Ссылки для упрощенного доступа

"Сидел, всякую фигню на YouTube смотрел и наткнулся на Дильмухаметова…"


Айрат Дильмухаметов во время очередного заседания суда по его делу
Айрат Дильмухаметов во время очередного заседания суда по его делу

В Самаре продолжается судебный процесс над известным башкирским политиком Айратом Дильмухаметовым, обвиняемым в призывах к нарушению территориальной целостности РФ, пропаганде терроризма, публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности и ее финансированию.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Дело рассматривает коллегия судей постоянного судебного присутствия Центрального окружного военного суда в Самаре в составе Юрия Клубкова, Дмитрия Сироты и Рустама Вагапова. Гособвинение поддерживает представитель прокуратуры Самарской области Анастасия Каганова. Пресса на заседание допускается, однако, фото- и видеосъемка запрещены.

На очередном заседании по видеоконференцсвязи были допрошены свидетели обвинения и защиты, которые давали показания из Верховного суда Башкортостана.

Айрату Дильмухаметову в ходе следствия были предъявлены обвинения по ст.280.1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации) — в вину политику по этой статье вменяются видеообращение к оппозиционному Форуму свободной России в Интернете с призывами "к созданию новой федерации" и его высказывания в передаче "Персонально ваш", прошедшей в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе" в мае 2018 года. Дильмухаметову также предъявлены обвинения по т.н. "террористической" статье 205.2, ч.2 УК РФ — по ней ему вменяется его выступление в ноябре 2018 года в защиту обвиненных и осужденных в Уфе членов запрещенной в РФ религиозной организации "Хизб-ут-Тахрир", и по т.н. "экстремистской" статье 280 ч.1 — по ней политику ставятся в вину его высказывания во время инцидента в Баймаке в октябре 2018 года, когда после столкновения группы местных жителей с чеченскими рабочими на стихийном сходе граждан возле Баймакского РОВД собравшиеся потребовали освобождения всех задержанных.

В январе 2020 года УФСБ по Башкортостану возбудило в отношении Айрата Дильмухаметова еще одно уголовное дело, на этот раз — по обвинению в "финансировании экстремистской деятельности". В окончательной редакции обвинения эпизод по обвинению в "публичном оправдании терроризма" был переквалифицирован следствием в "пропаганду терроризма".

"НИЧЕГО ПРОТИВОЗАКОННОГО ОН НЕ СОВЕРШАЛ"

Вызванный первым журналист издания "Про Уфу" Рамиль Рахматов, привлеченный к делу УФСБ в качестве свидетеля обвинения, первым делом попросил суд занести в протокол заседания требование не искажать в последующих судебных решениях его слова.

— Я имею печальный опыт с процесса в военном суде по делу Роберта Загреева, когда мои слова были в приговоре полностью искажены, — сказал журналист.

Рахматов подробно рассказал о поездке в Баймак, отметив, что Айрат Дильмухаметов во время разбора инцидента стремился не допустить его дальнейшей эскалации. Журналист оценил роль Дильмухаметова в тех событиях, как "исключительно конструктивную".

Айрат Дильмухаметов говорил о том, что нельзя допускать разрастания межнационального конфликта

— Разговор в администрации Баймакского района с участием Дильмухаметова шел о том, что нужно бороться с коррупцией на местах, которая возникла из-за проблемы нелегальных карьеров, что нельзя допускать, чтобы местное население ходило безработным и обиженным. Айрат Дильмухаметов говорил о том, что нельзя допускать разрастания межнационального конфликта. Никаких негативных высказываний в адрес чеченского народа у него не было. Он говорил негативно о конкретных участниках столкновения, не подчеркивая их национальности. Добавлю, что в своих публикациях Дильмухаметов всегда относился с симпатией и уважением к чеченскому народу. Последующие события, в частности, совместная пресс-конференция с представителями чеченской диаспоры, совместные усилия по улаживанию конфликта это еще раз показали, — заявил Рахматов.

Журналист также пояснил, что конфликт в Темясово был обусловлен целым рядом негативных факторов, которыми характеризуется в настоящее время социально-экономическое положение юго-востока Башкортостана.

— Это территория — в том числе и Баймакский район — с доминирующим башкирским населением. Там очень крупные залежи полезных ископаемых, от золота до простого плиточного камня. И в то же время в этих районах очень плачевное социально-экономическое состояние, уровень безработицы, пьянства, суицидальных явлений и прочих негативных факторов очень высок. Все это в сопряжении еще и с проявлениями коррупции и обусловило тот конфликт, — заметил он.

По данному эпизоду обвинения следствие инкриминировало Айрату Дильмухаметову то, что он произнес в адрес рабочих из Чечни слова:

"Это же что за поведение такое?! В столице Первой республики так вести себя по-хамски?! Их вообще убивать надо, если на то пошло…"

Подсудимый и его защита неоднократно заявляли на следствии и в суде, что из материалов дела убрана концовка высказывания — после слов

"Их вообще убивать надо, если на то пошло…" Дильмухаметов сразу же произнес фразу "Ладно, этого еще не произошло".

