25 марта 2010 года Рустам Минниханов принёс присягу и официально вступил в должность президента Татарстана. Случилось это аккурат в тот день, когда истекли полномочия Минтимера Шаймиева, первого президента РТ. Минниханов руководит регионом ровно 10 лет: крушение теплохода "Булгария", пытки в отделе полиции "Дальний", Универсиада-2013, крушение "боинга" авиакомпании "Татарстан", участие в аннексии Крыма, пожар в ТЦ "Адмирал", открытие пяти станций казанского метро, крах банковской системы республики, отмена обязательных уроков татарского языка в школах, непродление договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой, запуски татарских телеканалов "ТНВ-Планета" и "Шаян ТВ", эпопея со строительством мусоросжигательного завода... Всё это происходило при нем. В рамках серии материалов об итогах десятилетия президентства Минниханова оценку его работе дают и активисты. Мы также собрали мнения различных экспертов и подготовили свежую колонку Марины Юдкевич.
ЕЛЕНА ИЗОТОВА, экоактивистка, глава зеленой фракции партии "Яблоко" в Татарстане:
— Поздравить Минниханова, считаю, не с чем. На фоне Шаймиева, он выглядит не самым лучшим образом.
Преображение Казани за счет федеральных средств к миллениуму и олимпиадам, казалось бы, плюс. Но какой ценой город преображался? Столько субподрядчиков было просто брошено без оплаты.
Ну, и самое для нашего города печальное — это согласие участвовать в пилотных проектах строительства МСЗ, аварийного жилья.
ЛЕОНИД СПИРИН, студент третьего курса, главный редактор медиапроекта "Ветер":
Студенческий проездной — беда
— Сложно оценивать, потому что, во-первых, не с чем сравнивать — я не жил в других регионах, а во-вторых, особо не застал других глав республики. С точки зрения молодежи и студенчества в частности, Миннихановым были сделаны две важные вещи: запуск Иннополиса и создание отдельного министерства молодежи. Иннополис — классный проект, особенно для студентов. Недавно мы написали статью о том, каково там учиться. Там есть свои проблемы вроде относительно недавней ситуации со скорой или то, о чем говорил Варламов, но для отдельно взятого конкретного молодого человека наличие Иннополиса это скорее большой плюс.
С Минмолом посложнее — про них можно долго говорить. Вроде ремонтируют лагеря — хорошо. Запустили D-DLINЕ — хорошо, классный проект. А потом заходишь к ним на сайт, а там новость: "Волонтеры Конституции расскажут, как изменится главный документ страны", и думаешь: "А, ну, всё понятно, короче". Студенческий проездной — беда. Вроде как хотелось выстроить диалог с молодежью, но этого, на мой взгляд, не получилось. Проблема в том, что и не получится — это невозможно сейчас. Запускаем антикоррупционный форум — круто, но, мы же не идиоты, может, кто-нибудь уже прокомментирует бизнес-джет? Получается очень фальшиво, а молодые это особенно не любят. А не фальшиво будет очень сложно — такая уж ситуация в стране.
РЕГИНА КАЛИМУЛЛИНА, активистка протестного движения соципотечников, жительница ЖК "Салават күпере" в Казани:
Оказалось, что у нас дома такого плохого качества, что мы живем практически с дырявыми стенами
— Положительным для меня за эти десять лет стало только то, что Минниханов включился в решение проблем со строительством соципотечного жилья. Когда дома не строились, он обратил внимание на наши призывы, приехал в "Салават күпере" и строительство сдвинулось с мертвой точки. Наши дома всё-таки достроили и мы заселились. Да, конечно, сейчас очень много проблем, и он слабо на них реагирует, это другой вопрос. Оказалось, что у нас дома такого плохого качества, что мы живем практически с дырявыми стенами. Сейчас мы участвуем в судах с Госжилфондом. Нельзя забывать, что ГЖФ при президенте РТ. Нельзя забывать, что это лицо президента, он должен в этом разбираться и контролировать.
