Ссылки для упрощенного доступа

Куштау: "Люди вышли, потому что нависла реальная угроза"


Как защищают шихан Куштау
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:48 0:00

9 августа во флешмобе "Живая цепь" у горы-шихана Куштау в Ишимбайском районе республики приняли участие более трех тысяч человек — экоактивисты, правозащитники из Совета по правам человека при главе Башкортостана, активисты организации "Башкорт", которая была недавно признана "экстремистской", а также жители городов Сибай, Учалы, Нефтекамск, западных районов Башкортостана. "Живая цепь" ратянулась на четыре километра. Среди собравшихся были также известные ученые, артисты, кинорежиссеры, много уфимской интеллигенции. Режиссер Рияз Исхаков был там вместе с детьми. В интервью Радио Азатлык он рассказал о том, что увидел и почувствовал у горы Куштау.

Почему флешмоб в воскресенье был таким массовым?

— Экологическая тема поднималась очень давно, со времен Перестройки. Я бы не сказал, что это пробуждение, нет, это было все давно. Уфа страдала от диоксинов, мы стояли в очередях за чистой водой. В Стерлитамаке у нас атомные подземные взрывы по программе “Мирный атом” проведены, туда сбрасывают химические отходы на большую глубину в 2 км, и попадает это в грунтовые воды или нет — очень много вопросов, проблем химических предприятий, которые нас всю жизнь сопровождают. Многие люди, возможно, привыкли жить с этим, тем более молодое поколение. Им кажется, что это нормально. То, что рыбы нет в реке, это всегда так было. То, что вода сходит очень быстро весной, не задерживается в лесах, потому что леса срублены, и там ведется активная вырубка, тоже многие воспринимают это, как будто так было всегда. На самом деле мы понимаем, что и рыбы было много. Край был в очень экологически благополучном состоянии.

— Почему люди сплотились вчера впервые?

— Люди просто так не выходят на эти флешмобы. Когда возникла реальная угроза, когда народ увидел, что вот, уже приехали, уже начали рубить, это явилось толчком для тех, кто раньше сочувствовал, но соблюдал дистанцию, наблюдал за действиями активистов. Активисты, которые защищали экологию, они были всегда.

— Нет ли ощущения, что власти обманули народ? Торатау защитили, а Куштау отдали на разработку?

— Возможно, я не могу говорить за всех, у всех есть свои мотивы. Я могу сказать лишь за себя. Лично у меня такое ощущение есть, что были задействованы большие ресурсы не только в денежном плане, но и деятели искусств, блогеры, писатели, коллективы творческие были задействованы, чтобы внимание сконцентрировалось лишь на одной горе — Торатау. Более того, даже религиозные мотивы возникали, привозили туда религиозных деятелей. Мне тогда показалось странным, но я это приветствовал в защите шихана Торатау. Шиханов всего четыре. Шахтау уже за 30 лет вырыли, остался Торатау, который активно защищают, даже была государственная политика по защите этой горы, все проходило гладко и красиво. Я никак не ожидал, это было для меня огромным разочарованием. Когда сменилось руководство республики, прозвучала идея, что Торатау мы не отдадим, но давайте отдадим Куштау, все, вопрос решен. Хотя до этого и комбинат БСК "Сода", и все люди, которые писали об этом, они говорили, что Куштау не пригоден. Мне это кажется очевидным, что это была тактика дезинформации общественности, вводили нас в заблуждение, что это такая картежная шулерская тактика. Это, конечно, коробит.

— Вы были вчера на флешмобе?

— Да, я ездил туда со своими детьми, специально, чтобы они посмотрели на людей, достойных уважения. На людей, у которых активная гражданская позиция.

Что сказали дети, и какие чувства были у вас?

— Я рад, что моим детям это понравилось. Они увидели атмосферу искренности, не ту фальш, которая возникает при мероприятиях, которые в обязательной форме проводятся, а то, что люди приехали по своему собственному желанию и зову сердца. Их никто не заставлял. Я увидел там много знакомых коллег-кинематографистов. В последнее время звучат много обвинений в адрес людей искусства, что “вы агитировали за Хабирова, за Торатау, а теперь вы молчите”. Нет, есть среди коллег такие, кто активно поддерживает защиту Куштау.