Ранее Айрат Дильмухаметов пояснял, почему он произнес такие слова.

"Во время совещания в районной администрации прозвучала информация, что эти приезжие [рабочие из Чечни] распивали спиртные напитки и били бутылки о памятник Ахмет-Заки Валиди… Тут дело не в национальности — я бы любому такое сказал — и русскому, и башкиру, кто посмел бы устраивать такие акты вандализма" — заявлял Дильмухаметов, выступая в суде во время очередного продления срока его ареста.

Рамиль Рахматов, а также привлеченный УФСБ в качестве свидетеля обвинения шеф-редактор радиостанции "Эхо Москвы" в Уфе", член Совета по правам человека (СПЧ) при главе РБ Руслан Валиев, свидетели защиты главный редактор газеты "Коммерсант" —Башкортостан", член СПЧ Наталья Павлова, социолог Арсен Нуриджанов, директор уфимского Центра современного искусства "Облака", член СПЧ Валериан Гагин — заявили в заседании, что никогда не слышали от Айрата Дильмухаметова заявлений, что он намерен "создать новую башкирскую республику, независимую от Российской Федерации", а также каких-либо призывов к насильственным действиям.

Он предлагал наделить большими правами субъекты России в составе Российской Федерации, в том числе Республику Башкортостан

— Однозначно об этом речи не шло. Он предлагал наделить большими правами субъекты России в составе Российской Федерации, в том числе Республику Башкортостан. Делегирование новых прав субъектам должно происходить, по его мысли, в рамках правового поля РФ, абсолютно мирным путем, — сказал Руслан Валиев.

— Призывов к свержению действующей власти или в защиту экстремистских движений я у него не видел. Он выступал за новый федерализм, в его защиту. Отмечая, что идет серьезный перекос в бюджетном финансировании регионов, он считал это несправедливым, критиковал такие диспропорции. Такие дискуссии и сейчас идут и в научной среде, среди экономистов, — отметил социолог Арсен Нуриджанов.

— Из того, что я видела [из видеороликов Дильмухаметова], я считаю, что в его выступлениях нет состава уголовного преступления. Дильмухаметов уже сложился, как политический деятель определенных принципов, и эти принципы были очень популярны и модны в 1990-е, 2000-е годы, когда страна развивалась как федеративное государство. По Конституции мы и сейчас являемся федеративным государством, но в те годы это было политическим трендом, которого придерживались в республике. Тогда высказывания Дильмухаметова были очень востребованными, не подвергались никакому сомнению. Сейчас политическая конъюнктура стала другой, и его высказывания, возможно, с целью борьбы со свободомыслием стали причиной его уголовного преследования, — заявила Наталья Павлова.

— Свое мнение он всегда выражал мирно, без призывов к каким-либо незаконным действиям. Я просматривал его видеоролики и для меня лично понятно, что никаких призывов к экстремизму, к свержению действующего конституционного строя, о выходе из состава России ее субъектов, слов об оправдании терроризма они не содержали. Это было выражение его политической позиции, на которое он, безусловно, имеет право, — подчеркнул Валериан Гагин.

Арсен Нуриджанов также рассказал, что Дильмухаметов незадолго до своего ареста просил его передать в администрацию главы республики свои письменные соображения насчет его возможного участия в кампании по выборам главы региона.

Вообще все, что он говорил в последнее время, было взвешенно, сдержанно, в рамках правового поля

— Дильмухаметов рассуждал, что если он пойдет на выборы, как независимый кандидат в главы республики, как конкурент Радия Хабирова, то это усилит легитимность выборов и позволит Хабирову впоследствии по-другому разговаривать с лидерами башкирского национального движения, — поведал социолог. — Вообще все, что он говорил в последнее время, было взвешенно, сдержанно, в рамках правового поля. Ничего противозаконного он до настоящего времени не совершал. Я считаю его активным, неравнодушным гражданином нашей страны. Его изоляция может только нанести вред общественно-политическому развитию республики.

Свидетели также заявили, что в своей передаче "Хизбы — террористы по разнарядке" Дильмухаметов лишь возмущался огромными сроками лишения свободы, назначенным судом обвиняемым, выражал сочувствие их семьям, и одновременно предостерегал молодежь от вступления в эту организацию, чьи цели он назвал "мифическими и бесперспективными".

"ОН ХОЧЕТ СОЗДАТЬ ЧЕТВЕРТУЮ БАШКИРСКУЮ РЕСПУБЛИКУ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ ВОЙНУ"

Безусловной кульминацией судебного заседания стал допрос свидетеля обвинения, проводника РЖД (по другим данным, машиниста) Айдара Маннанова, который очевидцы окрестили "цирковым шоу".