Хочу сказать, сейчас у Минниханова слабый контроль во всех сферах. Начиная со строительства мусоросжигательного завода и программы переселения из аварийного жилья. Мы уже понять не можем, что ему докладывают его подчиненные. Люди-то протестуют, выходят, потом их скручивают силовики и судят. Такого в республике быть не должно. Раньше Татарстан считался самым свободолюбивым регионом, но сейчас это уже не так.
В народе уже шуткой стала фраза: "Кузнеца кадров — Сельхозакадемия". Всех, кого не попадя они протаскивают через Сельхозакадемию, чтобы сделать высшее образование, а потом тащат в депутаты, в Госсовет.
Касаемо остальных вопросов, в течение этих десяти лет в Татарстане процветает коррупция и клановость. У нас чиновники сами сидят, детей своих тащат, всех племянников, родственников. В народе уже шуткой стала фраза: "Кузница кадров — Сельхозакадемия". Всех, кого не попадя они протаскивают через Сельхозакадемию, чтобы сделать высшее образование, а потом тащат в депутаты, в Госсовет. Эти люди потом за нас принимают выгодные для себя решения. У нас простое население в курсе, что есть метшинская команда, шаймиевская. У нас кланы, родственники чиновников везде, во всех сферах. Это самый большой позор президента. Когда-нибудь это войдет в историю, это будут изучать, рисовать схемы.
Мы видим ведь, когда идут депутаты от народа, их любыми путями срезают, устраивают им провокации. Как только Минниханова подвинут, а это когда-нибудь произойдет, его же конкуренты начнут вытаскивать всё про него. Люди ведь не дураки, они всё видят, но не все вдаются в подробности.
У нас кланы, родственники чиновников везде, во всех сферах. Это самый большой позор президента.
Из-за развития коррупции и клановости идет обнищание населения. Люди действительно вынуждены работать на двух-трех работах, чтобы хоть какую-то достойную жизнь обеспечить своим детям. У нас говорят, что средняя зарплата — 47 тысяч рублей. Где вы видели эти деньги?! Если только посчитать с зарплатами всех чиновников, депутатов и разделить на количество населения. Так — да. Только посмотрите, какие зарплаты у тех, кто сидит в Госсовете, и у чиновников вообще. Мы работаем, платим налоги, они с этих налогов получают огромные зарплаты, а люди еще и не могут попасть к этим чиновникам на приём.
Власть в Татарстане забыла о своем предназначении. Власть здесь — народ, а они — исполнители. Это понятно, если посмотреть на примере семьи, живущей в частном доме, которой наняли домработницу. Мы даем указания, а домработница выполняет. Мы даем на это деньги. Так должно происходить в государстве в целом и в республике в частности. Те, кто у власти, на самом деле наши домработницы. Только они какие-то взбесившиеся. Они у нас воруют, обманывают. Президент много хочет. Он вроде указание дал, ножкой топнул, а проследить за всем этим не может. Это его самая большая ошибка. Наверное, Минниханов был бы любимым президентом, если бы он четко контролировал подчиненных и требовал с них отчета. Он должен реагировать на глас народа.
МАРИНА РОДИНА, аварийщица из Зеленодольска:
Зачем нам такой президент, который не держит слова?
— Надо менять руководителя. Даже по нам, аварийщикам, они приняли пилотный проект, который уже сейчас распространился и на других, но никто не спрашивал народ, хотят ли они его, нравится ли им эта идея или нет. Проект был настолько сырым и неподготовленным, что дошло даже до уголовного дела. Минниханов в самом начале [ситуации с аварийщиками] приезжал, но тогда он дал обещания, которые так и не сдержал. Зачем нам такой президент, который не держит слова?