— Как вы расцениваете молчание руководства республики?

— Честно говоря, я последние несколько лет не интересуюсь официальной хроникой. Нет времени, и все мои потребности в плане информации удовлетворяет интернет. Раз не говорят, это очень плохо. Если говорят, то прекрасно. Я знаю, что сегодня работники “Соды” проводят митинг в поддержку Куштау. Я им очень сочувствую, потому что в глубине души люди сейчас проклинают свое руководство, которое выгнало своих людей в ужасную погоду на эту площадь. Ни к чему хорошему это не приведет. Я знаю людей, которые работают на “Соде”, которые категорически против разработки Куштау. У них внутри коллектива, не знаю, насколько это актуально для подобных предприятий, но там зреет конфликт внутри коллектива.

— Вы опубликовали пост в Фейсбуке, "разве может хабировщина сломить этих людей". Что вы имели ввиду и что к этому хотите добавить?

— Как режиссер, как оператор, я вижу чистоту помыслов, их решимость, их неподкупность, их бескорыстность, свет в их глазах. И я видел на этом мероприятии людей, которые вели и свою агитацию незаконную, я видел, как они прятали свои лица. До конфликта не доходило, я стараюсь видеть людей хороших. У многих истинные причины написаны на лице. Это надо быть хорошим актером, чтобы прятать истинное лицо, свои эмоции на таких мероприятиях. Даже маска не спасает. Видно, что человек с открытой душей пришел.

—​ И как вы думаете, что будет дальше с движением в защиту Куштау?

Традиционно восстания не велись одноразово. История башкирского народа и Южного Урала богата на бунты, восстания, освободительные движения — они все велись с переменным успехом. Часто восстания возникали через 15-20-30 лет. Знаете почему это происходило? Потому что вырастало новое поколение. Новое поколение испытывало все проблемы того времени, искало выходы и на протяжении 200 лет восстания происходили каждые 20 лет. Я к тому, что в век интернета циклы короче. Последняя активизация была в годы перестройки, и то, что сейчас происходит, это будет нашей повседневностью. Люди устали от лжи, от отношения к своим проблемам и мнению, как к некому второсортному населению. К тому, что не учитывается власть народа. Что власть работает только в интересах бенефициаров или владельцев. Многим это не нравится. Лично я считаю, что бизнес это бизнес. Пусть работают, зарабатывают и платят налоги. Но меня оскорбляет и унижает лишь отношение к родному краю, к природе Башкортостана. Я вижу поля-отстойники в пойме реки Белой, это потом течет в Каму, в Каспий. Это же море отравы.

Как думаете, будет давление на активистов.

— Будет, они не умеют придумать другого. Конечно, будет. Есть активисты-политики, которые в передних рядах. Их будут шантажировать. Меня удивил шаг, который предприняли на "Соде" или руководство республики, что появились так называемые "титушки" — молодые люди, которые были брошены ночью на палаточный городок. Это, мне кажется, свидетельство того, что законные способы противодействия движению защиты Куштау закончились.

—​ Как проблема Куштау видится из Уфы? Интересует ли это массовое население?

— Интерес возрастает. Чем больше давления, тем больше людей интересуется этой темой. Это же находится где то за промзоной, в таком месте, куда многие жители республики никогда и не ездили. По мере того, как усиливается давление на активистов, это движение расширится, оно не будет локально находиться у подножия горы Куштау, оно может переместиться в Уфу, Стерлитамак, другие города. Тогда для руководства это станет проблемой, которая вырвалась из границ Стерлитамака.

  • "Гринпис" обратился к генеральному прокурору России Игорю Краснову с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг подготовки к разработке шихана Куштау в Башкортостане.
  • На этой территории живут более 40 видов редких животных и растений, занесённых в Красные книги России и Башкортостана.
  • Руководство "Башкирской содовой компании" (БСК) продолжает заявлять, что разработка шихан не оказывает никакого влияния на экологию республики. Несмотря на активные протесты жителей республики, в августе 2019 года компания получила лицензию на разработку шихана сроком на 20 лет.

Оригинал материала: Радио Азатлык

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG