Ссылки для упрощенного доступа

Мама погибшего от COVID-19 врача: сын поехал в Москву заработать денег на свадьбу


Наиль Саматов
Наиль Саматов

Наиль Саматов работал участковым терапевтом в поликлинике №3 города Егорьевска Московской области с января 2020 года. Ему было 28 лет. Закончив в 2019 году Башкирский государственный медицинский университет по специальности "Лечебное дело", он уехал в Москву, "чтобы заработать денег", вспоминает его мама, медсестра из Башкортостана Рагида Нуриева. В интервью Радио Азатлык она рассказала о детстве Наиля и трагической смерти единственного сына.

— Почему сын после окончания университета решил уехать в Москву?

— После окончания учебы в университете он поработал в разных клиниках, в том числе и частных. Зарплату больше 15-16 тысяч рублей ему нигде не предложили. Он хотел жениться в октябре, в августе собирался поступить в ординатуру в Казани на судебную медицину. Решил, что поедет в Егорьевск подзаработать. Вместо этого мы его похоронили в Салаватском районе. Из дома он уехал 28 января.

Рагида Нуриева
Рагида Нуриева

— Ему нравилось работать там? Что он вам рассказывал?

— Да, Егорьевск — маленький город. Он был доволен, рассказывал, что это колоссальный опыт. С восьми утра до четырех он был в поликлинике, а потом подрабатывал обходами по домам. Во время обходов, оказывается, у моего сына не было спецодежды. Об этом мне рассказала моя невестка, которая приехала от него. Она там была до 12 апреля.

Один мужчина, к которому мой сын ходил, умер от коронавируса. После этого он немного испугался. Сказал мне, что поработает до отпуска, а потом вернется в Уфу.

Невестка рассказала мне, что Наиль каждый день ходил на работу в одной и той же одежде — в своей синей куртке и синих брюках. Он приходил домой, все это снимал в ванной, потом принимал душ, все дезинфицировал, только потом заходил в комнату. С утра он надевал ту же самую одежду и шел дальше. У него не было противочумных костюмов, не было специальных очков. Ему даже маски его девушка сшила.

— Но говорят, что в Москве защиты достаточно.

— Нет, это все пустые слова. Самое постыдное — ребенок умер от коронавируса, а Москва мне отправила справку о смерти, где сказано, что "коронавирус не идентифицирован". В то же время, его привезли в гробу, не разрешили открыть, сказали, что похоронами должна заниматься санэпидстанция. Мы не смогли похоронить сына по-человечески, а они написали, что "коронавируса нет". Все же знают, что он умер от коронавируса, зачем они это делают? Чтобы не платить компенсацию? Я увидела заключение о смерти только после похорон.

— Что сказано в заключении о смерти?

— Двухсторонняя пневмония. Как может быть пневмония у спортсмена, у молодого парня, который никогда не пил и не курил? У меня первое образование — экономика, а второе — среднее медицинское. Я много лет работаю в медицине, я все очень хорошо понимаю.

— Вы знаете результаты теста на коронавирус?

— Первый тест был отрицательным. Второй тест "потеряли". Представляете? Потеряли! Такое тоже бывает, оказывается. Это же Россия, чему тут удивляться. Я думала хотя бы в Москве такого не бывает. (После публикации интервью на сайте Радио Азатлык стало известно, что результаты второго теста были положительными — ред.) Они мне послали грамоты, благодарственные письма. Зачем они мне? Я живу только на уколах и лекарствах. Первый день хотела повеситься. Спасибо всем, кто меня поддержал. День и ночь дежурили около меня.

— Что сын говорил в последние дни о своей болезни?

Наиль Саматов со своей девушкой
Наиль Саматов со своей девушкой

— 13 апреля вечером он сказал, что "нет сил". 14 апреля у него температура поднялась на 42.

С 14 по 22 он лежал в больнице Егорьевска, ему кололи антибиотики, но не помогало.

22 апреля он мне позвонил и сказал, "меня завтра подключают к ИВЛ, не смогу говорить". Потом он сказал, "если я умру, у тебя проблем не останется, только, пожалуйста, не плачь". Когда он уезжал в Москву, он мне сказал, "я тебе верну до копейки все, что ты в меня вложила, мама". Он видел, как я его растила одна, платила за обучение, он все понимал.

"О каких проблемах ты говоришь, балам", сказала я ему. "Тебе же уже лучше, все будет хорошо", сказала я ему. Это был последний разговор.

— Сколько дней он пролежал на ИВЛ?

— Девять дней. Ему становилось хуже и хуже. Потом его перевели в Москву (Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского — ред.). Это тоже стало возможным только благодаря моим контактам. Там ему сделали трахеостомию (операционное вмешательство в трахею, в результате которого обеспечивается поступление воздуха в дыхательные пути — ред.). После этого у него наступила полиорганная недостаточность отказали все органы.

27 апреля его привезли в Москву, а 6 мая он умер. Даже в такой клинике его не смогли спасти. 4 дня до смерти он был в коме. Накануне смерти, 5 мая, мне звонили из клиники, сказали, "хотим обрадовать". Сын начал реагировать на свет, начал двигать ногами. Я наконец-то поспала в ту ночь. А утром 6 мая я узнала, что ночью балам (мой ребенок — башк.) умер. Мне позвонили и сказали, что "у него не выдержало сердце".

