Старший научный сотрудник Казанского инновационного университета, заслуженный юрист Татарстана, кандидат юридических наук Ильдар Бегишев предложил уже сейчас узаконить процесс производства, оборота роботов и их частей. Он прописал законопроект и направил его в парламент, различные министерства, вузы и компаниям-производителям. Текст законопроекта опубликован на сайте Казанского инновационного университета. "Idel.Реалии" поговорили с автором документа о необходимости такой инициативы, проблемах цифрового законодательства и намерениях власти регулировать отрасль.
— Как я понимаю, вопросами цифрового права вы занимаетесь не первый год. Я нашла множество ваших публикаций на эту тему. Почему эта сфера сегодня кажется вам актуальной?
— Действительно, я не первый год занимаюсь различными исследованиями в сфере правового регулирования цифровых технологий. Понимаю, что бурное развитие технологий, в частности технологий робототехники, формирует новые вызовы и угрозы. Нам необходимо научиться регулировать эти правоотношения, которые складываются в процессе создания, разработки, эксплуатации роботов. В настоящий момент в России отсутствует какой-либо правовой акт, регламентирующий порядок оборот изделий робототехники — роботов, устройств, систем. Соотвественно, проект был направлен на устранение этого пробела.
— Как долго вы работали над проектом?
— Работал на самом деле более полугода. Идея о разработке специального закона о регулировании роботов, так скажем, появилась летом 2020 года. То есть, по сути в условиях пандемии. Отправной точкой этого закона послужила утвержденная премьер-министром РФ [Михаилом] Мишустиным концепция о правовом регулировании робототехники и искусственного интеллекта до 2024 года. В этой концепции говорилось, что, товарищи, вот мы вам создаем некие ориентиры, до 2024 года давайте эти ориентиры посмотрим, всесторонне обдумаем, а потом после 2024-го будем принимать закон.
После всестороннего изучения основ, которые были заложены в концепции, [мне] пришла такая мысль о разработке инициативного проекта федерального закона. Именно инициативного, то есть, инициатива не от законодателя, а от ученого.
— Можете объяснить для широкой аудитории, о чем именно этот документ?
— Я буду говорить простыми словами, без научной терминологии. Закон создаст такие условия для производителей роботов, для эксплуатантов, чтобы эти роботы повсеместно использовались без каких-либо проблем. Иными словами можно сказать, когда этот проект примет законодатель, и он вступит в действие, он позволит нам быть лучшей страной в мире по условиям создания роботов. То есть, у нас будет технологическая база, соответственно, огромное количество заводов, предприятий, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые могут разрабатывать, например, программное обеспечение для роботов, либо какие-то модули, их составные части.
Более того, в законе описаны определённые условия — преференции и меры государственной поддержки для создателей роботов. Это ключевой аспект нашего проекта закона. Государство создаст все, чтобы робототехника в нашей стране развивалась мощными темпами, чтобы мы находились на топовых позициях в мире.
— Звучит, конечно, все интересно, но давайте затронем и экономический вопрос. Сейчас весь мир и наша страна в частности переживает кризис. Разработка подобных проектов в такое сложное для населения время, по-вашему, актуальна, экономически перспективна?
— На самом деле, в какой бы сфере мы не находились, точнее, при каких условиях (инфодемии или пандемии), в любом случае государственные программы функционируют. Госпрограмма "Цифровая экономика" как раз направлена на решение задач в области цифры. Одна из ее подпрограмм — это развитие технологий робототехники. В рамках этого федерального подпроекта национальной программы "Цифровая экономика" как раз-таки законопроект и был разработан.
Если мы говорим о денежных средствах, то они у государства на эти задачи имеются. В том числе Владимир [Путин] об этом говорил, что мы должны быть прорывной, инновационной страной в сфере искусственного интеллекта, робототехники. Государство, по моему мнению, будет всячески поддерживать робопроизводителей — по информационной поддержке, налогам, сборам, финансовому обеспечению.
Иначе, если государство не будет поддерживать производителей роботов (это и программисты, и заводы, и научных учреждения, вузы и т.д.), мы не станем прорывной страной. Либо мы вкладываем ресурсы, робототехнологии на самом деле приносят огромную пользу для страны, человечества; либо мы идем хвостиком, бежим за японцами, корейцами, европейцами, американцами.
— Какой реакции на проект закона вы сейчас ожидаете?
