Минздрав Удмуртии получит 397 млн рублей для лечения больных диабетом. Ранее в республике постоянно появлялись проблемы с обеспеченностью таких больных тест-полосками и иглами, которые им положены бесплатно за счет государства. В этом году ситуация стала улучшаться, благодаря в том числе работе Центра медицинского права. Его лидер Александр Золотарев помогает семьям с детьми с диабетом добиваться получения медизделий. "Idel.Реалии" поговорили с ним о ситуации с обеспеченностью, итогах борьбы Минздравом, а также об актуальных проблемах больных диабетом.
— Вы написали, что в 2020 году в Удмуртии на лечение людей с диабетом выделят 397 млн рублей. Достаточная ли это сумма?
— На весь год на лекарственного обеспечения больных сахарным диабетом выделили почти 400 млн рублей. На сколько этой суммы хватит, сказать сложно, но уже сейчас в адрес Центра медицинского права поступают обращения родителей детей, болеющих сахарным диабетом. Они высказывают озабоченность тем, что не в полной мере их обеспечивают тест-полосками, инъекционными иглами и другими медизделиями.
— Сколько на эти цели выделяли в прошлом году?
— Сколько в итоге было средств выделено в прошлом году, я не могу сейчас сказать. Но родители детей, с которыми мы прошли все инстанции борьбы, начиная с назначения врачебной комиссии, вновь ко мне в этом году не обращались. Когда я у них спрашиваю, обеспечивают ли их детей в достаточной степени, они говорят, что да.
Не хватает тест-полосок и игл, но вот с инсулином проблем в Удмуртии нет, им обеспечивают.
Недавно я поспрашивал у нескольких родительниц, как у них дела с обеспеченностью. Одна из них мне написала, что после нашего обращения в органы прокуратуры и в Росздравнадзор по Удмуртии им стали впервые с января этого года выдавать.
При этом, они столкнулись с новой проблемой. Каждый год больные диабетом должны провозить обследование чувствительности нижних конечностей — ЭМГ. Раньше его проводили в стационаре, а в этом году просят сделать его платно. Платно нигде не делают, более того, что оно, это обследование, входит в стандарт медпомощи при сахарном диабете и, в соответствии с законом, оно должно быть бесплатным. Суммы, выделяемой для таких больных, явно не достаточно.
Я не отслеживаю в общем ситуацию по больным диабетом, в основном ко мне обращаются только родители с детьми, страдающими им. Знаю, что у взрослых такие же проблемы, ко мне в прошлом году тоже один взрослый обращался, который не имеет инвалидности. Также не хватает тест-полосок и игл, но вот с инсулином проблем в Удмуртии нет, им обеспечивают.
— Улучшилась ли ситуация с обеспечением расходными материалами в этом году?
— В этом году, в целом, да, улучшилась. Поскольку таких массовых жалоб, как в прошлом году, не поступает. Но я был удивлен, когда узнал, что есть проблема с обеспеченностью расходными материалами в инсулиновой помпе. Эти расходники с января 2019 года включены в федеральный льготный перечень медизделий, то есть должны быть закуплены за счет средств федерации. В прошлом году, путем многочисленных обращений в органы прокуратуры, Росздравнадзор, в том числе, в суд, проблему удалось решить. Я думал, что в этом году такой проблемы не будет, но сейчас обратилась женщина с ребенком, которых с января по мая не обеспечивали расходниками. Мы оформили обращение, недавно она прислала мне фотографию с подтверждением, что до августа их обеспечили всем необходимым.
— В 2019 году представители ГУП "Аптеки Удмуртии" заявили, что для покупки препаратов и приборов для измерения глюкозы для диабетиков в год нужен 771 млн рублей. Но в 2019 году на это выделили только 217 млн.
— Примерно такая сумма, да. Уберите оттуда измерители глюкозы, такая сумма и получится.
— Вы в прошлом году много писали об этой проблеме. Некоторым больным не хватает расходных материалов и получить их довольно сложно — выдают либо не в полном объеме, либо вовсе отказывают в этом. Как разрешились те ситуации, о которых вы рассказывали?
— Разрешать такие ситуации получалось в индивидуальном порядке. Мы оформляли обращения, начиная с главного врача, если на этапе медорганизации проблема не разрешалась, то приходилось вмешиваться через обращения в надзорные ведомства. Только так удавалось добиваться закупки расходных материалов в необходимом объеме.
И то, сейчас: анализируя прошлогоднюю проблему, могу отметить, что не всем обратившимся выдавали протокол врачебной комиссии, который мы требовали. Это приводит к тому, что мы не могли дальше обращаться в вышестоящие инстанции. При его наличии Минздрав обязан провести индивидуальную закупку, после того, как он будет уведомлен о наличии такого протокола. Либо, если Минздрав субъекта не провел такую закупку, пациент может самостоятельно покупать медизделия в нужном ему количестве и требовать компенсации расходов. Когда протокол не выдается, соответственно требовать компенсацию или индивидуальную закупку невозможно.
