принципу, помимо других преступлений. Необходимы скоординированные международные действия, чтобы наказать виновных, повысить ответственность и заставить китайское правительство изменить курс", — говорится в документе.
В отчете отмечены шаги правительства по насильственной ассимиляции коренных народов региона, разделению семей, принудительному возвращению в Китай, принудительному труду, сексуальному насилию и нарушению репродуктивных прав.
"Китайские власти систематически преследуют тюрок-мусульман, угрожая их жизням, религии, культуре, — заявила Софи Ричардсон, директор Human Rights Watch по Китаю. — Пекин заявлял, что таким образом обеспечивает профессиональное обучение и проводит дерадикализацию, но эта риторика не может скрыть мрачную реальность преступлений против человечности".
Угнетение тюркоязычных мусульман властями Китая — явление не новое, но за последние годы оно достигло беспрецедентного уровня
Преступления против человечности считаются одними из самых серьезных нарушений прав человека в международном праве. Согласно Римскому статуту Международного уголовного суда (МУС), преступления против человечности — это серьезные конкретные правонарушения, которые сознательно совершаются в рамках широкомасштабных или систематических нападений на любое гражданское население. Преступления против человечности могут совершаться как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта, если они направлены против гражданского населения.
"Угнетение тюркоязычных мусульман властями Китая — явление не новое, но за последние годы оно достигло беспрецедентного уровня", — пишут авторы документа.
По их словам, до миллиона человек были произвольно задержаны и помещены в 300–400 учреждений, включая лагеря для "политического просвещения", центры предварительного заключения и тюрьмы. Как отмечается исследователями, суды выносили суровые тюремные приговоры без надлежащей правовой процедуры, приговаривая тюрок-мусульман к годам тюремного заключения только за то, что они отправляли мусульманские религиозные записи членам семьи или загружали электронные книги на уйгурском языке.
Помимо массовых задержаний и повсеместных ограничений на исповедание ислама, появляется всё больше свидетельств принудительного труда, широкого наблюдения и незаконного разлучения детей с их семьями.
"Становится все более очевидным, что политика и практика китайского правительства в отношении тюркского мусульманского населения в Синьцзяне соответствуют стандартам для преступлений против человечности в соответствии с международным уголовным правом", — сказала Бет Ван Шаак (филиал факультета Стэнфордского центра по правам человека и международному правосудию). "Неспособность правительства остановить эти преступления, не говоря уже о наказании виновных, свидетельствует о необходимости решительных и скоординированных международных действий".
Human Rights Watch и Стэнфордский институт прав человека призвали Совет по правам человека ООН принять резолюцию о создании уполномоченной комиссии по расследованию сообщений о преступлениях против человечности, выявлению должностных лиц, ответственных за нарушения, и созданию дорожной карты для призвания их к ответственности.
"Верховный комиссар ООН по правам человека должен также отслеживать и сообщать о ситуации с правами человека в Синьцзяне и регулярно информировать Совет по правам человека. Заинтересованные правительства должны ввести скоординированные запреты на выдачу виз, запреты на поездки и целевые индивидуальные санкции в отношении властей, ответственных за преступные действия", — считают правозащитники.
Государствам предлагается заводить уголовные дела и на национальном уровне.
"Им также следует вести внутригосударственные уголовные дела в соответствии с концепцией "универсальной юрисдикции", которая позволяет осуществлять судебное преследование за тяжкие преступления, совершенные за границей. И им следует принять торговые ограничения и другие меры, чтобы положить конец использованию принудительного труда в Китае", — предлагают авторы документа.
Правозащитники подчеркивают важность совместных действий международного сообщества.
"Становится все более очевидным, что необходим скоординированный глобальный ответ, чтобы положить конец преступлениям Китая против человечности в отношении тюрок-мусульман, — говорит Ричардсон. — То, что Китай является могущественным государством, делает его еще более важным для привлечения его к ответственности за его неумолимые злоупотребления".
Организация Amnesty International также публиковала расследование о положении уйгурских детей, которых содержат в государственных детдомах, не давая воссоединиться с родителями.
Ранее правовой аналитик Международной правозащитной группы "Агора", адвокат Станислав Селезнев рассказал, что Россия движется по пути Китая в вопросе цифрового контроля граждан. Именно в Синьцзяне Пекин реализует политику тотальной слежки с использованием высоких технологий.
"Idel.Реалии" реализуют спецпроект по экспансии Китая в Поволжье. Он описывает глобальную китайскую инициативу "Один пояс — один путь", с запуском которой началась активная фаза репрессий в Синьцзяне, в регионе имеющем ключевое значение для этой инициативы. В проекте "Idel.Реалии" рассказывается, как на протяжении нескольких лет в Чувашии власти пытались реализовать китайские проекты, создав для этого специальную коммерческую структуру "Сычуань-Чувашия".
Компания "Сычуань-Чувашия" отреагировала на спецпроект. В своей реакции инвестор рассказал о преимуществах глобальной китайской инициативы, а альтернативную точку зрения подверг критике.
В опубликованном материале китайским инвестором не отрицается , что в отношении коренных народов Синьцзяна Пекин проводит жесткую политику. Компания "Сычуань-Чувашия" попыталась оправдать преследования уйгур и других коренных народов региона, охарактеризовав уйгур как "радикально настроенную национальность".
Ранее "Idel.Реалии" опубликовали еще одну часть спецпроекта по китайской экспансии в Поволжье, описав положение дел в Самарской области. На проект отреагировали в Совете Европы и Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, а также в правозащитной организации Human Rights Watch.
Вчера, 20 апреля, "Idel.Реалии"обнародовали часть проекта, посвященную усилению влияния Китая в Татарстане.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь, iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.