После выхода фильма Юрия Дудя об эпидемии ВИЧ стало известно о поручениях Путина по противодействию ВИЧ-инфекции. Поручения, по информации "Коммерсанта", подписаны 31 декабря 2019 года. Правительство России было обязано в срок до 1 июля 2020 года обеспечить разработку и утверждение новой государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции до 2030 года "с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения". Однако до настоящего времени проект стратегии не опубликован правительством.
Ни президент, ни чиновники Минздрава не понимают, что главные условия противодействия эпидемии — гласность и отказ от морализаторства.
Как и в случае с поручениями Путина, граждане могут судить о содержании стратегии по материалам, которые стали известны "Коммерсанту". Проект государственной стратегии пока не опубликован Минздравом. В открытом доступе — лишь вариант проекта, размещенный на сайте Национальной ассоциации специалистов в области ВИЧ/СПИДа.
Надежность этого источника не вызывает сомнений. Президентом ассоциации является Евгений Воронин, руководитель Научно-практического центра профилактики и лечения ВИЧ-инфекции у беременных женщин и детей, до недавнего времени главный внештатный специалист по ВИЧ-инфекции Минздрава РФ.
Проект Минздрава, опубликованный ассоциацией, позволяет утверждать, что эпидемия ВИЧ в России в ближайшие годы будет продолжаться. В стратегии отсутствуют меры, которые позволили другим странам прекратить распространение вируса: в ней нет ни слова о сексуальном образовании, обмене шприцев для потребителей инъекционных наркотиков, заместительной терапии.
Зато в ней есть другое: в качестве одного из средств "снижения риска распространения вируса иммунодефицита человека" предлагается "сохранение нравственных и духовных ценностей". Укрепление "традиционных семейных и морально-нравственных ценностей" представлено и как один из возможных результатов стратегии.
Однако язык моральных ценностей в контексте ВИЧ/СПИДа дисфункционален, он способствует не прекращению эпидемии, а напротив, ее росту. Люди, затронутые эпидемией, при использовании этого языка представляются аморальными. Понимая, как распространены невежество, страх и негативное отношение к ним, люди, живущие с ВИЧ, в большинстве случаев скрывают свой ВИЧ-статус от окружающих, оставаясь одни со своими трудностями. Подавленность и боязнь огласки не способствуют приверженности лечению. От морализаторской риторики в отношении ВИЧ следует полностью отказаться.
Проект государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции до 2030 года очень похож на ныне действующую стратегию, срок которой заканчивается в 2020 году. Единственное существенное отличие новой стратегии, на мой взгляд, — это акцент на необходимости назначения антиретровирусной терапии в кратчайшие сроки после постановки диагноза. Между тем действующая стратегия оказалась проигрышной — эпидемию ВИЧ остановить не удалось.
Общее число выявленных случаев ВИЧ в России к концу 2019 года составило, по данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, 1 423 999. Около четверти тех, кому был поставлен диагноз, к настоящему времени умерли от СПИДа и по другим причинам. Число граждан России, живущих с ВИЧ и знающих о своем диагнозе, к 31 декабря 2019 года равнялось 1 068 839. Предположительно несколько сотен тысяч человек не знают о том, что живут с вирусом, и не представлены в этой статистике.
В 2019 году в России было выявлено 94 668 новых случаев ВИЧ, исключая иностранных граждан и выявленных анонимно. В 2018 году — 101 345 новых случаев. В 2017 году — 104 402 новых случая. Триста тысяч новых случаев за три последних года!
На мой взгляд, официальные данные о продолжающемся распространении ВИЧ — главный аргумент в пользу того, что принципы противодействия эпидемии в России необходимо радикально менять:
— Следует ввести в школах сексуальное образование и объяснять учащимся, начиная с пятого класса, что такое презервативы, почему они необходимы и как ими пользоваться.
— Необходимо отказаться от примитивных программ профилактики наркопотребления и перейти к гораздо более тонкой работе, ведущейся НКО по принципу "равных консультантов", когда люди, прошедшие через потребление наркотиков и ставшие активистами, объясняют подросткам, как образуется зависимость и почему наркотики — это проблема. В настоящее время НКО, противодействующие эпидемии ВИЧ, крайне малочисленны, обладают очень небольшими ресурсами и при получении любой помощи из-за рубежа рискуют стать "иностранными агентами".
— Необходимо отменить административное преследование за секс-работу и обеспечить ее безопасность — информировать и тестировать участников, предоставлять им средства защиты, включая внутренние презервативы.
— Следует признать, что репрессивная наркополитика является неэффективной и крайне дорогостоящей, и перейти от "войны с наркотиками", выигрышной только для силовиков и производителей наркотиков, к программам снижения вреда: предоставлять чистые шприцы потребителям инъекционных наркотиков, обеспечивать их, если это необходимо, заместительной или героиновой поддерживающей терапией.
Но Минздрав и правительство России зажаты в тисках традиционализма и морализаторства, задаваемых Путиным ("духовные скрепы", "традиционные ценности" и пр.). Они не могут разработать эффективную стратегию противодействия эпидемии. Неспособность заскорузлой путинской власти остановить эпидемию ВИЧ является еще одним аргументом в пользу необходимости смены президента и изменения системы государственного управления. Если власть не может справиться с эпидемией, с которой справилось большинство других стран, она должна быть сменена.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.