Житель Лаишевского района РТ Дмитрий Дементьев получил штраф в 5 тыс. руб. за нарушение установленного порядка пикетирования — хотя мероприятие, в котором он участвовал, пикет напоминало меньше всего. Речь о съёмке многострадального ролика у села Тарлаши, в котором местные жители пытаются объяснить властям, почему строительство платной автодороги М-12 через их сёла — плохая идея. Ролик, несмотря на все попытки полиции пресечь подобную вольность, всё-таки смонтировали и выложили в интернет. А над участниками съёмок после месячного тайм-аута начались суды.
"Idel.Реалии" уже рассказывали о попытках татарстанцев скорректировать маршрут строящейся федеральной трассы М-12. Те, кто отвечает за трассировку, почему-то предпочли сделать так, чтобы платная автодорога в буквальном смысле разрезала надвое ряд деревень и дачных посёлков в Лаишевском районе. Местные жители предложили в ответ два более гуманных варианта, идущих главным образом по полям — но пока неизвестно, прислушается ли к ним власть.
С какого-то момента тема стала запретной для республиканских СМИ. Несколько раз было так, что журналисты успевали собрать фактуру — но ни сюжеты, ни статьи так и не выходили в свет, жаловались нам местные жители. На съёмки ролика у села Тарлаши 16 августа собралось порядка 700 человек. Приглашали и представителей масс-медиа. Однако журналисты "Idel.Реалии" оказались в итоге единственным СМИ, снимающим сюжет прямо на месте событий.
Так что попробуйте представить себе изумление Дмитрия Дементьева, когда тот обнаружил в пухлом административном деле, заведенном на него после съёмок ролика, "скриншоты из сюжетов" ряда телеканалов, в которых якобы и зафиксированы нарушения установленного порядка пикетирования! Причем телеканалы эти были один солиднее другого — "Россия-1", "Первый канал", изумляется Дементьев.
— Я увидел в деле фотографию с микрофоном, а на микрофоне написано — "Россия-1". И "Первый канал".
— И там же стоите вы?
— Стою не я, а один из участников. Якобы участников нашего флешмоба, — уточняет Дмитрий. — И эта фотография привязана к материалу, с которым нас знакомили.
Адвокат Дементьева Руслан Мадифуров допускает, что эти снимки полицейские могли скачать откуда-то из интернета.
— Кто там что делает, фотошоп или еще что-то — это другой вопрос, — рассуждает Мадифуров. — Но как это относится к Дмитрию?
"ВЫ ТОЖЕ — ЧЕЛОВЕК!"
16 сентября ближе к девяти утра у Лаишевского суда, где должно рассматриваться дело Дементьева, собирается с полтора десятка человек. Все они приехали поддержать активиста. Полицейских нет, но дело решают рассмотреть без их пояснений. Материалов против Дмитрия собрано на увесистую папку — хотя речь всего лишь о разовом административном нарушении.
Дементьева обвиняют в организации акции. При ознакомлении с материалами дела очень быстро выясняется: уверенность полиции зиждется лишь на том, что Дементьев пользовался мегафоном, в который отдавал какие-то распоряжения. При этом столь же быстро выясняется, что мегафон не принадлежал Дмитрию и вообще во время акции передавался из рук в руки. Дементьев же в какой-то момент вызвался помочь — проследить, чтобы никто из жителей, выстроившихся по обе стороны дороги, идущей мимо Тарлашей, не перегораживал непосредственно проезжую часть: машины по ней хоть и редко, но ездят. При этом Дементьев прибыл к месту съемок с опозданием, а покинул — не дожидаясь их окончания. Да и о съемках, заверил подсудимый, он узнал лишь из группы в Ватсапе — когда подготовка к ним уже была практически завершена.
— Если говорить о моей роли, то это, наверное, всё, — закончил свой рассказ судье Дмитрий. — Как можно признавать меня организатором пикета, если там пикета никакого не было?
Он попытался объяснить цель акции: снять ролик-обращение к властям Татарстана и разместить его в интернете, чтобы те увидели наглядно, по кому реально пройдёт маршрут, который они собираются утвердить. Плохо себе представляют местность даже проектировщики, посетовал Дмитрий.
— Как еще донести, скажите пожалуйста, до властей? — обратился он к судье. — Даже сейчас мы пытаемся записаться к нашим руководителям региональным — нас просто никто не принимает! К примеру, пишем в Минэкологии, что началась вырубка леса — а отвечает нам на это главный архитектор Лаишевского района!.. Как еще сделать, чтобы нас услышали, кроме как не видеосъемкой?
— Я ведь здесь не для того, чтобы до кого-то довести… — попыталась урезонить Дементьева судья.
— Вы тоже — человек, вы тоже — житель района!
— Извините, за неимением времени… А всё-таки, кто же организовал данное мероприятие?
— А я вам скажу! Люди. Вы можете удивиться, потому что не каждый день происходит такое. И в моей жизни это тоже случилось впервые. Но там не надо было никому ничего говорить — все всё прекрасно понимали. Нас должны были просто увидеть. Никто не хотел нарушать закон, люди соблюдали дистанцию — даже в таких условиях!..
— Получается, все эти граждане — в том числе и вы — выразили свое несогласие с этой проблемой? — уточнила судья. — И вы отрицаете, что это пикетирование? Это просто собрание граждан, что ли, получается?
— Это не какие-то политики, демагоги… Обыкновенные люди вышли защищать свои дома… Законным способом! — заверил Дементьев. — Вы там зачитали, что якобы не были власти оповещены. Я знаю сейчас, что и власти, и район были извещены заранее. И больше скажу: наш сосед за сутки до того был в УВД Казани — и УВД извещали: будет проходить съемка. Но у нас во время съемки не было ни одного полицейского! Ни одного представителя администрации!.. Они пустили, я так понимаю, сексотов, которые ходили и с бедра снимали нас, чтобы подвести под что-то. Где ж они были-то, если извещены были?.. А потом, когда мы разъехались по поселкам давать интервью, разделились — там они уже понаехали!.. И отдел Э приехал, и местная полиция — и начали нас уже задерживать. Разве так можно относиться к своему народу? Мы любим и уважаем власть — но мы хотим, чтобы она нас тоже уважала.
"ПОДВИГ СУДЬИ"
К материалам административного дела, которые огласила судья, вообще возникло много вопросов.
— Матурину Рустаму Фоатовичу вынесено предупреждение, — не без удивления огласила судья содержимое очередного документа. — Кто это такой, я не могу сказать, конечно…
При этом из рапортов полицейских выяснилось, что численность участников съемки они приуменьшили примерно в десять раз: в одном из документов мелькнула цифра в семьдесят человек…
Затем дошла очередь до чёрно-белых снимков, и судья поинтересовалась, не узнаёт ли Дмитрий кого-то на них. Дементьев приблизился к столу судьи, чтобы рассмотреть фотографии.
— У нас, оказывается, и "Россия-1" были, и "Первый канал", — ошеломлённо произнёс он, вернувшись на место.
— Хотелось бы, — вздохнула одна из женщин, сидевших во втором ряду. — А что ж они ничего не опубликовали?
Дементьев вновь попросил у судьи слова:
— Мне стыдно. 2020 год на дворе, а такое ощущение, что я в девяностые откатился. И то, что полиция делает… Мало того, что они оговорили просто и меня, и всех наших соседей. Там было не семьдесят человек, однозначно. Я могу доказать, что там было гораздо больше людей… Не то, что сейчас полиция пишет. Я могу показать, что это — ложь. Весь этот их протокол, все эти цифры, о которых они говорят… Там не было такого, что люди просто пришли погорлопанить — а у них тут дети бегают, как они описывают, грязные, голодные.
Потом, вот эти фотографии, где Первый канал, РТР интервью берет — понятно, что они откуда-то скачали, чтобы усугубить. Мы были бы очень рады, чтобы они подъехали.