Аварийщики сами решали вопрос с Советом по правам человека, через митинги, протесты, через свое здоровье. Никакого участия Минниханова тут нет. Он приехал тогда и сказал, что так нельзя, что некоторые дома неаварийные, что нельзя людям давать аварийные дома в ипотеку. Но это только слова. На деле Полукамушки сейчас полуразрушенные стоят, горят постоянно. Обещали к концу 2019 года первую часть комплекса заселить, но всё встало, нет дофинансирования. Люди за свой счет живут в каких-то других местах.
АЛЕКСАНДРА ЮМАНОВА, пострадавшая при банкротстве Татфондбанка:
— За 10 лет чиновники республики показали полное нежелание и неспособность наладить прямой диалог с гражданами. За эти 10 лет президент не сделал ничего, чтобы граждане смогли реально управлять своей республикой, пожиная и неудачи, и победы.
Итог 10 лет — лицемерие, жадность, кумовство и коррупция
Итог 10 лет правления — постоянное пикетирование кабмина РТ гражданами, которые хотят, чтоб их услышали. Итог 10 лет правления — на прием к премьер-министру, например, можно попасть только поймав его за руку на публичном мероприятии, а к спикеру Госсовета вообще не реально. Итог 10 лет — лицемерие, жадность, кумовство и коррупция, которая лишила граждан миллиардов рублей, ограбив государственный Татфондбанк. Тотальное лицемерие.
НАИЛЬ НАБИУЛЛИН, лидер Союза татарской молодежи "Азатлык":
Татарстан является Татарстаном только благодаря наличию национальной изюминки в виде татарского языка, культуры и его политических прав
— Десять лет назад я, как и многие представители татарской интеллигенции, воспринял избрание Рустама Минниханова с большими надеждами. Надежды были в том числе на положительное изменение отношения, в первую очередь, к татарскому языку. Стоит отметить, что во многих отраслях Татарстан при Рустаме Минниханове действительно ушел вперед — республика стала одним из ведущих регионов в стране. Татарстан стал более узнаваем на международной арене, укрепились отношения с другими странами. Но вместе с тем сейчас надежды сменились на некое разочарование и скепсис.
К сожалению, мы не только не укрепили, но сдали те завоевания, которые удалось добиться в 90-х, в том числе, договор, изучение татарского языка, который сейчас стал добровольным. Татарская общественность справедливо ожидала поддержки и защиты интересов татарского народа.
Ведь нравится кому-то или нет, но базис республики — это её культурные ценности. Татарстан является Татарстаном только благодаря наличию национальной изюминки в виде татарского языка, культуры и его политических прав. Мы защищали и пока отстояли институт президента, чтобы лидер республики, ощущая поддержку своего народа, опираясь на него, мог более смело отстаивать интересы Татарстана. Но с сожалением приходится отмечать, что серьезных шагов в этом направлении сделано не было.
ОЛЕГ ЕМЕЛЬЯНОВ, и.о. координатора Штаба Навального в Казани:
— У меня пока Рустам Минниханов ассоциируется с несколькими вещами: во-первых, баснословный самолёт за три миллиарда рублей, во-вторых, картель и воровство на госзакупках для резиденции Рустама Нургалиевича (о чем, конечно, не может не знать) и в-третьих — фальсификация выборов. При его президентстве масштабы фальсификаций в республике достигли чего-то невероятного, не зря Татарстан начали называть "электоральным султанатом".
При его президентстве масштабы фальсификаций в республике достигли чего-то невероятного, не зря Татарстан начали называть "электоральным султанатом"
Я бы сказал, что президент в этом случае не справляется со своей работой. Он не обеспечивает чистоту и честность выборов, он не не идёт на диалог с активистами (хотя много говорит об этом, но слова остаются словами) и он никак не реагируют на коррупцию. И дело здесь не ограничивается картелем на закупках для его резиденции, в коррупции наш штаб подозревает и мэра столицы республики; это чуть ли не второй человек после президента.
Но, видимо, Рустаму Нургалиевичу проще перебанить всех активистов в соцсетях и закрыть глаза на коррупцию, чем что-то с этим сделать.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.