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Азатлык Мәскәүдә коронавирустан вафат булган 28 яшьлек Башкортстан табибы Наил Саматов турында язган иде. Улын ялгызы гына үстергән, өлкән шәфкать туташы булып эшләүче 52 яшьлек Рәгидә Нуриева сүзләренчә, табиблар улын коронавирустан түгел, пневмониядән үлде дип язган. ⠀ — Улым Мәскәү өлкәсендәге Егорьевски хастаханәсенә эшкә гыйнвар азакларында гына урнашты. Өйдән ул 28 гыйнварда чыгып китте. Университетны тәмамлагач төрле җирләрдә, хосусый клиникаларда эшләп карады, әмма хезмәт хакы шул 15-16 мең сумнан артмады. Яшь белгечләрнең шулай инде. Октябрьдә туй ясамакчы иде, бераз акча эшләп кайтыйм дип Мәскәү өлкәсе Егорьевски шәһәренә китте. Августта ординатурага кермәкче иде. Нәтиҗәдә 9 май көнне без аны әтисенең әнисе янында җирләдек. Обходка йөргән вакытта чумага каршы костюмнар, махсус битлекләр, саклану әйберләре бирелмәгән. Ул карарга барган бер ир кеше өч көннән коронавирустан үлгән. Шуннан соң ул бераз куркып калды. Отпускага кадәр эшләрмен дә Уфага кайтырмын ахры диде. ⠀ Йөргән кызы 12 апрельгә кадәр аның янында булды. Сөйләвенчә, 4тән 6га кадәр Наил авырулар янына гел шул бер зәңгәр курткасы белән зәңгәр чалбардан йөргән. Эштән кайткач аны шунда ук ванна бүлмәсендә салып куя торган булган, үзе душ кергәч, мөмкин кадәр дезинфекцияләр уздыргач кына залга кергән. Иртән тагын шул киемнәрен ваннадан алып киеп чыгып киткән. Чумага каршы костюмнар да, махсус күзлекләр дә булмаган. Битлекне дә йөргән кызы тегеп биргән. Иң хурлыклысы — үлгәннән соң Мәскәүдән җибәргән кәгазьдә коронавирус ачыкланмаган дип язганнар. Шул ук вакытта, мәетне алып кайткач, йогышлы дип табутны ачуны тыйдылар, җирләү белән санэпидстанция шөгыльләнергә тиеш диделәр. Улымны кеше төсле җирли дә алмадык, ә алар коронавирус табылмады дип язганнар. Гәрчә табиб алып барган авыру көндәлегендә коронавирус булуы әйтелгән. Коронавирус булуын бөтенесе белә бит инде, компенсация түләмәс өчен шулай язганнармы — белмим. Икеяклы пневмониядән үлгән дип язганнар. Спорт белән шөгыльләнүче, тәмәке тартмаучы, эчмәүче егеттә нинди пневмония булсын? ⠀ Дәвамы комментарларда ⤵️

Публикация от Азатлык Радиосы (@azatliq)

Вы получили какую-то финансовую помощь?

— Врачи Егорьевской больницы, где сын работал, собрали денег. Простые врачи мне послали свои деньги. Пока не могу думать о деньгах. Мне оказали помощь на работе, им большое спасибо, я там уже 18 лет работаю.

Коллеги сына собираются обратиться в "Альянс врачей" и подать в суд за такую несправедливость. Пока я ни о чем думать не могу.

— Вы знали, сколько сын получал в Москве?

— Да, у нас не было секретов. На сайте больницы была обещана зарплата 80 тысяч. Сын получал 25-30 тысяч. Он думал, что заработает на свадьбу, он говорил, что устал от безденежья.

— А дополнительные выплаты?

— Сказки все это.

— Где он жил?

— Снимал квартиру. Очень переживал, что квартиры там по 12 тысяч. Но я помогала ему. Через три месяца больница должна была ему предоставить жилье, как молодому специалисту. Зачем я его туда отправила?

Видели бы вы, на какой машине его привезли из Москвы. Какая она была старая, по пути сломалась. Из-за этого его везли двое суток! Я была в шоке.

— Как его похоронили?

— Родственников не пустили, но я зашла. "Это же мой сын, пусть я умру, пустите меня", сказала я и зашла. У могилы мы стояли вдвоем с его отцом. Было несколько родственников в противочумных костюмах. У них маленькие дети, поэтому я настояла, чтобы они надели костюмы. Были из санэпидстанции, они пытались меня не пустить.

  • Имя Саматова Наиля включено в "Список памяти", который появился по инициативе российских врачей. В этот список вносят имена врачей, медсестер, санитарок, лаборантов и других медицинских работников, погибших во время пандемии Covid-19. На 17 мая в списке более 200 человек. Среди них есть врачи из Поволжья, в том числе Дмитрий Смородинов, заведующий отделением в больнице № 5 Набережных Челнов, а также Никонорова Елена, медсестра Белебеевской ЦРБ в Башкортостане.
  • Независимый профсоюз медработников "Альянс врачей" уже обращал внимание на ситуацию в РКБ им. Куватова в Уфе. Также организация собственными силами собирала средства на покупку средств защиты для врачей, но в Нижнем Новгороде они за это были привлечены к ответственности.
  • Тысячи врачей с начала пандемии каждый день подвергают себя опасности ради помощи пациентам. Медики из Чувашии, Удмуртии и Мордовии ранее рассказали "Idel.Реалии" о нехватке средств защиты и неверной статистике заболевания.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG