Стратегия социально-экономического развития — базовый документ, в котором прописываются приоритеты в развитии республики на много лет вперед. Но экономисты и общественные деятели относятся к подобным стратегиям с недоверием. Практика показывает: такие документы пишутся чиновниками часто, но до полноценной реализации задуманного дело доходит редко.
Если верить новой стратегии, власти Чувашии имеют амбициозные планы по поводу "вхождения в эпоху экономики технологических взрывов".
Чувашия планирует участвовать в строительстве ВСМ, развивать водный транспорт, строить кольцевую дорогу и мост через Волгу
Предполагается, что экономика Чувашии будет опираться на масштабную системную программу развития цифровой экономики. Для этого Чувашия планирует развивать сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями США, Японии, Великобритании и других стран с развитой экономикой. Роботизация, верят составители стратегии (прежде всего, Минэкономразвития Чувашии), затронет практически все сферы экономики: строительство, промышленность, сельское и городское хозяйство, сферу услуг общественного питания. В 2035 году на территории Чувашии должны появиться: мегахранилище электроэнергии, площадка для беспилотных летательных аппаратов с центром технического обслуживания регионов ПФО, универсальные заводы, которые с использованием 3D-принтера, из любого материала способны производить любую продукцию в зависимости от заданных параметров. На трассе М7 появятся автоматизированные (роботизированные) логистические комплексы.Чувашия планирует участвовать в строительстве скоростной дороги Москва-Казань, развивать водный транспорт, предполагается строительство Чебоксарской кольцевой дороги и моста через Волгу.
Вот только, предупреждают эксперт-экономит Владимир Милов и политик-оппозиционер Дмитрий Семенов, столь амбициозные планы вряд ли имеют под собой реальное основание.
Нынешняя стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики была утверждена в 2007 году и рассчитана на срок до 2020 года. Она реализовывалась с учетом меняющихся внешних и внутренних условий. Прежде всего — в условиях двух кризисов: мирового финансового кризиса 2008 года и локального российского кризиса конца 2014 года, продолжающегося и по сей день.
Эти условия сказались на экономике республики не лучшим образом.
Даже 2017 год, который российские экономисты считают относительно благополучным, для Чувашии завершился печально. В частности, встал вопрос о банкротстве одного из стратегически важных для экономики республики предприятий — концерна "Тракторные заводы", в который входит 14 машиностроительных организаций.
Главный кредитор "Тракторных заводов" — Внешэкономбанк
Согласно свежим данным, задолженность концерна составляет 90 млрд рублей. Долги копились несколько лет. На предприятиях концерна в Чувашии работает более 19 тысяч человек, которые рискуют остаться без работы. Главный кредитор "Тракторных заводов" — Внешэкономбанк. И если коллапс случится, расхлебывать его последствия придется, скорее всего, налогоплательщикам.
Катастрофическими положением одних "Тракторных заводов" дело не ограничивается. По оценкам экспертов, даже в девяностые Чувашия не переживала такого массового закрытия предприятий.
Так, недавно о закрытии производства в республике объявила японская компания Fujikura. В процессе банкротства находится самый крупный государственный перевозчик "Чувашавтотранс".
Данные Росстата свидетельствуют: в последние несколько лет ключевые показатели, связанные с состоянием социума и экономики в Чувашии падают: объем инвестиций в экономику республики снижается (этот процесс идет с 2012 года), сельскохозяйственные площади сокращаются, а население убывает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Путин сегодня есть, завтра — нет, Чувашия же останется всегда"
Между тем, если руководствоваться анализом текущих социально-экономических показателей республики, прописанных в первой части новой стратегии, для пессимизма нет повода. В документе отмечается, что с 2007 по 2017 год объем валового регионального продукта увеличился в 1,2 раза в сопоставимых ценах, объем промышленного производства — в 1,65 раза, объем инвестиций в основной капитал — в 1,1 раза, оборот розничной торговли — в 1,6 раза, реальная заработная плата — в 1,5 раза.
Также согласно согласно отчету чиновников, республике удалось реализовать "крупные инвестиционные проекты в химической промышленности, электротехнике, машиностроении, промышленности строительных материалов, сельском хозяйстве, инфраструктурном комплексе, а также в отраслях социальной сферы".
Правда, какие именно это проекты, в документе не расшифровывается.
В будущее власти Чувашии глядят с не меньшим оптимизмом.
Несмотря на кризис, санкции и другие не далеко не самые благоприятные экономические явления, в ближайшие 17 лет Чувашия намерена прочно войти в колею "четвертой промышленной революции". Так эксперты называют новую эпоху экономики технологических взрывов, предполагающую принципиально новую структуру промышленного производства.
Дмитрий Семенов, которого мы попросили оценить стратегию, отмечает, что как уроженец и патриот Чувашии желал бы, чтобы все прекрасные замыслы, изложенные в стратегии, осуществились. Но на практике, убежден он, это вряд ли возможно.
— Стратегия выглядит фантастически. Здесь и высокотехнологичные заводы, и роботы. Но даже очистные сооружения в Цивильске до сих пор не построены, — констатирует Семенов.
Строительство очистных сооружений, напоминает он, предполагалось стратегией. утвержденной в 2007 году.