Потом, тот рапорт, который написали сотрудники ГИБДД — там не было ни одного их сотрудника! Как мы знаем, пешком они не ходят, они подъезжают на авто, в форме… Получается, они просто вводят суд в заблуждение и просто пытаются нас запугать: что сейчас вот меня осудят, и другие будут бояться, молчать…
Ваша честь, обратите внимание: всё это — ложь. Я могу доказать, что всё это неверно, что они написали. Я не думал, что я буду настолько возмущен. Вот вы мне показали, что они состряпали… Это в буквальном смысле — состряпали!
— А чем вы готовы опровергать?
— Видео могу показать, что нас было не семьдесят. И то, что никто ничего не нарушал. И то, что не было никаких сотрудников, ничего не было! И люди, которые подавали заявку в администрацию, сейчас находятся в зале.
Адвокат Руслам Мадифуров подверг сомнению рапорт сотрудника ГИБДД, в котором тот утверждал, что участники акции у Тарлашей препятствовали движению машин и пешеходов:
— Нужно тогда отправлять представление в адрес руководства: сотрудники ГИБДД, видя, что создаются помехи, что перекрывает дорожное движение масса лиц — не привлекли за это ни одного человека! Это называется "халатность". Если сотрудник готов утверждать, что он наблюдал и не предпринимал никаких мер, готов предоставить видеорегистратор — пусть предоставит. Но проблема в том, что никакой машины ДПС там не было. Именно поэтому там дальше началась вот эта компоновка материала.
Дементьеву вменяют организацию пикета. Давайте разберемся, что такое пикет, — предложил Мадифуров и зачитал определение из федерального закона: "пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции..."
Адвокат заметил, что полицейские сами себе противоречат: обвиняют Дементьева в организации пикета на основании того, что видели его с рупором — хотя звукоусиливающие технические средства как раз признаком пикета не являются.
— А к чему побуждают листочки формата А4 с названиями на них населенных пунктов? — спросил Мадифуров и сам же ответил. — Название "Орёл" ни к чему побуждать не может. Название "Тарлаши" тоже ни к чему не побуждает. С такой логикой любая информационная табличка — средство наглядной агитации. Поворот налево, на Троицкий — средство агитации. Агитирует за Троицкий!
Судья просидела в совещательной комнате довольно долго. Вернувшись огласила резолютивную часть: Дементьев признаётся виновным по ч.5 статьи 20.2 КоАП РФ и приговаривается к штрафу в 5 тыс. руб.
— Значит, всё-таки мероприятие признано пикетом?
— Да, — подтвердила судья.
Уже на крыльце Руслан Мадифуров сообщил, что постановление Лаишевского суда они с Дементьевым, скорее всего, обжалуют. Однако в целом адвокат выглядел, скорее, довольным судебным актом.
— В любом случае мы благодарны суду за то, что было очень корректное, правильное и с точки зрения закона безупречное рассмотрение дела… На основании предоставленных материалов судья пришла к выводу, что Дмитрий точно не являлся организатором. Это наветы со стороны сотрудников полиции.
Дементьев добавил, что как организатору ему грозил бы штраф от 30 тысяч рублей либо административный арест до 15 суток, однако из-за того, что он был признан рядовым участником, судья наложила на него минимальную сумму штрафа.
— То, что судья не признала, что я являюсь организатором, я думаю, это и для неё для самой, наверное, какой-то подвиг внутренний, — подытожил Дмитрий.
Окажется ли Фемида столь благосклонной к другим активистам Лаишевского района, выступающим за изменение трассировки М-12, пока неизвестно. Суд еще над одним участником съемок ролика у Тарлашей должен состояться 18 сентября — в день инаугурации президента РТ Рустама Минниханова.
Легко предположить, что месячная отсрочка, которую получили все обвиняемые в незаконном пикете у Тарлашей, была связана именно с выборами — власть не захотела до их завершения привлекать внимание к явной болевой точке.
Незадолго до выборов поменял своё отношение к проблеме и глава Лаишевского района РТ Ильдус Зарипов, который в последний момент лично приехал сход в деревне Орёл и заверил местных жителей, что предлагаемые ими альтернативные варианты прохождения трассы будут переданы рабочей группе и изучены (ранее подразумевалось, что никаких других вариантов, кроме уже имеющегося, быть не может).
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.