Чаще всего люди, признанные политзаключенными в России и Крыму, получают сроки за религиозные взгляды по экстремистским уголовным статьям. Об этом говорится в докладе правозащитного центра "Мемориал" о политических репрессиях и политзаключенных в 2018-2019 годах.
— Масштаб репрессий позволяет в настоящее время анализировать их и с точки зрения выделения более узких групп, представители которых подвергаются преследованию. Крупнейшими из них являются мирные мусульмане, лишенные свободы в связи с принадлежностью к объявленной в России террористической организации "Хизб ут-Тахрир", крымские татары, верующие свидетели Иеговы, сторонники запрещенной "Артподготовки", участники публичных мероприятий, — говорится в докладе "Мемориала" в контексте религиозных преследований.
По мнению правозащитников, государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя; а спецслужбы в этом случае получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости дел, манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной.
Правозащитники назвали стабильно тяжелой ситуацию с преследованием мусульман за участие в запрещенной "Хизб ут-Тахрир" в Татарстане (71 фигурант уголовных дел) и Башкортостане (66 фигурантов).
В "Мемориале" отмечают, сотни людей за последние два года подвергались уголовному преследованию не из-за опасных религиозных взглядов, а став случайными жертвами фальсификаций.
"Наиболее распространенное обвинение по ст.282.2 УК РФ прямо сводится к тому, что верующий был членом организованной религиозной группы и является безусловно неправомерным", — отмечается в докладе.
Правозащитники заверили, в целом число политических заключенных в России неуклонно растет. В начале 2018 года их было 130, на сегодня в списке 314 человек.
Также в 2018-2019 году, как говорится в докладе, власти использовали 35 статей Уголовного Кодекса для политического преследования граждан. В ходе таких репрессий нарушались права граждан не подвергаться пыткам, право на свободу и личную неприкосновенность, право на судебное разбирательство в разумные сроки или освобождение до суда, право на справедливый суд, а также права на свободу выражения и мнения, на свободу собраний и ассоциаций, на свободу совести.
В 2019 году подавляющая часть обвинений против политзаключенных была связана с экстремистскими и террористическими преступлениями, говорится в докладе. Доля обвинений, связанных с оружием и наркотиками при этом практически в три раза ниже.
В доклад "Мемориала" вошли дела против активистов "Открытой России", фигурантов дела "Сети", участников московских протестов летом 2019-го, татарского оппозиционера Даниса Сафаргали, Рафиса Кашапова, участника башкирского национального движения Айрата Дильмухаметова, уфимца Рината Нурлыгаянова, казанца Асгата Хафизова, аспиранта МГУ Азата Мифтахова и множество других.
Для изменения практики политических репрессий правозащитники требуют отмены ряда уголовных статей (ст. 212.1, ст. 280.1, ч.1 и ч.2 ст. 148, ст. 284.1, ст. 330.1, ст. 354.1 УК РФ); пересмотра и уточнения антиэкстремистского и контртеррористического законодательства (ст. 282, 213, 275 УК РФ); изменения подходов к толкованию и применению "групповых" статей УК (ст. 282.1, 282.2, 205.4, 205.5) и статей, преследующих за высказывания; расширения применения суда присяжных.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.