И, увы, цивильские БОСы — это не единственная так и не достигнутая цель.
В частности, в стратегии развития до 2020 года есть следующие пункты: ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги (а с 2007 года, когда утверждалась стратегия, цены на тарифы повышались как минимум пять раз), разработка и выпуск машин и оборудования нового поколения, в том числе роботизированных (участие роботов в сферах деятельности человека региона составляет всего 1%), увеличение охвата обучением детей с ограниченными возможностями здоровья до 100% (благотворительные фонды отмечают: не сделано ничего), развитие санитарной авиации, обеспечивающей быструю доставку женщин и детей к месту лечения (этот проект в республике так и не был представлен).
Российский экономист Владимир Милов предлагает сделать несложные расчеты.
В 2018 году бюджет Чувашии предполагает резкий рост расходной части: на 22,5%, с 35 млрд рублей до 43 млрд рублей.
Федеральных трансфертов завтра может не быть
— С одной стороны, это вроде бы хорошо — расходы на здравоохранение предполагается увеличить на 89%, на образование — на 22%, на дорожное хозяйство — на 16%, — комментирует Милов. — Однако такой рост расходов не обеспечен собственной доходной базой: разрыв между расходами и собственными доходами бюджета республики должен вырасти с 10 млрд руб. до 16 млрд руб. Обеспеченность бюджета собственными налоговыми и не налоговыми доходами должна снизиться с 72% до 63%. В результате республика, вместо обеспечения роста экономики и повышения эффективности использования своего имущества, будет наращивать госдолг и зависимость от федеральных трансфертов, которые сегодня есть, а завтра их может не быть.
При этом даже учтенная в бюджете доходная база неубедительна, считает эксперт. Так, предполагается рост поступлений по налогу на прибыль предприятий в 12,3% к уровню 2017 года, налогу на имущество юридических лиц — на 7,8%, поступлений от малых предприятий по УСН — на 16,5%, по транспортному налогу — и вовсе на 58,5%.
— Учитывая нынешнее кризисное состояние экономики, все это выглядит абсолютно нереалистично. Нереалистичным выглядит и закладываемый в бюджет рост поступлений по НФДЛ на 8,4% — сейчас даже федеральное правительство не предполагает существенного роста реальных доходов населения (в принятом федеральном бюджете на 2018-2020 годы заложен прогноз роста реальных доходов населения всего на 2,3-2,4% даже в самых лучших сценариях). Такому росту сборов по НДФЛ просто негде взяться. А рост поступлений с малого и среднего бизнеса за счет увеличения налоговой нагрузки может больно ударить по экономическим перспективам региона и еще сильнее снизить доходную базу бюджета, — считает Милов.
Это заставит сильнее наращивать долг или просить больше денег у Москвы
Экономист заявляет, что при таких нереалистичных планах по увеличению сбора налогов на фоне "лежащей" экономики можно ожидать еще более сильного роста дефицита республиканского бюджета, что заставит республиканские власти либо сильнее наращивать долг, либо просить еще больше денег у Москвы.
— Между тем в бюджете содержатся немаленькие резервы для экономии. Прежде всего, усилия властей Чувашии по мобилизации доходов от республиканского имущества абсолютно недостаточны. Закладываемые в бюджет доходы от использования республиканского имущества минимальны: их доля в общих собственных налоговых и неналоговых доходах бюджета — всего 0,65%, — комментирует экономист.
Помимо этого, наш эксперт обнаружил большие резервы для экономии расходов. Например, в бюджет заложено резкое — на 47% (с 98,6 до 145 млн рублей) —увеличение расходов на господдержку СМИ.
— Конечно, в кризис главное все время рассказывать людям, как все хорошо, и как республиканские власти не жалеют себя, чтобы улучшить нашу жизнь. Но лучше на эту сумму налоги для малых предпринимателей не повышать — тогда, глядишь, и жизнь действительно начнет налаживаться, — предлагает он.
Примечательно, что чувашские чиновники не жалеют средств и на себя: расходы на общегосударственные вопросы (а это в основном содержание чиновничества) вырастут на 43%, с 2,3 до 3,3 млрд рублей. Рост там будет идти по всем статьям, однако наибольшее увеличение дает рост отчислений в Резервный фонд Чувашской Республики — они вырастут почти на 700 млрд рублей.
— Зачем это надо [делать] ценой увеличения дыры в бюджете и повышения налогов на предпринимателей — непонятно, — отмечает Милов.
Еще одна из сфер, где требуется публичный аудит расходов — дорожное хозяйство продолжает эксперт. Это одна из крупнейших статей бюджета: на 2018 год запланировано 3,6 млрд рублей (против 3,1 в 2016 году),.
— Однако в дорожном хозяйстве не все гладко: в уходящем году был уволен экс-министр транспорта и дорожного хозяйства Резников после того, как по итогам 2016 года неосвоенными остались 30% средств Дорожного фонда (почти 30%). Республиканские власти постоянно обещают людям "прорыв" за счет наращивания ассигнований на экономические проекты, но на примере дорожного хозяйства мы видим, чем это оборачивается. В этой сфере нужен гласный публичный аудит расходов с участием независимой общественности, — подытоживает Милов.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.