Юрий Дудь своим фильмом "ВИЧ в России", который посмотрели уже более 16 миллионов человек, сделал то, что давно должен был сделать президент РФ: сказать, что у нас эпидемия ВИЧ, встретиться и поговорить с людьми, которых она затронула, пожать им руки, продемонстрировать презерватив и посоветовать гражданам пользоваться им и, наконец, начать обсуждение заместительной терапии для наркозависимых.
Успех фильма связан, на мой взгляд, в значительной степени с замалчиванием эпидемии со стороны российских властей. Владимир Путин ни разу публично не коснулся темы ВИЧ/СПИДа в течение третьего и в начале четвертого президентских сроков, в отличие от первых двух, и ни разу не произнес слово "презерватив". Экс-министр здравоохранения Вероника Скворцова утверждала: "Единых критериев, что считать эпидемией ВИЧ, нет... Пока никакой эпидемии не объявлено по нашей стране".
Между тем из 1,4 миллиона случаев ВИЧ, зарегистрированных среди граждан России, более половины, около 800 тысяч было выявлено с 2012 года, когда начался третий срок Путина и произошел поворот к "духовным скрепам" и "традиционным ценностям". Около четверти тех, у кого был диагностирован ВИЧ, умерли к настоящему времени — по разным причинам, в том числе из-за того, что не принимали лечение от ВИЧ. К началу 2020 года в России с диагнозом ВИЧ проживало, по данным Роспотребнадзора, около 1 миллиона 70 тысяч граждан страны. В это число не входят те, кто не знает о своем ВИЧ-положительном статусе.
Из-за молчания властей об эпидемии голос Дудя и героев его фильма прозвучал очень громко. Хотя они не сказали ничего нового: надо тестироваться и знать свой ВИЧ-статус; ВИЧ-инфекция не смертельна, если принимать терапию; люди с ВИЧ ничем не отличаются от людей без ВИЧ, кроме наличия вируса в крови; общие иглы и шприцы должны быть исключены; о презервативах надо говорить в школах и в публичном пространстве и использовать их.
Но фильм вызвал не только одобрение, но и критику.
Дудя критикуют, в частности, за подбор героев и отмечают якобы существующее противоречие: главная идея фильма "ВИЧ — это про тебя", на первый взгляд, расходится с тем, что среди героев фильма преобладают те, кто потреблял наркотики, и представители ЛГБТ. Но никакого противоречия здесь нет. Вирус передается либо через кровь, либо при сексуальном контакте без презерватива, либо от ВИЧ-позитивной матери ребенку во время беременности и родов, если женщина не принимает терапию. Поэтому говорить уместно не о группах риска, а о рискованных практиках, которые могут быть свойственны представителям любых групп. Самой распространенной сейчас рискованной практикой является секс без презерватива с партнером, ВИЧ-статус которого неизвестен.
Юрий Дудь в своем фильме акцентирует внимание не на биографиях героев, а на этих практиках и путях передачи ВИЧ. Но людей, готовых открыто сказать, что они живут с ВИЧ, в России до сих пор очень немного. Все они — ВИЧ-активисты, при этом их активизм возник как ответ на стигму. Именно поэтому о своем ВИЧ-статусе в фильме открыто говорят, в частности, бывшие потребители наркотиков.
Через десять дней после выхода фильма Дудя издание "Коммерсант" сообщило о существовании президентских поручений по противодействию ВИЧ-инфекции в РФ, подписанных Владимиром Путиным 31 декабря 2019 года, но неопубликованных. Поручения, как следует из статьи в "Коммерсанте", предполагают разработку и утверждение правительством новой государственной стратегии по борьбе с ВИЧ до 2030 года "с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения", профилактику в группах риска — к сожалению, по-прежнему используется эта устаревшая терминология — и увеличение охвата антиретровирусной терапией людей с ВИЧ до 90%. Такое увеличение является одним из наиболее эффективных средств прекращения эпидемии, поскольку при снижении количества вируса в крови до неопределяемого уровня в результате терапии человек, живущий с ВИЧ, не передает его другому.
Можно предположить, что "утечка" — попадание неопубликованного документа с президентскими поручениями в "Коммерсант" — была следствием стремительно растущей популярности фильма Дудя. Сигнал, просматривающийся в сообщении о поручениях и заявлении пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова о том, что он ничего не слышал о них, на мой взгляд, очевиден: "Путин не говорит, а действует".
Как бы то ни было, можно надеяться, что начало 2020 года станет переломным в борьбе с эпидемией ВИЧ. Она наконец-то, благодаря, фильму Дудя стала обсуждаемой в обычных для других стран терминах: презервативы, сексуальное просвещение в школах, заместительная терапия (прием людьми, зависящими от наркотиков, наркотических веществ перорально под контролем врача, что исключает передачу ВИЧ).
Если изменения произойдут: антиретровирусную терапию начнут назначать людям с ВИЧ сразу после постановки диагноза, в российских школах станет возможным сексуальное просвещение, включая обсуждение применения презервативов, показатели заболеваемости ВИЧ снизятся, а заместительная терапия хотя бы начнет обсуждаться, время начала этих перемен можно будет назвать "перевалом Дудя" — водоразделом между неконтролируемой и контролируемой эпидемией ВИЧ в России.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.