На последней сессии парламента, 25 марта, глава Удмуртии Александр Бречалов выступил с отчетом о деятельности правительства республики за 2019 год. Часть доклада была посвящена кризисной ситуации в малом и среднем бизнесе в связи с коронавирусом. Мы решили поговорить с предпринимателями Удмуртии, как в условиях пандемии живет их бизнес, семьи, и какие меры поддержки от государства хотели бы видеть люди сегодня.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
С 28 марта правительство Удмуртии ужесточило меры предосторожности в связи с пандемией коронавируса. До особого распоряжения приостановлена работа кинотеатров, детских развлекательных центров, СПА-салонов, спортивных объектов, приостанавливается работа заведений общественного питания (кроме столовых, обслуживающих горячим питанием рабочих), разрешена работа только на вынос и доставку. Закрываются в Удмуртии и объекты розничной торговли, кроме аптек и магазинов с продуктами питания и товарами первой необходимости.
Антон Романов, владелец двух ресторанов в Ижевске, в бизнесе уже больше 15 лет. Он рассказывает, что первые две недели информация об угрозе коронавируса распространялась постепенно и поначалу все воспринималось с иронией.
В итоге сегодня мы закрываемся — В итоге сегодня мы закрываемся. Как руководитель вижу, моих сотрудников беспокоит финансовая ситуация. У нас работает средний класс, у людей кредиты, — делится собеседник.
— А что будет дальше, на ваш взгляд?
— Вышло распоряжение закрыть рестораны, мы их закрыли. Все по цепочке закроются и дальше, например, компании-поставщики. Наблюдаю ситуацию в стране и за рубежом. Думаю, что навряд ли карантин быстро закончится.
— В сложившейся ситуации какую поддержку хотели бы получить от государства?
— Необходимо просто реальное присутствие государства в деле: мы слышим от президента и от премьера о поддержке малого бизнеса, но эта поддержка ни в чем не проявляется. Я общаюсь с коллегами из других регионов, и там такая же история. Нет никаких надежд, что государство чем-то поддержит и поможет. Выделение средств на федеральном уровне для поддержки бизнеса вряд ли дойдут до адресатов. Ведь каждый раз деньги оседают неизвестно где. Налоговая ситуация в стране и без этого с каждым годом ужесточается, причем без объяснений. Например, налог на землю и имущество, а доходы не увеличиваются. Финансовая ситуация в стране сложная. Если раньше с партнёром по бизнесу мы думали, как развиваться и быть лучше, то сегодня обсуждаем как все продать. Будущее малого бизнеса мало понятно. Государство создаёт ситуации, чтобы обложить всех налогами и штрафами. Коронавирус покажет все проблемы России изнутри.
У Ильдара Газизова из Ижевска своя фирма, которая занимается натяжными потолками. Он в бизнесе уже 13 лет. Коронавирус пока на работе не отразился, но ждать лучшего, как говорит предприниматель, не приходится. В особенности, потому что начали закрываться цеха по производству сырьевого товара.
— Сейчас нет особого спроса на потолки из-за актуальности более важных вещей как продукты, лекарства. У меня самого поменялось отношение к жизни. Сейчас для меня в приоритете здоровье близких. Пока ситуация не особо серьезная, но все к этому идёт. Что касается своего предприятия, я для себя не вижу поддержки от государства, — делится он.
— Какую поддержку хотели бы получить от государства?
Получается, их семьям скоро не на что будет купить продукты
— Государство в первую очередь должно обеспечить незащищенные слои населения продуктами. Не у всех есть денежная подушка безопасности, например, у меня есть знакомые монтажники, которые нигде официально не числятся. Получается, их семьям скоро не на что будет купить продукты. В России много официально нетрудоустроенных людей. Они останутся за бортом, за чертой бедности и бедствия. Для них остановка производства равносильна голодной смерти. Государство должно помочь этим людям в первую очередь.
Ильдар Газизов считает, если государство хочет предпринять реальные меры поддержки, нужно обеспечить финансово каждую семью в России, чтобы хватало как минимум всем на еду и необходимые вещи.
— Нам сейчас невозможно зарабатывать, и непонятно, на какой срок встала наша работа. Мы можем работать инкогнито, переступая закон, но до определенной поры. Я слышал, что многие собираются скрытно подрабатывать, потому что нечем кормить семьи.
— Как вы сами относитесь к ситуации с коронавирусом?
— Нужно менять систему здравоохранения: врачи работают без масок, не говоря о защитных костюмах. Люди не понимают всей серьезности ситуации. В Италии все плачевно, люди умирают — в каждой семье, практически, по одному человеку. Это заставляет задуматься о жизни. Я вижу сейчас, как у людей меняются приоритеты на глазах. Смех переходит в задумчивость, и многие серьезнее к жизни стали относиться.
Когда Александр Бречалов, выступая в парламенте с отчетом о деятельности республики за 2019 год, рассказал и о себе.
— Я прошел все кризисы современной России, в 1992 году будучи курсантом, а в 1998 году, 2008 году и 2014 году, как предприниматель. Ответственно могу вам сказать, что любой кризис — это возможность. Да, какие-то предприниматели не выдержат ситуации. В наших силах поддержать тех, кто готов бороться, а тех, кто готов развиваться буквально за руку вести и помогать.
Глава региона привел успешный пример производственного предприятия по изготовлению электронных приборов и компонентов "Аксион", которая сейчас получает сертификацию на открытие производства аппаратов ИВЛ (аппарат искусственной вентиляции легких — прим.).
— Буквально на следующей неделе готовы запустить производство и уже есть конкретные заявки от других регионов. "Аксион" может производить около 10 тысяч таких аппаратов в год. Еще раз повторюсь, каждый кризис — это возможность. Используем мы ее или нет — зависит от нас, — сказал глава Удмуртии.
В сложившейся кризисной ситуации представителям малого и среднего бизнеса предложено обратиться на телефон горячей линии в Корпорацию развития Удмуртской Республики. Власти предлагают трехмесячную отсрочку по уплате страховых взносов, по арендной плате за помещения, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, объявлен мораторий на налоговые, таможенные проверки, предлагаются программы льготного кредитования и возможность реструктуризации ранее выданных кредитов для чего будет увеличен объем субсидий региональным микрофинансовым организациям.
Владелец ресторанного бизнеса в Ижевске Антон Романов считает, что в реальности эти меры поддержки не помогут.
— В моем случае меры по отсрочке аренды, например, мне не помогут, так как помещения находятся в собственности. От этого большие налоги на имущество, на землю. Неизвестно пока, как на практике новые механизмы будут работать.
А Ильдар Газизов месяц назад вовсе отказался от офиса, потому что это невыгодно.
— В Ижевске многие из тех, кто работает в нашем направлении, пришли к такому же решению. Лишь может 10% предпринимателей эта отсрочка и поможет, только не надо забывать, что за эту отсрочку и платить придется, — отмечает Газизов.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.