— Сколько к вам в Центр медицинского права обращалось граждан в этом году по этой проблеме? Уменьшилось количество людей?
По обеспечению тест-полосками в нужном размере, который назначен врачебной комиссией, проблема все же остается
— В этом году обратились только трое родителей детей с диабетом. Значительно уменьшилось количество обращений по сравнению прошлым годом. В 2019 году только с одного города обратилось человек 15, а дальше по цепной реакции, на основе оформленного мной шаблона, оформляли обращения.
— Если проблема с этими расходными материалами почти решена, то каких еще средств не хватает больным диабетом в Удмуртии? Вы писали про тест-полоски в количестве, назначенными врачебными комиссиями и расходных материалов к помпе.
— Даже вот эти 397 млн — сложно судить из каких средств они выделяются. Это региональный или федеральный бюджет? Исходя из этого и формируется основная проблема. За счет федерального бюджета льготникам с диабетом положены только четыре тест-полоски в сутки. Если, по медицинским показаниям врачей-специалистам, человеку нужен контроль больше четырех раз (бывают случаи, когда нужно до 12 уровней исследования, то есть до 12 полосок в день), то все, что свыше четырех раз, ложится на плечи регионального бюджета, с этим-то как раз и проблемы и возникают. Обеспечение в количестве не более четырех раз — проблем нет, а свыше — проблема.
Даже вот по последней ситуации, где мы оформили обращения только, у них по протоколу врачебной комиссии и по заключению врача эндокринолога, необходим уровень самоконтроля не менее восьми раз в сутки. Я попросил подсчитать ее, сколько тест полосок у них есть и на сколько их хватит. Она написала, что на не более пяти штук в сутки. То есть три тест-полоски они будут вынуждены закупать за свой счет.
Резюмируя, скажу, что по обеспечению тест-полосками в нужном размере, который назначен врачебной комиссией, проблема все же остается. Здесь ситуация ухудшается тем, что не выдают эти протоколы часто, что уже — нарушение федерального закона. И отсюда вытекает проблема, связанная с тем, что нет возможности отстаивать свои права по обеспечению необходимым.
— Я читала, что когда Госсовет Удмуртии принял бюджет на 2019 год, оказалось, что на лекарственное обеспечение пациентов выделено только 26 млн рублей, что составляет 2,3% от бюджетной заявки минздрава в 1 млрд. Это вообще для Удмуртии нормальная ситуация, что так сильно сокращают?
— Может быть такая ситуация для Удмуртии и выглядит нормальной, но эти цифры были по состоянию на февраль 2019 года. Но, благодаря обращениям многочисленным, того, что писали СМИ об этом, в том числе вам, эта сумма была скорректирована и увеличивалась постоянно в течении года. При этом важно понимать, что 26 млн — это сумма из регионального бюджета. А вот 397 млн — не понятно откуда взялись. Это важно.
— Согласно официальным данным, Удмуртии 39 тысяч людей с диагнозом диабет, но обеспечены изделиями только 31 тысяча. Почему так?
— Я думаю, что большая часть из этих восьми тысяч, просто не знает свои права. Они обращаются устно в поликлиники, а им говорят, что им медизделия просто не положены. До того, как мы взялись за решение этой проблемы, тогда не обеспечивали даже по стандарту (до четырех полосок в день). Были случаи, что тест-полосок выдавали по 50-60 штук, а минимум нужно 120 по стандарту. К сожалению, по 10-12 штук в день пока не получается получить. Тем более, что сейчас идет искусственное занижение количества полосок в данных врачебных комиссий. Вот такая проблема имеет еще место быть.
В декабре 2019 года Международная федерация диабета (IDF) выпустила 9-е издание Всемирного диабетического атласа. Согласно нему, число людей с диабетом в мире в возрасте 20-79 лет на 2019 год составляет примерно 463 млн человек, около половины (232 млн) не знают о своем заболевании. Среди людей старше 65 лет диабет у 136 млн человек. Специалисты предсказывают, что при сохранении текущих трендов урбанизации и прироста населения численность людей с диабетом в 2025, 2030 и 2045 годах будет составлять 438, 578 и 700 млн соответственно. Число смертей по причине диабета за 2019 год насчитывает 4,2 млн, что составляет 11,3% от всех смертей в мире. "Российская газета" в декабре 2019 года со ссылкой на специалистов писала, что за последние 18 лет число больных сахарным диабетом в стране выросло на 2,5 миллиона. "Это чуть больше, чем в два раза. При этом каждый пятый житель России имеет либо предиабет, либо ожирение — это приблизительно 30 миллионов человек. Каждый 20-й житель нашей страны уже имеет сахарный диабет второго типа. По данным статистики, ежедневно умирает около 240 больных сахарным диабетом. Ежедневно еще 420 человек пополняют ряды больных этой болезнью. При этом почти половина из них — 46,6% — это пациенты младше 60 лет", — писало издание.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.