— Ученые не обладают законодательной инициативой. Ею обладают депутаты Госдумы, Совета Федерации и иные субъекты. Инициативный проект как раз поднимает вопрос в научном сообществе, в обществе экспертов, а также представителей государственных органов, что нужно задуматься, посмотреть, изучить проблему правового регулирования робототехники.
Соответственно, законопроект от нашего вуза был отправлен в Государственную думу, Совет Федерации, профильные министерства, во все ведущие вузы страны (там список более 450 вузов). В том числе в вузы системы Министерства обороны, потому что у нас есть военные роботы; в вузы системы МВД, потому что у нас есть правоохранительные роботы, это аналоги роботов-полицейских, которые мы с вами видели в научно-фантастических фильмах; в иные вузы по отраслевой принадлежности, где могут переменяться, либо разрабатываться эти роботы; а также практически всем производителям роботов в России для всесторонней комплексной оценки.
Максимум, что мы ждем от законодателя — это неких актов внедрения в законотворческую деятельность. От производителей и других субъектов ждем отзывы и рецензий.
— Если мы вспомним период, когда наши власти требовали Telegram предоставить ключи шифрования, многие депутаты, чиновники даже не понимали, что такое эти самые ключи шифрования. И здесь вопрос непосредственно в том, понимает ли ее власть эту инициативу в полной мере или это попытка взять под контроль развивающуюся сферу?
— Все достаточно просто. На государственном уровне проблемы, которые возникали в прошлые года, решены. Решены они следующим образом. Владимир Владимирович Путин для сферы цифровой экономики создал рабочие группы. Это определенный механизм, который позволяет нам путем открытого диалога в экспертном сообществе создавать проекты актов. Эта рабочая группа так и называется: рабочая группа по нормативному регулированию цифровой среды в составе АНО "Цифровая экономика". Мы туда тоже направили законопроект.
Кто входит в рабочую группу: несомненно законодатель, госорганы, а также ученые и эксперты, в том числе из бизнес-сообщества. Эта рабочая группа всесторонне изучает все законопроекты, которые поступают. В частности, закон о блокчуейн-технологии, криптовалюте проходил через нее. После изучения они вносят проект в Государственную думу. У нас теперь у нас есть некое промежуточное звено, которое формирует итоговый текст любого законопроекта в области цифры — цифровых технологий.
Мы надеемся, что наш проект федерального закона будет также рассмотрен на рабочей группе по нормативному регулированию цифровой среды и в скором времени внесен в Государственную думу РФ.
— Есть точка зрения, что Китай не производит роботизацию производств, чтобы не вызвать массовых протест тех, кто окажется без работы. С одной стороны, это социально опасная политика, с другой, понятно, что будущее за автоматизацией. Как вы относитесь к этому дуализму?
— На самом деле закон пишется с позиции юриста-ученого. Будучи юристом я понимаю, какие механизмы нужно вложить, чтобы отрегулировать ту или иную сферу деятельности, в частности робототехники. Немножко у нас задеты вопросы экономики. По тем вопросам, которые вы сейчас озвучили, нужно привлекать экспертов в области трудового права, социально значимых проектов, то есть, в сфере социального обеспечения, специалистов Министерства труда и т.д. Мы не можем остановить технологический прогресс, понимаете. Единственное, что мы сможем, а на государственном уровне такие мысли есть, либо встроиться в этот процесс, либо адаптировать схему, чтобы было меньше проблем в обществе, в том числе в сфере трудовых правоотношений.
— Как вам кажется, подобные изменения и повсеместные внедрения не приведут к так называемому "цифровому ГУЛАГу", как это происходит в Китае?
— Нет, они однозначно не приведут. Еще раз хотел бы отметить, все, что мы внедряем в области цифры, это неизбежно. Рано или поздно либо мы, либо еще кто-то на планете станет цифровым гигантом на планете. Здесь знаете, какая опасность? Здесь либо мы цифровые гиганты и мы диктуем условия, я на уровне страны сейчас говорю, либо нам диктуют условия.
Вы можете провести хорошую аналогию, мощную параллель с атомными силами, которые у нас в Российской Федерации развернуты. То есть, у американцев они есть, у России они есть. У других стран нет. В этом другие страны находится немного в ущербном положении. Им и создавать нельзя, и эксплуатировать. В этом плане мы заняли свою нишу. То же самое произойдет с роботами. Мы должны занять свою нишу в цифровом пространстве планеты, должны заявить о себе, что мы можем, у нас огромная научная база.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.