Ссылки для упрощенного доступа

Порочная практика: Как в Татарстане врачи избегают серьезного наказания за смерть пациентов? 


Архивное фото
Архивное фото

В 2018-2019 годах правоохранительные органы Татарстана возбудили 97 уголовных дел из-за ненадлежащего оказания медицинской помощи. В 2020 году мы обнаружили 12 судебных процессов против медработников. "Idel.Реалии" проанализировали, каким видам наказания подвергались республиканские врачи за последние два года.

В 2018-2019 годах большинство эпизодов (63) было связано с ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей), остальные — халатность (ч. 2 ст. 293 УК РФ), неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) и т.д.

Статистики по уходящему году пока нет, но, судя по всему, планка в 40 уголовных дел, которую фиксировали в СУ СКР по Татарстану еще четыре года назад, устояла.

Как правило, Следственный комитет возбуждает уголовное дело по факту происшествия в отношении неустановленных лиц, а не конкретного врача. До суда же доходит менее 20% кейсов — в связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями медика и наступлением тяжелых последствий.

Как и прежде, речь о лишении свободы в колонии для врачей не идет. На самом деле, кроме всколыхнувшего общественность два года назад приговора московскому гематологу Елене Мисюриной (впоследствии отмененного), трудно вспомнить пример, когда медработнику назначался реальный срок.

Более того, следует констатировать, что татарстанским врачам теперь практически не грозит и запрет на медицинскую деятельность, о чем свидетельствует наше исследование судебных процессов.

По данным прокуратуры Татарстана, в 2019 году представители Фемиды рассмотрели 4 дела в отношении пяти медработников — были вынесены три обвинительных приговора. На портале ГАС "Правосудие" мы выявили 12 судебных процессов над медработниками, обвинявшимися в гибели пациентов, которые шли в 2020 году.

  • Условный срок, ограничение свободы

Самое жесткое наказание — ограничение свободы на 1 год — получила анестезиолог-реаниматолог Высокогорской центральной районной больницы Татьяна Шевченко.

В ноябре 2018 года при проведении интубации трахеи она допустила ошибку, что привело к смерти пенсионера. Свою вину Шевченко не признала.

Однако судья не стал лишать ее права заниматься медицинской деятельностью. Согласно решению суда, "простой" может привести к потере соответствующих профессиональных навыков, что негативно отразится как на ее последующей работе, так и на качестве оказания помощи больным.

  • Судебный штраф

В 2016 году законодатели внесли поправки в Уголовный кодекс РФ, исходя из которых появился новый термин — судебный штраф. Условиями для его применения являются: совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые; возмещение ущерба или заглаживание вреда иным образом; уплата судебного штрафа.

Таких примеров за последние два года мы насчитали три — в Набережных Челнах, Кукморе и Елабуге.

В Автограде, например, суд удовлетворил ходатайство следователя о прекращении уголовного дела в отношении Владимира Заики и назначении ему уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В марте 2018 года хирург БСМП Набережных Челнов Владимир Заика при осмотре пострадавшего в ДТП не установил правильный диагноз и несвоевременно провел операцию. В результате пациент умер. Заика сознался в содеянном, и судья взыскал с него штраф в размере 200 тысяч рублей.

Все трое наказанных медработников, судя по данным из открытых источников, продолжают работать в медицинской сфере.

  • Истечение срока давности дела

За два года суды Татарстана дважды прекращали разбирательство в отношении медработников, обвиняемых в смерти пациентов из-за истечения срока давности привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ. Он составляет всего два года.

В январе 2019 года Сабинский райсуд удовлетворил такое ходатайство акушера местной ЦРБ Гульнары Вафиной. Из-за ее небрежных действий у женщины родилась с дочь с серьезными заболеваниями, которая вскоре умерла.

Государственный обвинитель и потерпевшая стороны выступали против прекращения дела, но судья, ссылаясь на УПК и правовую позицию Конституционного суда РФ, принял иное решение.

В феврале 2020 года Тукаевский районный суд признал заведуюшую Староерыклинским фельдшерско-акушерским пунктом Лейлу Губайдуллину виновной в смерти малолетней пациентки. Но врач избежала наказания, так как трагедия произошла еще в июне 2017 года.

Заведующая ФАП не провела необходимую диагностику, не назначила девочке правильного лечения и не рекомендовала госпитализировать ее в случае ухудшения состояния здоровья. Как итог — ребенок умер от внебольничной плевропневмонии, развившейся на фоне ОРВИ.

По имеющейся информации, обе медработницы продолжили свою медицинскую карьеру.

  • Какие врачебные дела сейчас идут в судах?

Согласно данным на портале ГАС "Правосудие", на сегодняшний день в судах находятся 7 дел в отношении медработников, которым инкриминируется смерть пациента.

Например, дело анестезиолога Пестречинской ЦРБ Айтугана Гарипова успело "побывать" в Пестречинском и Тюлячинском райсудах, пока в связи с изменением территориальной подсудности не попало в Сабинский райсуд.

В Бугульме судят врача общей практики местной ЦРБ (с 35 летним стажем работы) Каната Габбасова. В Казани на скамье подсудимых оказалась акушер Республиканской клинической больницы Екатерина Шаетова.

В Нижнекамске экс-заведующего терапевтическим отделением №1 Нижнекамской центральной районной многопрофильной больницы Виктора Чесновского и гастроэнтеролога Викторию Степанову обвиняют в смерти 52-летнего мужчины. По версии следствия, врачи не провели полноценного обследования больного, не отнеслись серьезно к его состоянию и проигнорировали жалобы на боли в груди.

Любопытная ситуация сложилась с бывшим травматологом РКБ Михаилом Чекуновым. Следователи установили, что в апреле 2018 года врач не выявил обильное кровотечение в легких пациента, и тот умер от шока. В апреле 2020 года Приволжский райсуд Казани приостановил разбирательство — не смогли найти Чекунова.

Подавляющее большинство дел публично не освещались Следственным комитетом, прокуратурой или СМИ. Проблема с врачебными ошибками, в отличие от кампании 2014-2016 годов, не является значимой для татарстанских чиновников. Тем более в коронавирусный период, когда основная нагрузка легла на плечи именно медиков. Власти явно не горят желанием раздувать новое "дело врачей".

Вот и получается, что медработники, из-за действий (бездействия) которых скончались пациенты, избегают уголовного наказания и спокойно продолжают свою карьеру в медицине.

Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

  • 16x9 Image

    Idel.Реалии

    Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России. 

XS
SM
MD
LG