Свидетель, отвечая на вопрос гособвинения, где он просматривал видеоролики подсудимого и как он к ним относится, сразу же заявил:

"Просматривал в YouTube, меня его обращения зацепили, и мне кажется, что он хочет создать Четвертую Башкирскую республику, для того, чтобы начать войну".

На вопрос о содержании роликов Маннанов ответил, что этого он "толком не помнит".

Далее обвинитель спросила о смысле понятия "Четвертая Башкирская республика". Свидетель ответил: "Какое это государство, точно не знаю, но он собирает людей, которые в этом ему помогают… финансовой помощью".

Подобным же образом Маннанов ответил на вопрос о том, как планировал подсудимый устройство предполагаемой Четвёртой республики.

— Как бы там… свои люди… Править он [Дильмухаметов] хотел сам, быть президентом, и все.

Вслед за этим развернулся следующий примечательный диалог свидетеля и защиты:

— Вы сказали, что он собирает людей. На что, для чего? — спросил адвокат Дильмухаметова Владимир Красиков.

— Мне кажется, для войны, — неуверенно предположил Маннанов.

— Из чего вы сделали такой вывод, из каких фраз, выражений?

Свидетель молчит.

— Свидетель, не молчите! Либо поясняйте, либо говорите, что не помните, не знаете… — не вытерпел один из судей.

— Не помню.

— Почему вы эти ролики смотрели, что вас привлекло? — спросил судья.

— Нравится следить за событиями в республике, так сказать.

Очевидно, нелепые и крайне неуверенные ответы свидетеля привели в некоторое раздражение как суд, так и представителя прокуратуры. Суд был вынужден уточнить, давал ли он показания в ФСБ по собственной инициативе. Маннанов пояснил, что он был вызван на допрос следствием.

Представитель гособвинения предложила огласить показания Маннанова на предварительном следствии, уточнив сперва у свидетеля, добровольно ли он давал показания следствию, и не оказывалось ли на него "какое-либо психологическое, физическое насилие". Маннанов заявил, что давал показания добровольно и прочел их, прежде чем поставить под ними свою подпись.

"…Я просмотрел несколько видеообращений Дильмухаметова, на которых он ведет разговоры о выходе Республики Башкортостан из состава России. Руководителем вновь образованного государства намерен стать он сам. Подобные высказывания у него встречаются практически во всех его выступлениях. Одно из данных обращений он разместил в сети "Интернет" на своем Youtube-канале, когда он участвовал в программе, организованной радиостанцией "Эхо Москвы" в Уфе", которое параллельно транслировалось в видеоформате. Суть множества видеороликов, на которых Дильмухаметов выступает, сводится к одному, а именно созданию “Четвертой Башкирской республики”, которая должна стать независимым государством, в том числе, от России, а ее президентом должен быть он сам. На мой взгляд, данные выступления Дильмухаметова недопустимы, так как они могут привести к трагическим событиям, в том числе, к гражданской войне. По моему мнению, из-за таких людей началась чеченская война, в связи с тем, что руководство Чечни того периода пыталось выйти из состава России и стать самостоятельным государством…", — огласила гособвинитель показания Маннанова, после чего свидетель заявил, что подтверждает их.

— Какие же слова и фразы привели вас к выводу, что деятельность подсудимого может привести к гражданской войне? — возобновила допрос свидетеля защита.

— Это мое личное мнение, а что говорил он конкретно, я не запомнил, — ответил Маннанов.

— А что такое в вашем понимании гражданская война? — задал следующий вопрос адвокат Владимир Красиков.

— Ну… когда один человек собирает народ…даже не знаю, как сформулировать…, — опять замялся свидетель.

— В связи с чем, по вашему мнению, началась Чеченская война? — допытывался адвокат.

— (молчание)… Не знаю.

— По чьей инициативе вы мониторили соцсети, сами или вам ФСБ-шники сказали мониторить? Может, ЦПЭ-шники? — не выдержал уже адвокат Алексей Захаров

— Ваша честь, прошу снять вопрос! — моментально отреагировала гособвинитель.

— Да просто сидел, на YouTube всякую фигню просматривал и, вот, наткнулся на Дильмухаметова, — устало ответил Айдар Маннанов.

Больше вопросов к такому свидетелю ни у защиты, ни обвинения, ни у суда не возникло.

Следующее судебное заседание назначено на 6 июля. Ожидается, что на них будет продолжен допрос свидетелей обвинения и защиты.

Российское правозащитное общество "Мемориал" в апреле 2019 года заявило, что считает Айрата Дильмухаметова политзаключенным.

В мае 2019 года Айрат Дильмухаметов обратился к российской и мировой общественности с просьбой о моральной, материальной и информационной поддержке. Рассказав о подоплеке обвинений, политик заявил: "Не дайте свершиться беззаконию и военному трибуналу!"

В январе 2019 года Айрат Дильмухаметов был гостем проекта "Реальные люди".

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG