Формирование нового правительства Татарстана интригует наблюдателей — особенно если под таковыми подразумевать татарстанские СМИ, чья функция и состоит в поддержании состояния восторженной заинтригованности непостижимой мудростью власти и её инновационностью. Это, конечно, стоит некоторых усилий, учитывая, что в итоге состав кабмина выходит примерно столь же новый, как и сам разменявший третий срок президент Минниханов…
Впрочем, в распределении министерских портфелей, которое на этот раз произвёл Рустам Минниханов, и правда есть нечто интересное, неожиданное и даже интригующее, отмечает колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич.
И это, разумеется, не оставление Рафиса Бурганова без его прежней должности главы Минобрнауки РТ. Информированные люди говорят, что потеря Бургановым министерского портфеля произошла по причине его "недостаточной гибкости" и фактически стала делом решённым ещё два года назад.
Так дорого начальнику педагогов обошлась сделанная в 2018-м публичная подсказка, как агитировать родителей школьников за уроки татарского языка: "Когда надо, классный руководитель может на колени поставить любого родителя", за которой последовала жалоба "Родительского сообщества Татарстана" в прокуратуру РТ и даже прокурорское предостережение министру Бурганову…
Жернова татарстанской кадровой политики мелют верно, но не быстро (дабы никакая общественность, боже упаси, не вообразила, будто её мнение о качествах конкретного г-на начальника может хоть как-то влиять на его служебное благополучие). И отставка Рафиса Бурганова была отсрочена до момента обязательной послевыборной отставки всего кабмина — и прошла таким образом тихо, не создав неприятной сенсации.
Новому главе минобрнауки Ильсуру Хадиуллину также поставлена задача продвигать в школах уроки татарского — но делать это гибче и аккуратней, без публичного обнажения "коленей". Но эта замена министра образования, повторюсь, никакой достойной внимания интригой не является.
Единственно интересной и интригующей в новом составе кабмина РТ стала кадровая рокировка по оси "минстрой — миндортранс". Для непосвященных звучит, да, скучновато, но а) эти два ведомства контролируют львиную долю бюджетных вложений и б) тут и в самом деле есть загадка — это с одной стороны, а с другой — возможность подсмотреть тайный механизм, приводящий в движение татарстанскую публичную власть.
Итак, по порядку. Отлично осведомленные инсайдеры уверенно утверждают, что экс-глава минстроя РТ Фарит Ханифов, которого уверенно называли и будущим главой минстроя РТ в новом составе кабмина, ещё в субботу не знал, что в понедельник окажется главой миндортранса РТ.
В самом деле, ничто, как говорится, не предвещало: только в этом году он был назначен министром строительства и, очевидно, его работой были довольны — в противном случае ему теперь не доверили бы министерскую должность в равнозначимой отрасли….
В принципе, в переброске Фарита Ханифова в миндортранс логику увидеть можно. В Татарстане предстоит строить трассу М12, а для такой задачи лучше него кандидатуры нет — так говорят понимающие люди, характеризуя его начальственную хватку кратко: "Он — бульдозер".
В подтверждение его способностей приводят такой пример: когда Казань получила право проводить игры футбольного ЧМ-2018, Минниханов назначил Ханифова (бывшего до этого замминистра строительства) своим помощником с единственной задачей — чтобы все строительные работы по подготовке к чемпионату были сделаны вовремя. И они были сделаны вовремя.
Словом, в том, что в момент подготовки к строительству трассы М12 — дорожного объекта высшей степени значимости во всех смыслах, включая значимость для состояния взаимоотношений с федеральным центом, — Минниханов захотел иметь руководителем миндортранса именно Ханифова, деловым способностям которого он так доверяет, нет ничего удивительного…
Но вот назначение министром строительства Марата Айзатуллина люди, знающие устройство татарстанской власти изнутри, находят весьма удивительным.
Хотя, глядя со стороны, кандидатура Айзатуллина на этот пост выглядит вполне убедительно. В конце концов, семь предыдущих лет он возглавлял Главное инвестиционно-строительное управление РТ. А ГИСУ — это госзаказчик строительства, реконструкции и капремонта всех какие ни есть в Татарстане бюджетных объектов: школ, детсадов, клубов, больниц, административных зданий и т.д… ну и, соответственно, распоряжение сотнями бюджетных миллиардов.
Взлётом своей карьеры Марат Айзатуллин был непосредственно обязан Ленару Сафину — экс-министру транспорта РТ, ныне представляющему Татарстан в Совете Федерации, свату Рустама Минниханова (дочь Сафина замужем за сыном Раиса Минниханова, весьма влиятельного старшего брата президента).
Именно Сафин десять лет назад назначил мало кому в отрасли известного 33-летнего Айзатуллина на первую значительную должность — управделами миндортранса (чем стимулировал слухи о том, что этот протеже, в свою очередь, находится в родственной связи с Сафиным). Оттуда всего три года спустя Айзатуллин был перемещён — опять-таки неожиданно для непосвященных — на пост начальника ГИСУ.
Знаменательно, что после этого и без того огромные полномочия ГИСУ оказались ещё больше расширены. ГИСУ была передана и функция госзаказчика соципотечного жилья (а за Госжилфондом — крупнейшим игроком татарстанского рынка строительства жилой недвижимости при руководстве Талгата Абдуллина — были оставлены лишь весьма ограниченные функции собственно фонда, т.е. технического оператора).
Понятно, что строительный заказ по линиям ГИСУ и ГЖФ — это крупнейший и важнейший бюджетный финансовый поток. А уж как важно, чтобы при всей декларируемой открытости, справедливости и равнодоступности доступа к госзаказу реальный доступ к нему могли получить только нужные… в смысле, самые правильные подрядчики!.. Вот сколь важной и деликатной была роль Марата Айзатуллина во главе ГИСУ.
И, опять же, нет никаких оснований считать, что он не справлялся с доверием, оказанным ему "братской" группой влияния. И даже объекты, которые предполагалось построить, в самом деле строились…
Вот тут — обещанное "но".
Марат Айзатуллин при всех его положительных качествах имеет одно отрицательное, которое трудно игнорировать. С ним не дружит Ирек Файзуллин.
Это было бы личным делом представителей двух разных групп татарстанской власти ("братской" и "бабайской"), если бы не то обстоятельство, что Ирек Файзуллин — очень влиятельный первый замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
А тесная и, желательно, дружественная связь с руководством федерального отраслевого ведомства — это фактор решающий. Особенно в такой, выразимся аккуратно, финансово емкой и богатой на возможности отрасли как строительство.
И вот вдруг Минниханов ставит на пост министра строительства РТ того, кто не нравится будущему федеральному куратору Файзуллину, с кем Файзуллину ну просто трудно работать! Что вынудило президента Татарстана, всегда исходящего из важности личных отношений, поступить подобным образом — внятного объяснения нет… Загадка.
Можно разве что строить версии. Например, такую…
Ленар Сафин как представитель "братского" клана контролировал огромные потоки минтрасдорстроя. Его перемещение в другую сферу совпало по времени с появлением новой стратегической задачи строительства М12 — а значит, от нового министра требуется не просто "контролировать потоки", но и навык решать такие вот сложные задачи. Т.е. нужен честный бульдозер…
Но ведь "братским"-то за потерю этой высотки компенсация полагается?.. А как же, святое дело, отдай — не греши! И этой группе отдаётся под контроль минстрой.
Ну а далее интересно и поучительно будет понаблюдать, останется ли Главное инвестиционно-строительное управление "под рукой" Марата Айзатуллина и после перемещения того в кресло министра строительства… Или столь усилившееся в его бытность ГИСУ останется вне пределов ведения министра, а значит, контролировать его огромные бюджетные потоки будет новый начальник этого управления Нияз Ситдиков — которого, если судить по его послужному списку, поддерживает другая — старая группа влияния, известная как "бабайская"…
В общем, сложнейшее это дело — ответственную власть формировать, а вы как думали. Чтобы и баланс кланов соблюдался — это, конечно, главное — но при этом чтобы ещё как-то и дело делалось… Эквилибр на слабо натянутой проволоке!
Да, кто видел упражнения нашей власти, тот в цирке не охает.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.